Теоретические основы экономических кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является характеристика текущего мирового экономического кризиса, его развития и особенностей проявления в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экономических кризисов;
- изучить влияние экономических кризисов на экономику страны;
- проанализировать последствия мирового экономического в Республике Беларусь и возможные пути выхода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1 Понятие и фазы экономического цикла 5
1.2 Понятие, причины возникновения и виды экономических кризисов 9
1.3 Антикризисная (антициклическая) политика 12
2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 16
2.1 Последствия экономических кризисов 16
2.2 Особенности кризиса переходного периода и пути выхода 20
3. ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Текущий мировой экономический кризис.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

В системе  возникающих в ходе экономического развития диспропорций воспроизводства  всегда имеет место нарушение  пропорций между накоплением  капитала и потреблением. Стремление капитала к самовозрастанию, погоня за прибылью обеспечиваются за счёт замедленного роста (а иногда даже сокращения) доходов и потребления трудящихся. Возникающее отсюда противоречие между производством и потреблением накапливается, доходит до взрывной точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса, который завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и потреблением, производством средств производства и производством предметов потребления. Экономический кризис резко обостряют классовые противоречия, поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растет самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.

Экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным  потерям для общества, поскольку  во время них простаивает значительная часть производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и  даже миллионы трудящихся.

Наряду с  циклическими в рыночной экономике возникают также частичные кризисы, охватывающие не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (таковы, например, кризисы в сфере денежного обращения и кредита).

Структурный кризис возникает как результат  диспропорций развития между отдельными отраслями экономики. Как правило, эти кризисы более длительные по времени и изменяют общую картину циклического развития. К возникновению структурного кризиса могут привести: распад экономической системы, политическая нестабильность (региональные конфликты), изменения рынков сырья. Структурный кризис может проявиться в виде энергетического кризиса, продовольственного, сырьевого и экологического.

Мировой финансовый кризис (global economic crisis) – устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами [10, с. 93].

Разница между  финансовым и экономическим кризисом заключается в том, что первый является причиной второго. При этом экономический кризис не всегда возникает из-за финансового кризиса.

Глобальный  финансовый кризис проявляется в  росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест, как  в коммерческих, так и в государственных  организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах.

Сроки наступления, глубина и продолжительность  кризисов зависят, прежде всего, от степени  нарушений основных пропорций воспроизводства  во время экономических подъёмов. Но, кроме того, они способны самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени), что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.

Хотя причина  экономического кризиса единая, каждый кризис имеет свои специфические  черты, обусловленные конкретными  историческими условиями, в которых  он развивается. На его течении сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.

 

1.3 Антикризисная  (антициклическая) политика

Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования.

Антикризисная (антициклическая) политика представляет собой определенный набор инструментов, который регулирующие субъекты используют для ослабления негативных последствий для национальной экономики и циклического характера ее развития.

Антикризисная политика ставит перед государством и Центральным банком задачи смягчения  угроз нарушения социальной стабильности в фазе кризиса и резкий (более глубокий) спад производства в случае неконтролируемого и быстрого подъема. Преодоление их не представляется возможным, так как цикличность обуславливается объективными факторами, которые не исчезают в ходе экономического развития. Следовательно, для достижения целей макроэкономической политики необходимо:

1. Смягчить (ослабить) падение производства в фазе  кризиса.

2. Сдержать рост производства  в фазе подъема.

Графически направления  антициклической политики показаны на рисунке 1.2.

 

 

1 – смягчение падения  производства в фазе кризиса; 2 – сдерживании роста ВВП в  фазе подъема

Рисунок 1.2 – Направления  антициклической политики

Источник: [13, с. 76]

К конкретным инструментам проведения антикризисной  политики относятся фискальные и денежные импульсы (регулирование совокупного спроса), а также действия, приводящие непосредственно к корректировке производственных программ предпринимателями (регулирование совокупного предложения).

Рассмотрим подробнее, какие действия и как необходимо предпринимать в фазе кризиса для смягчения спада ВВП.

Это рост государственных  расходов, снижение ставок налогов, возрастание  денежного предложения, сокращение ставки процента Центрального банка, а  также действия, формирующие позитивные ожидания у производителей (изменение режима экономической политики, создание условий роста равновесного ВВП, снижение налогов на предпринимателей и прочее).

Соответственно, в фазе подъема применяются противоположные  фискальные и денежные импульсы, которые  сдерживают рост ВВП – это сокращение размеров государственных расходов, увеличение ставок налогов, меры по подавлению роста денежного предложения, возрастание ставки процента Центрального банка. Проведение макроэкономического регулирования в любой форме в качестве «побочного эффекта» создает определенные угрозы национальной экономике, что требует учета меры использования тех или иных регулирующих импульсов.

В фазе кризиса  одновременное использование импульсов  роста государственных расходов и снижения ставок налогов создает  угрозу роста дефицита бюджета и выхода его из под контроля. А одновременный рост денежного предложения и снижение ставки процента Центрального банка ведут к угрозе обесценения денег (инфляции), которая может стать фактором разрушения национальной экономики. Аналогично в фазе подъема сокращение государственных расходов и рост налоговых ставок могут привести к профициту бюджета, а подавление денежного предложения и увеличение ставки процента Центрального банка – к дефляции, которая становится фактором дополнительного подавления производства (следующий за подъемом спад может не смягчиться, а усилиться, становится неконтролируемым).

В антициклической  политике огромная роль принадлежит  фактору времени. Фактически успешность данной политики определяется тем, на сколько в результате действий регулирующих субъектов сократилась амплитуда колебаний величины ВВП от максимального до минимального значения в рамках одного цикла. «Платой» за это обычно становится «растяжение» цикла во времени [10, с. 102].

Еще одним  важным обстоятельством рассматриваемой политики является дилемма инфляция-безработица при осуществлении конкретных народохозяйственных действий по регулированию цикла.

При смягчении  кризиса применяются методы, которые, с одной стороны, ведут к росту  инфляции (увеличение денежного предложения, сокращение ставки процента ЦБ), с другой стороны, к снижению безработицы (рост государственных расходов, снижение ставок налогов сказываются в конечном итоге на динамике ВВП).

Таким образом, принимая решения об использовании  определенных инструментов антициклической политики, субъекты регулирования должны знать ответ на вопрос дилеммы инфляция-безработица.

Обычно это  удается, используя опросы общественного  мнения. В частности, такого рода вопросы  существуют в США и некоторых  западноевропейских странах. Полученное в результате знание резко повышает вероятность принятия эффективных макроэкономических решений по поводу регулирования народохозяйственного цикла.

Однако какие  бы усилия ни прилагало государство, какие бы рычаги оно не использовало, преодолеть цикличность экономического развития невозможно. Можно только смягчить, ослабить, в известной степени нейтрализовать отдельные негативные проявления циклов.

 

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  КРИЗИСОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

2.1 Последствия экономических кризисов

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом  состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения  продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Последствия экономических кризисов представляют собой возможные состояния системы, ситуации и проблемы, для которых  характерны: резкие изменения или  последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового экономического кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис [6, с. 153].

Последствия экономических кризисов сложны и  разнообразны. Главным отрицательным  последствием экономических кризисов является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:

1. Между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен.

2. Между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, то есть по номиналу.

3. Между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники экономических кризисов, которые негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

Экономические кризисы особенно опасны для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Экономические кризисы также перераспределяют доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен). Воздействие экономических кризисов на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта.

Экономические кризисы пагубно сказываются на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При них начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Экономические кризисы активно противодействуют экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики [4, с. 298].

Экономические кризисы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходиться всё дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Информация о работе Теоретические основы экономических кризисов