Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:24, курсовая работа
Вопрос инфляции является одним из самых актуальных и сложных вопросов в современной экономической теории. Инфляция, как принято, ставит препятствия социально-экономическому развитию, так как может сломать конкурентоспособность участников рыночной экономики, которая ведет к усилению имущественной дифференциации общества. Большинство развитых государств добились ее существенного снижения. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной. Хотя темп инфляции в Российской Федерации упорно и медленно снижается, необходимость в будущем снижении ее темпа, также остается нужным.
Глава 1. Теоретические основы политики таргетирования инфляции
Вопрос инфляции является одним из самых актуальных и сложных вопросов в современной экономической теории. Инфляция, как принято, ставит препятствия социально-экономическому развитию, так как может сломать конкурентоспособность участников рыночной экономики, которая ведет к усилению имущественной дифференциации общества. Большинство развитых государств добились ее существенного снижения. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной. Хотя темп инфляции в Российской Федерации упорно и медленно снижается, необходимость в будущем снижении ее темпа, также остается нужным.
Инфляция (от латинского inflation) – это обесценивание денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием, и, проявляется в повышении цен на товары, росте неудовлетворенного спроса и др. Вызвана прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной агрегатом денежной массы при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
В каждой стране для инфляции свойственны свои черты, поэтому она исследуется экономистами разных государств, однако это ситуация не снижает популярность этой темы в настоящее время. Темп инфляции имеет огромное значение для любой экономики, однако еще более значительную важность она достигает для стран с переходной экономикой, также к ним относится и Россия.
Инфляцию различают по разным видам и формам. По основным признакам выделяют:
Таблица № 1
Формы и виды инфляции
Формы |
Виды |
Характеристика |
По формам проявления |
Открытая |
Происходит за счет роста цен на производственные ресурсы и потребительские товары |
Скрытая |
Становится следствием дефицита, во время которого государство пытается сдержать цены на старом уровне | |
По прогнозируе-мости |
Ожидаемая |
Темп инфляции, который ожидается через определенный период времени |
Неожидаемая |
Возникает, когда фактический уровень инфляции превосходит ожидаемый | |
По темпам инфляции |
Умеренная |
Годовой темп инфляции менее 10% в год, считается нормальным |
Галопирующая |
Среднегодовые темпы измеряются двух- или трёхзначным числом, в пределах до 200%, считается серьёзной для экономики | |
Высокая |
Годовые темпы не менее 100% в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой | |
Гиперинфляция |
Темп роста цен свыше 200% в год | |
По степени сбалансированности |
Сбалансированная |
Рост цен происходит одновременно на большое количество товаров и услуг |
Несбалансиро-ванная |
Представляет собой разные темпы роста цен на разные товары и услуги. |
Продолжение таблицы № 1
Формы |
Виды |
Характеристика |
По причинам возникновения |
Инфляция спроса |
Наблюдается в том случае, когда совокупный спрос превышает объем предложения |
Инфляция издержек (предложения) |
Рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов |
Инфляция не может возникать без причины. Она является вполне обоснованным явлением и имеет внутренние и внешние причины.
Внутренние причины:
- деформация (искажение) структуры экономики, выражающаяся в отставании производства объектов потребления, дефицит государственного бюджета, рост государственного долга, необоснованная денежная эмиссия, опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда;
- диспропорции (несоответствие) в экономике в ходе экономического цикла. Повышение налогов, процентных ставок, монопольное положение на рынке крупных производителей, устанавливающих монопольные цены.
Внешние причины:
- колебания цен на мировом рынке, рост цен на импорт;
- ухудшение условий международной торговли;
- отрицательное сальдо
торгового и платежного
Инфляция многофункциональное явление в том смысле, что она задевает многие экономические показатели. Уровень инфляция является одним из основных показателей национальной экономики. Это излагается тем, что инфляция вызывает серьезные социально-экономические последствия.
1.1 Антиинфляционная политика государства: инструменты и теоретические подходы
Негативные последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику в стране. Для этого они в первую очередь выбирают – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Для регулирования негативных последствий инфляции существуют разные инструменты антиинфляционной политики. В настоящее время выделяют два основных направления такой политики:
Таблица № 2
Виды политики
Денежно-кредитная политика |
Денежно-кредитную политику проводит Центральный банк в пределах основных направлений государственной политики, непосредственно само государство не вмешивается в проведение денежно-кредитной политики. Государство, образно говоря, контролирует результаты. Основными методами денежно-кредитной политики являются изменение учетных ставок (ставки рефинансирования), норм обязательных резервов для коммерческих банков и операции на открытом рынке |
Бюджетно-налоговая (фиксальная) политика |
Бюджетно-налоговая политика, напротив, предполагает активное вмешательство государства в экономику. Сущностью такой политики является манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и доходами, налогообложением) для увеличения производства, снижения инфляции или безработицы. |
Рассмотрим каждый вид антиинфляционной политики отдельно. Денежно-кредитная политика – это политика, состоящая в использовании правительством или Центральным банком процентных ставок для контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно-кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или желаемых темпов роста производства, уровня цен, валютного курса или состояния платежного баланса.
Методы денежно-кредитной политики заключаются в установлении ставки процента, взимаемого Центральным банком, в продаже и покупке ценных бумаг, для контроля за динамикой денежной массы, и в изменении норм обязательных резервов для банков и других финансовых институтов. Центральный банк может оказать влияние на процентные ставки коммерческих банков как в результате операций на открытом рынке (с их помощью у банков появляется стимул к заимствованиям по собственной ссудной ставке самого Центрального банка), так и благодаря эффекту объявлений об изменениях минимальной ссудной ставки Центрального банка (рынки рассматривают их в качестве заявлений о прогнозах и целях властей). Денежно-кредитная политика, влияя на издержки и доступность кредитов, воздействует тем самым на реальную экономику, и, посредством этого на инфляцию и валютный курс.
Проведение денежно-кредитной политики имеет определенные цели. Эти цели делятся на конечные, промежуточные и тактические. В зависимости от промежуточной цели, различают жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику соответственно. Денежно-кредитную политику также делят на политику дешевых денег (экспансионистская политика) и политику дорогих денег (политика кредитной рестрикции). Политика кредитной рестрикции (ограничительная политика) проводится в условиях инфляции. Ее сущность в сокращении объема денежной массы с целью сдерживания инфляции. Когда Центральный банк проводит такую политику, он предпринимает следующие действия: продает облигации, увеличивает норму обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Снижение уровня цен при дестрикционной денежно-кредитной политике происходит через уменьшение совокупного спроса, в результате роста процентных ставок и снижения инвестиционных расходов. Политика дешевых денег (стимулирующая политика) проводится центральным банком для повышения деловой активности. Центральный банк увеличивает масштабы кредитования и предложение денег за счет следующих действий:
- снижение обязательной резервной нормы,
- скупка государственных ценных бумаг,
- снижение ставки рефинансирования.
Подводя итоги, скажем, что денежно-кредитная политика является эффективным средством антиинфляционного регулирования в краткосрочном периоде. Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком, который в большинстве стран относительно независим от государства. Это способствует уменьшению времени реакции банка на изменение экономической ситуации, а также проведению им твердой антиинфляционной политики (без давления государства). Однако денежно-кредитная политика имеет и минусы, а именно: сложный передаточный механизм и трудность в оценке макроэкономических показателей (например: скорости обращения денег во время инфляции).
Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) –это изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного продукта.
Фискальная политика предлагает использование возможностей государства влияния на экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия являются важными инструментами фискальной политики. Бюджетно-налоговую политику различают на дискреционную (активного вмешательства) и недискреционную (автоматическая). Также она имеет классификацию по видам фискальной политики.
Таблица № 3
Виды фиксальной политики
Сдерживающая (фиксальная рестрикция) |
Применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе. |
Стимулирующая (фиксальная экспансия) |
Повышает совокупные расходы и увеличивает совокупный доход; используется в периоды спада производства. |
Стабилизационная политика |
Проводится для сглаживания отрицательных последствий экономических циклов или отрицательных шоков предложения. Такая политика проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). |
Государство может использовать два способа подавления инфляции.
При использовании первого способа при высокой инфляции правительство может значительно уменьшить государственные расходы, а Центральный банк – темп роста денежной массы. Эти способы за короткие сроки значительно снизят инфляцию, но вызовут значительный рост уровня безработицы в стране, спад объема выпуска.
При использовании второго варианта правительство уменьшит государственные расходы постепенно и в малых количествах, а Центральный банк будет проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции уменьшить быстрыми темпами не получится, но в стране не будет и резкого увеличения безработицы, разорений предприятий и уменьшения величины выпуска. Описанные способы, прежде всего, влияют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет право также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов. Выше упоминались такие виды фискальной политики как: дискреционная и недискреционная.
Под дискреционной
политикой понимают политику "дешевых"
денег, которая используется
Недискреционная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Предполагает, что государство не вмешивается в функционирование экономики, а ее корректировка осуществляется автоматически встроенными стабилизаторами. К их числу относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и т.д. Деятельность этих стабилизаторов увеличивает дефицит государственного бюджета во время спадов производства и снижает – во время подъема экономики.
Антиинфляционная политика сложна по своей структуре, хоть и включает в себя всего два направления по регулированию инфляционных процессов. Снижения инфляции может выполнятся за счет разных способов, как в пределах денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, а также за счет их сочетания. Но высокая инфляция – это мало контролируемый процесс и проведение той или иной антиинфляционной политики зачастую приводит не к тем последствиям, на которые надеется государство. Поэтому для стран с переходной экономикой, в которых большой риск появления инфляции, очень важно дать качественную оценку сложившейся ситуации и принять меры по предотвращению ее возникновения.
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности.
Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ.
В-третьих, правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары. Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.
Информация о работе Теоретические основы политики таргетирования инфляции