Теория переходной экономики (90-ые)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Традиционная экономика является признаком низко развитого общества. Она строится на основе приспособления к природным условиям, призвана служить выживаемости человека, часто носит характер натурального обмена. При централизовано - командной экономике все решения принимаются по приказу «сверху». Такая экономика строится на основе государственной монополии на средства производства. Рыночная экономика, в свою очередь, предполагает частную собственность на средства производства. Продавец и покупатель вступают в рыночные отношения, которые и являются средством регулирования рыночной экономики

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Общие основы переходной экономики………………………………...5
1.1.Сущность, задачи и особенности переходной экономики………………....5
1.2.Модели переходной экономики……………………………………………...7
1.3. Концепции перехода к рыночной экономике……………………………..15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ….20
2.1. Крах советской экономики на рубеже 80 - 90-х годов …………………...21
2.2. Этапы и закономерности российской переходной экономики к рыночной модели хозяйствования. ………………………………………………………...24
2.3. Зарубежный опыт перехода к рынку ……………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

переходная экономика курсовая по ИЭУ111111111.docx

— 78.47 Кб (Скачать)
    1. Модели переходной экономики
 

     Разнородность переходной экономики открывает широкий выбор перспектив развития: от превращения в отсталую развивающуюся страну, до пополнения числа новых индустриально развитых стран. Выбор зависит от соотношения общественно-политических сил, понимания государственным руководством особенностей переходного периода, его умения и настойчивости в проведении политики. Сегодня уже есть ряд моделей становления рыночной экономики - в зависимости от уровня развития стран, что, в свою очередь, обусловливает разную степень регулируемости экономики, различные уровни социализации и демократизации общественной жизни. Это - модель «рыночного социализма», которая применялась в свое время в Югославии и Венгрии (этого же типа модель успешно используется в Китае и Вьетнаме); модель «бархатной революции» в Чехословакии; модель «шоковой терапии» в Польше и странах СНГ. [11]

     Если  первая модель характеризуется постепенностью преобразований, ведущей ролью государственного руководства и управления всеми процессами, то модель «шоковой терапии» - попыткой быстро разрушить старую, командную, систему и ввести рынок, рыночные отношения. Модель «бархатной революции», напротив, определяется не только постепенностью трансформирования, но и более «мягким», спокойным переходом от централизованного регулирования к рыночному механизму.

     В условиях модели «рыночного социализма» преобладает собственность государства и корпораций, сочетающаяся с мелкой частной собственностью. При применении модели «шоковой терапии» осуществляется ускоренная корпоратизация государственной собственности, причем нередко - путем ее передачи в руки бывшей номенклатуры, сохранившей административную власть. Для модели «бархатной революции» свойственна значительно большая активность населения в преобразовании отношений собственности (например, ваучерная приватизация в Чехии и Словакии). В отношении распределения и условий жизни модель «рыночного социализма» сохраняет государственный патернализм, причем в Китае и Вьетнаме это дало достаточно хорошие результаты. В условиях «шоковой терапии», обеспечившей сравнительно быстрый выход Польши из кризиса, рыночные реформы все же превращаются в самоцель, и общество платит за это огромным ухудшением условий жизни людей, обнищанием широких слоев населения. «Бархатная революция» наиболее последовательно реализует принципы «социального рыночного хозяйства», что находит проявление и в сравнительно меньших глубине и остроте кризиса, а значит - и в сравнительно меньших спадах уровня жизни народа.

     Принято выделять несколько основных моделей  перехода к рыночной экономике. Рассмотрим наиболее известные национальные модели. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках  государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных  расходов в 2005-2009 гг. составляла свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная  социализация», означающая, что функция  производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

     Социальное  рыночное хозяйство ФРГ, формировалась  на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности  устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции  и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком  развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над  интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства  в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

     Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

     Вследствие  относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское  государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Концепции перехода к  рыночной экономике
 

     В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции перехода к  рыночной экономике. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова  «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

     Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики  рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [13, c. 228].

     Яркий образец градуализма – реформы  в Китае. С начала 80-х гг. Китаю  удается поддерживать высокие темпы  развития, примерно 10% прироста ВВП  в год. Китай уже вошел в  десятку ведущих государств мира.

     Китайское руководство придерживается прагматичного  подхода. Оно поощряет рыночные отношения  там, где это возможно, и сохраняет  государственный контроль там, где  считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать  благоприятные условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в десять - пятнадцать раз превышает накопленный  объем иностранных инвестиций в  РБ. Очень удачным решением оказалось  создание свободных экономических  зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с  использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

     В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.

     Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству  удается совмещать реформы с  быстрыми темпами роста экономики.

     Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

       «Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [13, c. 232].

     Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

     Исходя  из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли.

     Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

     Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить  мягкие бюджетные ограничения, характерные  для социализма. Жесткие бюджетные  ограничения означают, что предприятия  могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение  денег от государства. Что касается огромных тягот для населения  от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

     В наиболее последовательном виде эта  доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

     Обобщая опыт реформ в странах с трансформационной  экономикой, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации  во многом зависит от исходного состояния  дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

       Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер: 1) Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков. 2) Развитие частного секторам - приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий. 3) Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере. 4) Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Информация о работе Теория переходной экономики (90-ые)