Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:51, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика текущего мирового экономического кризиса, его развития и особенностей проявления в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экономических кризисов;
- изучить влияние экономических кризисов на экономику страны;
- проанализировать последствия мирового экономического в Республике Беларусь и возможные пути выхода.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1 Понятие и фазы экономического цикла 5
1.2 Понятие, причины возникновения и виды экономических кризисов 9
1.3 Антикризисная (антициклическая) политика 12
2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 16
2.1 Последствия экономических кризисов 16
2.2 Особенности кризиса переходного периода и пути выхода 20
3. ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Десятое – преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора [8, с. 364].
В настоящее
время нерешенность многих экономических
проблем обусловлена не столько
недостатком ресурсов, сколько недостатком
хозяйственных мотиваций и
- повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности;
- обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.
3. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО
Большинство государств,
оказавшиеся втянутыми в
Кризис сказался и на экономике Республики Беларусь. В нашей стране фиксировать его негативное влияние, начали со второй половины 2008 года.
Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.
И в текущем году отмечается негативное влияние мирового кризиса на экономику Республики Беларусь. ВВП за январь-февраль вырос в сопоставимых ценах на 2,3 процента. В 2010 году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились условия торговли и с основным партнером Республики Беларусь – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.
Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета [12].
Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны. Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.
Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.
Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды инвестиционного климата.
В области бюджетной политики с конца 2008 года реализуются меры по:
- достижению сбалансированного бюджета;
- обеспечению сдержанного
роста заработной платы в
- ограничению государственных инвестиций;
- повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- развитию системы адресной социальной поддержки населения.
Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы – оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях. Пересматривается порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию.
В бюджете на 2011 год, внесены существенные изменения в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита.
При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики.
Несмотря на сокращение бюджетных расходов, руководство Республики Беларусь старается реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.
Для смягчения негативных
последствий кризиса
Проводимое реформирование
налоговой системы в последние
годы было направлено на снижение налоговой
нагрузки на предприятия реального
сектора экономики, либерализацию
экономической системы и
В 2010 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2011 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процентак ВВП. В текущем году планируется более тщательный подход к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в 2012 году [5].
Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, в настоящее время в Республике Беларусь завершатся работа над концепцией развития финансового рынка страны. Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно-финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке.
Мерой, которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.
Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, очевидно, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. У Республики Беларусь есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.
В прошлом году между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.
Более активно следует создавать стимулы для:
- взаимной поддержки наших традиционных рынков;
- развития кооперационных
связей, их кредитования и
- упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.
Для того, чтобы усилия по продвижению товаров на рынки обоих государств были комплексными и продуктивными необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов.
Для Республики Беларусь важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран.
Необходимо отметить,
большой потенциал
Совместные усилия стран-участниц вышеназванных интеграционных образований должны быть направлены на:
- обеспечение бесперебойной работы реального сектора экономик государств Сообщества;
- способствовать ликвидации проблемы несвоевременности расчетов за поставленную продукцию [5].
Еще одна тема, которую необходимо затронуть, – это реформирование международной валютно-финансовой системы. Совершенно понятным является то, что необходимость этого назрела. В последнее время много говорят о роли международных организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Позиция Республики Беларусь в данном вопросе проста – МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений.
Позиция Правительства Республики Беларусь основана на том, что в стране должны сделать все, чтобы из этого кризиса выйти не ослабленными, а максимально мобилизованными и с перспективами экономического роста. Экономике Республики Беларусь по силам сделать это, а финансовыми банковским ведомствам нашей страны следует создать такие условия, чтобы реальный сектор экономики приносил адекватную отдачу в бюджет Республики Беларусь.
Мы должны думать о новой ситуации, когда мы будем способны осуществлять масштабные проекты по модернизации и повышению конкурентоспособности экономики, а не замыкаться на решении текущих проблем.
Успех этого зависит от наших действий не только на национальном уровне, но и от согласованных мер в рамках тех двусторонних отношений, с Российской Федерацией которые сформированы на уровне глав государств и правительств наших стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен.
Разработка программы промышленной политики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.
В ходе выполнения данной курсовой работы были проанализированы цикличность экономического развития и его типы, рассмотрены фазы циклов. Изучены причины экономических кризисов в трактовке различных авторов, проанализированы последствия экономических кризисов. Рассмотрены особенности воздействия мирового экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и рассмотрены возможные пути выхода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдошина, З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика,
методики. [Электронный ресурс]. Корпоративный
менеджмент. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/
2. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. 7-е изд. / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2007. – 284 с.
3. Антикризисное управление: учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. Э.М. Короткова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2006. – 368 с.
4. Богомолов, В.А, Богомолова, А.В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учеб. пособие / В.А. Богомолов, А.В. Богомолова. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Доклад Министра финансов Республики
Беларусь Харковца А. М. «О мерах в области
бюджетной политики по преодолению влияния
мирового финансового кризиса на экономики
Республики Беларусь и Российской Федерации».
[Электронный ресурс]. МИД РБ – Режим доступа: www.mfa.gov.by/upload/
6. Орехов, В.И., Балдин, К.В., Гапоненко, Н.П. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: ИНФА-М, 2008. – 385 с.
7. Рудый, К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика / К.В. Рудый. – М.: Новое знание, 2003. – 293 с.
8. Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Л.С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образование, 2007. – 654 с.
9. Теория переходной экономики; под ред. В.В. Герасименко. – М.: Теис, 2009. – 348 с.
10. Файншмидт, Е.А., Юрьева, Т.В. Зарубежная практика антикризисного управления: Учебно-методический комплекс / Е.А. Файншмидт, Т.В. Юрьева. – М.: ЕАОИ, 2008. – 475 с.
11. Щепинов, М.Г. Капитальное воспроизводство и экономические кризисы / М.Г. Щепинов. – М.: Приор, 2005. – 307 с.
12. Щербаков, И.В. Будет ли экономический кризис в Беларуси? [Текст] / И.В. Щербаков // НЭГ. – 2011. – 16 авг.
13. Якобсон, Л.И. Экономическая теория и политика / Л.И. Якобсон. – М.: Приор, 2000. – 465 с.
Информация о работе Теоретические основы экономических кризисов