Теоретические основы политики таргетирования инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос инфляции является одним из самых актуальных и сложных вопросов в современной экономической теории. Инфляция, как принято, ставит препятствия социально-экономическому развитию, так как может сломать конкурентоспособность участников рыночной экономики, которая ведет к усилению имущественной дифференциации общества. Большинство развитых государств добились ее существенного снижения. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной. Хотя темп инфляции в Российской Федерации упорно и медленно снижается, необходимость в будущем снижении ее темпа, также остается нужным.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера.

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий, может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. При этом, прирост базовой инфляции для достижения цели, составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовой политики в 2014 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.

 

 

1.2 Особенности и характеристики  политики таргетирования инфляции

 

Таргетирование инфляции – это  комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

 

Конкретные механизмы исполнения политики таргетирования инфляции

в разных странах различаются. Тем не менее, у них есть многочисленные

общие черты, о которых мы можем говорить как об особенностях таргетирования

инфляции.

Характеристики политики таргетирования инфляции

Во-первых, в странах, проводящих политику таргетирования инфляции,

низкая и стабильная инфляция в долгосрочном плане выступает важнейшей

задачей денежной политики. Правительственные учреждения формулируют

эту цель в явном виде.

Во-вторых, фиксируются количественные целевые показатели инфляции,

которые, однако, в разных странах могут быть неодинаковыми. В некоторых

странах, например, Новой Зеландии и Израиле, установлен целевой диапазон

инфляции, а не один целевой показатель. В других странах, например,

Канаде и Швеции, есть целевой показатель, который находится внутри

целевого диапазона. Общее для всех стран, применяющих таргетирование

инфляции, — это наличие симметрии, то есть недопущение инфляции как

выше, так и ниже обозначенного целевого показателя.

В-третьих, центральный банк самостоятельно устанавливает значение

процентной ставки или иного инструмента денежной политики. Важно, что

у центрального банка должны быть инструменты осуществления независимой

политики.

В-четвертых, политика центральных банков, таргетирующих инфляцию,

предельно прозрачна. Прозрачность важна, так как она делает денежную

политику предсказуемой. Таргетирование инфляции предоставляет явные

и понятные основания для принятия решений при проведении денежной

политики. На практике центральные банки обеспечивают прозрачность различными

способами. Наиболее распространенный способ — публикация

отчетных материалов, характеризующих денежную политику и результирующую

инфляцию, а также прогнозы и план действий на среднесрочную

перспективу. Например, в Великобритании центральный банк публикует

прогнозы развития экономики и ответные действия денежных властей на

два года вперед. В Швеции также используется двухлетний горизонт для

целевых показателей инфляции. Отчет содержит сравнительно подробные

прогнозы, при этом принципы денежной политики представляются в отдельном

документе — протоколах совещаний по денежной политике. Во всех

странах, таргетирующих инфляцию, за исключением Исландии, величина

процентной ставки (обычного инструмента политики) определяется в предварительно

объявленные сроки.

В-пятых, центральные банки в странах, таргетирующих инфляцию,

должны тем или иным способом отчитываться за результаты своей денежной

политики. Например, Риксбанк в Швеции предоставляет отчет

Комитету по финансам Парламента Швеции о проведении денежной

политики дважды в год. В Канаде механизм аналогичен. Банк Англии

должен публиковать открытое письмо Министерству финансов в случае,

если инфляция отклоняется от целевого показателя более чем на 1 пп.,

где он должен объяснить, почему цель не была достигнута и какие меры

будут предприняты. В Норвегии летом 2003 г. Министерство финансов

попросило Банк Норвегии предоставить более подробный отчет о фактическом

изменении уровня цен: инфляция тогда была более чем на 1 пп.

ниже целевого показателя.

Итак, таргетирование инфляции должно быть политикой повышенной

прозрачности и подотчетности денежных властей. Это, может быть, более

важная составляющая данной политики, нежели собственно цель по инфляции.

Последняя играет роль некоего номинального якоря, посылающего

четкие сигналы экономике о том, какие действия стоит ожидать от денежных

властей. В результате экономика в целом оказывается защищенной от неожиданных

поступков центрального банка; уменьшается неопределенность,

что способствует более сбалансированному развитию.

Основные предпосылки для успешной реализации политики

инфляционного таргетирования в развитых

и развивающихся странах

Хотя многие преимущества политики таргетирования инфляции очевидны,

не всегда ясно, возможно ли проводить такую политику в той или

иной стране. Часто высказываются опасения, что центральный банк может

потерять контроль над инфляцией. Чтобы этого не случилось, необходимо

выполнение ряда условий .

Во-первых, центральный банк должен обладать достаточной независимостью.

При этом важна не столько законодательно установленная независимость

центрального банка, сколько его фактическая возможность оперировать

инструментами денежной политики для достижения некоторой

поставленной цели. Это подразумевает отсутствие в экономике симптомов

фискального доминирования — подчинения и ограничения денежной политики

задачам бюджетной политики. Фактически это означает отсутствие

или минимальный масштаб заимствований правительства у центрального

банка или банковского сектора, широкую базу доходов бюджета, исключающую

необходимость сеньоражных доходов для покрытия расходов, достаточную

глубину финансовых рынков в экономике, способных разместить

государственный и частный долги. Динамика государственного долга также

не должна быть ограничением для денежной политики.

Во-вторых, денежные власти должны воздерживаться от таргетирования

уровня или траектории других номинальных переменных, например, заработной

платы или номинального обменного курса. Государственные органы,

поддерживающие постоянный обменный курс, тем самым подчиняют свою

денежную политику цели фиксации обменного курса и не могут эффективно

таргетировать напрямую другие номинальные показатели. Если же ограничения

обменного курса не столь жестки, как, например, в условиях управляемого

плавающего курса или наличия зоны таргетирования, то теоретически

такой управляемый обменный курс может сосуществовать с таргетированием

инфляции до тех пор, пока действия центрального банка в явном виде указывают

на то, что таргетирование инфляции является основным принципом

в случае возникновения конфликта целей.

Выполнение этих двух требований, в принципе, является достаточным,

для того, чтобы страна могла проводить денежную политику, соответствующую

принципу таргетирования инфляции. При этом денежная политика

должна содержать следующие элементы:

— явное определение инфляционной цели на некоторый период вперед;

— однозначное указание на то, что достижение заявленной цели является

приоритетом;

— построение адекватной макроэкономической модели экономики;

— использование четких принципов реагирования на возникающую инфляцию

или ее ожидания.

Все это предполагает, что денежные власти обладают техническим и институциональными

возможностями моделировать и предсказывать будущую

инфляцию, а также оценивать влияние их политики на будущую инфляцию

и другие основные макроэкономические показатели.

Таргетирование инфляции в развитых странах характеризуется некоторыми

общими чертами. Оно всегда осуществляется в условиях большой гибкости

обменного курса. При этом достигнута высокая степень независимости центрального

банка в проведении денежной политики с минимальным давлением

со стороны финансовых органов. Основным операционным инструментом

выступает краткосрочная процентная ставка, которая оказывает влияние на

долгосрочную посредством развитого финансового рынка. Это позволяет

центральному банку влиять на совокупный спрос и инфляцию. Денежная

политика ориентирована на прогнозы будущего развития экономики.

В отличие от развитых стран, которые более однородны как группа, раз-

вивающиеся страны имеют различную историю денежной политики и различаются

уровнем развития финансовых рынков. Для большинства развивающихся

стран с невысокой инфляцией типичная проблема может заключаться

в том, что бюджетная политика доминирует над денежной. Существует три

основные причины такого доминирования: привычка полагаться на сеньораж

как источник доходов, неразвитость и «зарегулируемость» финансовых

рынков и неустойчивость банковской системы.

Но даже в тех развивающихся странах, где таких проблем нет, возможность

проводить денежную политику сильно зависит от режима обменного

курса. Во многих случаях официальный переход развивающихся стран на

более гибкие режимы обменного курса не сопровождается фактическим

уменьшением внимания к обменному курсу — денежные власти боятся уходить

с валютного рынка и отпускать курс. Кроме этого, стабилизационные

программы в сочетании с финансовой реформой, проводимые в ряде развивающихся

стран, увеличивают нестабильность спроса на деньги, делая тем

самым традиционную денежную политику менее эффективной.

Важно отметить еще одну операционную особенность инфляционного

таргетирования в развивающихся странах — отсутствие консенсуса относительно

оптимального уровня инфляции, на основе которого и формируются

ее целевые значения. Однако эта проблема может быть успешно преодолена

путем назначения более широкого допустимого интервала отклонения инфляции

от цели.

Среди других проблемных точек инфляционного таргетирования в развивающихся

странах следует отметить еще две. Во-первых, выбор индекса

цен, на основе которого рассчитывается инфляция, должен быть всесторонне

обоснован, так как большинство индексов цен в развивающихся странах

подвержены шокам со стороны предложения. Во-вторых, существование в

экономике широкого спектра регулируемых цен, поведение которых подчиняется

особым закономерностям, также должно быть принято во внимание

правительством и центральным банком при переходе к режиму инфляционного таргетирования, чтобы нивелировать влияние изменения относительных

цен в экономике на инфляцию.

2. Оценка готовности  российской экономики и денежных  властей

к переходу к политике таргетирования инфляции

Риск слишком поспешного перехода к таргетированию инфляции страны,

где не выполняются перечисленные условия, заключается в том, что денежные

власти могут быстро потерять контроль над инфляцией. Либо в силу

политического давления, либо в силу недостаточного понимания структуры

экономики, центральный банк в какой-то момент может «разогнать» инфляцию

выше планируемой цели, создав тем самым дополнительные инфляционные

ожидания в будущем. Эти инфляционные ожидания придется

удовлетворять, чтобы не позволить экономике уйти в рецессию, в результате

чего контроль над инфляцией будет потерян окончательно.

Однако есть и встречные аргументы, говорящие о том, что выполнение

всех этих условий, хотя и желательно, тем не менее, не является жесткой

необходимостью. Экономисты Международного валютного фонда Н. Батини

Информация о работе Теоретические основы политики таргетирования инфляции