Теоретические аспекты модели «IS-LM»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов модели «IS-LM» совместного равновесия рынка благ и рынка денег.
Задачей данной работы является анализ отражения экономической политики государства в модели «IS-LM».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Графическое и аналитическое линии «IS» равновесия на рынке благ. Сдвиги
кривой IS…………………………………………………………………………...5
2 Графическое и аналитическое выведение линии «LM» равновесия на рынке
денег. Сдвиги кривой LM……………………………………………….……….16
3 Отражение экономической политики государства в модели «IS-LM»……….27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

Модель IS LM курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    После первоначального импульса, связанного с увеличением предложения денег денежный рынок находится в положении равновесия.

Предположим, что  государство, намереваясь дать еще  один импульс инвестициям и производству, прибегает к расширению предложения денег. Ясно, что вновь заработает механизм краткосрочного регулирования, вызвав очередное повышение совокупного дохода, но распределяться он будет несколько иначе, чем прежде. Повторное увеличение государством предложения денег, придав ускорение известным рыночным процессам, одновременно способствует укреплению инфляционных ожиданий. Теперь, наблюдая повышение цен, субъекты экономики примут решения с учетом инфляционных ожиданий, т.е. они предпочтут не столько сберегать прирост дохода, сколько направлять его на текущее потребление.

Начнется торможение роста сбережений и спроса на деньги. Рынок придет в положение равновесия. Разумеется, государство вправе и  дальше продолжать такую денежную политику, дав еще один импульс и увеличив предложение денег. Очевидно, что на этот раз инфляционные ожидания только укрепятся и наращивание текущего потребления в ущерб сбережениям будет более значительным. С развитием инфляционных процессов реакция товарного рынка на изменение ситуации на денежном рынке становится все более слабой. При этом норму процента удалось снизить до меньшей величины, чем в предыдущем воздействии. Таким образом, чем настойчивее государство добивается снижения нормы процента, тем меньших результатов оно достигает и тем ниже эффективность его денежной политики. С течением времени краткосрочный эффект работы механизма рынка приближается к нулю. При последовательных попытках государства регулировать денежный рынок путем воздействия на предложение денег в течение длительного времени норма процента совершает колебания – сначала она снижается, а затем обязательно повышается, стремясь к равновесной величине. Это происходит неоднократно, причем амплитуда колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия) уменьшается. Следовательно, равновесная норма процента не зависит от того, сколько раз государство прибегает к денежной экспансии и какое количество денег оно вливает в экономику. Этот феномен денежного рынка известен в экономической науке под названием эффекта Фишера: в долгосрочной перспективе норма процента утрачивает связь со спросом и предложением денег (с похожей ситуацией мы столкнемся на рынке рабочей силы, где в долгосрочном периоде государство не в состоянии уменьшить естественный уровень безработицы) . Заметим, что реальность эффекта Фишера подтверждена сериями эконометрических разработок, когда сравнивались долгосрочные, например рассчитанные в среднем за пять лет, значения параметров денежного рынка – нормы процента, предложения денег и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке  приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает  равновесие на рынке денег.

Монетарное правило — экономическое правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3—5% в год.

Условие долгосрочного  равновесия денежного рынка выражает уравнение М. Фридмена: Мs = Y + Pe где  Мs – долгосрочный (среднегодовой) темп роста предложения денег; У –  долгосрочный (среднегодовой) темп роста  реального совокупного дохода; Рe – ожидаемый темп роста инфляции. Вспомним, что в скорректированных условиях краткосрочного равновесия рынка денег цена не присутствует. И это вполне оправданно, поскольку государство воздействует на процентные ставки, в рыночных колебаниях которых цена не участвует. Напротив, в длительной перспективе согласно эффекту Фишера норма процента не зависит от спроса и предложения денег, поэтому ее нет в формуле. Целью долговременной денежной политики становится поддержание устойчивого роста экономики при небольшом контролируемом темпе инфляции.

Если предположить, что величина Y известна, то для решения  этой задачи, выбора верного значения Мs необходимо знать темп роста цен, соответствующий неинфляционному  развитию народного хозяйства. Поэтому  в уравнении долгосрочного равновесия появляется Рe – уровень цен, который свойствен экономике, где денежный рынок постоянно находится в положении краткосрочного равновесия, т.е. отвечает условиям, исключающим инфляцию. Поскольку государство, регулируя ставки процента, нарушает равновесие, то Ре показывает, как могли бы расти цены при условии, что государство воздерживается от денежного регулирования нормы процента, инвестиций и производства; он является расчетным показателем. Принимая во внимание, что в долгосрочном периоде влияние скорости оборота денег незначительно, получим равновесие денежного рынка, выраженное формулой М. Фридмена. Рассуждения о рынке денег дают возможность сделать ряд выводов, которые следует учитывать в экономической политике. Во-первых, норма процента является одним из важнейших регуляторов денежного рынка, который влияет на инвестиционный спрос и предложение сбережений. Проведенный анализ позволяет с уверенностью утверждать, что без достаточно свободных колебаний ставок процента не будет работать рыночный механизм. Это означает, что в современной рыночной экономике норма процента не должна устанавливаться административным путем. Если же государство прибегает к командным приемам, заставляя коммерческие банки принимать вклады и давать деньги взаймы под строго фиксированный процент, то вероятна остановка механизмов, действующих на рынке товаров и денег. Сбережения неминуемо начнут перемещаться туда, где норма процента устанавливается под влиянием спроса и предложения, т.е. рыночным путем. Развернется спекуляция деньгами, будет процветать подпольное ростовщичество. Произойдет, в сущности, то же самое, что бывает при централизованном планировании цен. К перепродаваемым по спекулятивно высоким. ценам товарам и услугам присоединятся еще и деньги, выталкиваемые из официальной экономики непродуманными действиями государства, которое уже не сможет контролировать денежную массу, находящуюся в теневом обороте, что чревато усилением инфляции. Во-вторых, государство вправе использовать косвенные методы воздействия на уровни процента, в частности проводить краткосрочную денежную политику. Иначе оно вряд ли сможет осуществить антиинфляционное регулирование народного хозяйства. Надо признать, что у современного государства имеется не так много способов управления экономикой, чтобы оно могло позволить отказаться от денежного регулирования нормы процента, капиталовложений и производства. Однако инструменты денежной политики следует применять с большой осторожностью. В-третьих, любые решения, касающиеся краткосрочных изменений предложения денег, должны строиться так, чтобы исключить возможность попадания в ликвидную ловушку. В противном случае станет неизбежным резкое ускорение инфляции. Краткосрочная денежная тактика допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена.

Приведем условный пример. Предположим, что для трехлетнего  периода расчетный среднегодовой  темп роста предложения денег  составляет 7%. Пусть в первом году ситуация в экономике сложилась  так, что государству пришлось идти на краткосрочное денежное регулирование нормы процента, инвестиций и производства, в результате чего данный показатель повысился до 10%. Если в следующем году положение останется таким же и денежная экспансия будет по-прежнему измеряться 10%, то в третьем году не останется ничего другого, как ограничить рост предложения денег жестким лимитом в размере 1%. Разумеется, при условии, что государство твердо намерено обеспечить не инфляционное развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

Список используемой литературы

 

1 Денежно-кредитная политика и инфляция// Финансы.-№9.-2002.-С.3-9

2 Зубко Н.М. Экономическая теория.- Мн.: НТЦ АПИ, 1998.- 311 с.

3 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.- 640с.

4 Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие .- М.: Финансы и статистика, 2002.-400 с.

5 Макроэкономика: Учеб.пособие/ М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред М.И. Плотницкого.-2-е изд.,стер.-М:Новое знание,2004,-462с.

6 Макроэкономика: социально-ориентированный подход: Учебник /  Э.А.Лутохина;  Под ред. Э.А.Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина,2005.- 400 с.

7 Макроэкономика: Учеб.пособие/Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко.2-е изд., перераб.:Мн.: БГЭУ,2000.-214с.

8 Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод. пособие.- Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.-464с.

9 Шишов А.Л. Макроэкономика.- М.: Ассоциация авторов и изданий       «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1997.-320с.

10 Экономическая теория: Учебник. 2-е изд.перераб. и доп./ Н.И.      Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.- Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.




Информация о работе Теоретические аспекты модели «IS-LM»