Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:30, контрольная работа
Естественные потребности связаны с физиологическими и природно-климатическими условиями жизни человека (потребность в пище, воде, воздухе, тепле и т. д.).
Духовные потребности возникают из существования человека как мыслящего существа, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. К ним относятся потребности в достижениях культуры, науки, искусства, литературы, музыки. Особым видом духовных потребностей является потребность в вере, которая удовлетворяется различными религиозными конфессиями.
Все рассмотренные производственные факторы должны оптимально сочетаться для достижения максимального результата при имеющихся ресурсах. Для этого необходима сбалансированность производства и потребления, потребления и накопления, производства средств производства и производства предметов потребления, спроса и предложения, межотраслевых и межтерриториальных пропорций, материальных ресурсов и противостоящих им финансовых ресурсов.
В реальной экономике не
наблюдается идеальной
В настоящее время общая теория равновесия базируется на нескольких постулатах, важнейшие из которых следующие:
• основа жизни общества - рыночная экономика, а важнейший вид экономической деятельности — производство товарных благ и услуг;
• экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции, когда отсутствуют монополии, а цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения;
• основная цель производителя — получение максимальной прибыли от реализации товарной продукции и услуг;
• основная цель потребителя — получение и потребление максимума полезностей с минимально возможными затратами;
• макроэкономическое равновесие выступает как результат действия отдельных факторов производства или как равновесие спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Общая теория равновесия как необходимый компонент включает равновесие производственных факторов. Достижение идеального равновесия факторов влечет за собой максимальный (при данной величине факторов производства) объем производства материальных благ и услуг.
Весьма важным моментом является
взаимозаменяемость факторов производства,
которая позволяет
Система национальных счетов возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х - первой половине 1940-х годов. Серьезным толчком к созданию национальной системы учета — макростатистической модели рыночной экономики — стала «великая депрессия» 1929-1933 гг. Для конъюнктурной оценки предстоящего развития экономики и разработки конкретных мероприятий экономического и политического характера требовалась оценка экономической деятельности на основе синтетических показателей, взаимосвязанных между собой. Так возникает идея национального счетоводства, создания системы макроэкономических показателей, отражающих все основные аспекты функционирования экономики. Национальному счетоводству предшествовали расчеты национального дохода. В начале XX в. американские, английские, немецкие статистики делали попытки исчислить национальный доход путем применения балансового метода. К таким попыткам можно отнести ряд работ (С. Кузнец «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919—1935 гг.», А.Боули и Дж.Стэмп «Национальный доход» (1929 г.); К.Кларк «Национальный доход и расходы» (1937 г.), довоенные германские публикации). Из отечественных исследований известны публикации Прокоповича. В 1918 г. была опубликована его работа по исчислению национального дохода Европейской части России.
Официальные расчеты национального дохода впервые были проведены в США в 1932 г. (по поручению 72-го Конгресса США). К этому времени относятся и первые официальные оценки национального дохода Германии, которые, однако, были вскоре прекращены. В экспериментальном порядке в 1925, а затем в 1930 и 1934 гг. аналогичные расчеты осуществлялись статистическим управлением Японии. Позднее первые официальные оценки национального дохода были проделаны в Англии, затем во Франции. Систематические публикации по национальному доходу в развитых странах начались в годы Второй мировой войны, которые во второй половине 1940-х годов дополнились первыми расчетами по системе национальных счетов. Под национальными счетами обычно понимались расчеты, отражавшие структуру национальной экономики, производство, распределение и использование национального продукта и национального дохода, основные балансовые взаимосвязи (как в форме счетов, так и в матричной форме)1.
Теоретическим
«отцом» национального
Большую роль в развитии и совершенствовании национального счетоводства сыграли международные организации, имевшие специальные статистические подразделения. Значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислить размер взносов государств — членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран. К 1994 г. подготовлена третья версия системы национальных счетов ООН (СНС ООН).
СНС ООН — концентрированное выражение и обобщение теории и практики национального счетоводства в развитых странах. Вместе с тем это гипотетическая схема. В процессе реализации гипотетическая модель СНС претерпела существенные изменения. Первая версия СНС ООН (разработана в 1952 г., официальный документ опубликован в 1953 г.) — это взаимоувязанная система из шести счетов (три сводных и три секторных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ряд основных процессов в экономике:
I. Наиболее сводные агрегаты: внутренний продукт, национальный доход, отечественные вложения в основной капитал.
II. Сводные счета: домашние хозяйства (текущий субсчет, счет операций с капиталом), государственное управление (текущий субсчет, счет операций с капиталом).
Дальнейшее развитие национального счетоводства было связано с попытками интеграции разных балансовых построений — межотраслевого баланса и системы показателей, характеризующих движение национального дохода, счетов производства, потребления и капиталовложений («реальных счетов») и счетов доходов, расходов и финансирования капиталовложений («финансовых счетов»). В «реальных счетах» основное внимание должно уделяться отраслям и продуктам; в финансовых счетах важна группировка экономических единиц по секторам, а также необходимы классификации трансфертов и финансовых отношений, возникающих между секторами.
В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта по системе национальных счетов, принципиальная структура которой такова:
I. Сводные счета:
1. Валовой внутренний продукт и его использование
2. Располагаемый национальный доход и его распределение
3. Финансирование капитальных затрат
4. Внешние операции (с «остальным миром»).
II. Счета производства, потребления и капиталообразования:
А. Виды товарной продукции (товаров и реализуемых услуг)
Б. Нетоварная продукция и услуги (нереализуемые)
В. Отрасли производства товаров
Г. Услуги государственных учреждений
Д. Услуги частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
III. Счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат:
А. Нефинансовые корпоративные и сходные с ними предприятия
Б. Финансовые учреждения
В. Государственные учреждения
Г. Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
Д. Домашние хозяйства, включая частные нефинансовые некорпоративные предприятия
Система построена на принципах строгого разграничения текущих счетов и счетов капитала, каждый из которых разбивается на два класса. Текущие счета включают счета, относящиеся к производству товаров (первый класс), и счета, отражающие использование доходов на приобретение потребительских продуктов и услуг, на трансферты и запасы (накопление) продуктов (второй класс). В первом случае объектами классификации являются товары и отрасли, в которых они производятся, а во втором — виды расходов и субъекты, осуществляющие их. Аналогичное разграничение и внутри счетов капитала. Счета капитала относятся к валовому капиталообразованию в различных отраслях национального хозяйства и инвестиционной деятельности правительства и частных некоммерческих организаций (для различных целей), а счета финансирования капитала строятся по институциональным секторам.
В целом и по отдельным секторам в системе дается характеристика воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и пассивов, увязанных с движением потоков. Это позволяет проследить финансовые потоки, определить сбережения как источник финансирования и тем самым показать, в какой мере активы каждого сектора формируются за счет собственных средств и в какой мере — за счет заемных, привлеченных со стороны.
С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. Отметим некоторые из них.
В наиболее развитых
СНС характерны высокая степень
интегрированности и
Интеграция выходит за рамки собственно системы национальных счетов и захватывает платежный баланс, статистику государственных финансов, статистику денежного обращения и банковскую статистику. Для гармонизации центральной системы макроэкономической статистики и так называемых родственных ей разделов предусматривается система сателлитных счетов, увязывающих с СНС блоки социальных показателей, показателей окружающей среды и др.
Разработка сателлитных счетов - это серьезный поворот СНС наряду с финансово-экономическим и технолого-экономическим подходами к изучению социальных процессов. Если до последнего времени процесс производства рассматривался прежде всего с технологической точки зрения, то в развитии современной СНС все более отчетливо проявляется тенденция усиления роли в макроэкономической статистике таких разделов, как статистика занятости, распределения и перераспределения доходов.
Имеется ряд концептуальных нововведений, вносящих серьезные изменения в перспективу развития национального счетоводства. Они касаются, в частности, определения границ экономической деятельности (сферы производства). Теоретически признается правильным расширить сферу производства за счет подключения нелегальных, юридически запрещенных видов деятельности, и во всяком случае «теневая экономика» может рассматриваться как сектор национальной экономики.
К изменениям концептуального характера относятся также: введение категории «смешанный доход», проведение различия между расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением, расширение понятия «валовое накопление» (например, за счет некоторых видов расходов, нематериализуемых в конкретных объектах, или за счет некоторых товаров, приобретаемых хозяйствующими субъектами и включавшихся раньше в потребительские расходы для домашних хозяйств), дальнейшее развитие получила институциональная классификация экономических единиц.
К другой группе теоретико-методологических новаций относится более четкое разграничение экономических операций на денежные и другие. При этом среди последних различают три вида:
• фактическая деятельность имела место, но оценка условная (производство сельскохозяйственной продукции для собственного потребления);
• бартерная сделка;
• фактически экономическая операция не имела место, но регистрируется как имевшая место (регистрация хозяйственной операции типа «отчисления на социальное страхование» внутри сектора «Домашние хозяйства»).
В новейших системах национального счетоводства особое внимание обращено на блок показателей, характеризующих изменение активов и пассивов, словом — на финансовый аспект воспроизводства. Указанный интерес в методологических стандартах отражен и в детализации сектора финансовых корпоративных предприятий, в условиях развитых рыночных отношений включающего:
• Центральный банк;
• другие сберегательные учреждения;
• других финансовых посредников, кроме страховых компаний и пенсионных фондов;
• финансовые вспомогательные организации;
• страховые компании и пенсионные фонды.
Более подробно
отражаются распределительные и
перераспределительные операции (счет
распределения доходов
Переход от баланса народного хозяйства к СНС требовал рассмотрения и решения ряда концептуальных и методологических проблем. При этом было необходимо, с одной стороны, исходить из международных рекомендаций, а с другой - учитывать особенности организации хозяйственной деятельности в переходный период и ее отражения в учете. Так, для переходного периода характерно наличие относительно больших, чем в рыночной экономике, объемов экономической деятельности, в значительной мере или полностью субсидируемой из бюджета (сельскохозяйственные услуги, лесное хозяйство, содержание дорог, жилищное хозяйство и др.). Существенны объемы услуг социально-культурного характера, предоставляемых предприятиями своим работникам и, членам их семей. Несмотря на бурное развитие коммерческой банковской деятельности, ее роль все еще ограничена, сохранялись прежние функции Государственного банка, который фактически являлся составной частью государственной бюджетной системы и участвовал в управлении экономикой наряду с другими государственными учреждениями управления. Все эти явления оказывали влияние на методы определения и оценки продукции отдельных видов деятельности, отнесения ее к определенным секторам экономики и отражения ее использования в СНС.
Информация о работе Теоретические основы построения СНС, история её возникновения и развития