Теневые отношения в сфере занятости: правовые и этические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:34, доклад

Краткое описание

О теневой экономике в России написано уже довольно много, глубоко исследованы ее причины, предложены различные типологизации1. Все ученые сходятся в том, что в постсоветской России она достигла гипертрофированных масштабов и проникла во все сферы экономики, включая трудовую. В целом удельный вес теневой экономики в России по разным оценкам достигает 20-50% ВВП, а теневая занятость до 30 млн. человек2. Результатом развития теневых процессов явились бесправное положение наемных работников и отсутствие для них гарантий в таких сферах, как оплата труда, режим работы, процедуры увольнения, социальные гарантии и т.д. Сегодня уже нет необходимости подробно останавливаться оценке масштабов, описании и классификации различных форм теневых операций в сфере занятости.

Файлы: 1 файл

теневая экономика.docx

— 28.05 Кб (Скачать)

Теневые отношения  в сфере занятости: правовые и  этические аспекты

Мария Дубинина?

О теневой экономике в  России написано уже довольно много, глубоко исследованы ее причины, предложены различные типологизации1. Все ученые сходятся в том, что в постсоветской России она достигла гипертрофированных масштабов и проникла во все сферы экономики, включая трудовую. В целом удельный вес теневой экономики в России по разным оценкам достигает 20-50% ВВП, а теневая занятость до 30 млн. человек2. Результатом развития теневых процессов явились бесправное положение наемных работников и отсутствие для них гарантий в таких сферах, как оплата труда, режим работы, процедуры увольнения, социальные гарантии и т.д. Сегодня уже нет необходимости подробно останавливаться оценке масштабов, описании и классификации различных форм теневых операций в сфере занятости3. Однако по прежнему актуальным представляется вопрос о дальнейших перспективах теневых процессов, особенно после принятия в декабре прошлого года нового трудового кодекса. Решит ли новое законодательство проблему теневых отношений на предприятии? Ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.

Многие наши ученые и общественные деятели связывают свои надежды  с формированием в России правового  государства. Логика их рассуждений  примерно такова. Россия должна перестроить  свои цивилизационные основы: чем быстрее она откажется от своей традиционной «азиатчины» и пережитков «азиатского способа производства», тем успешнее сможет перейти к рыночной экономике и правовому государству западного типа4. В отличие от «восточного» государства с вечным страхом его подданных перед всесильной властью, правовое государство подразумевает общество законопослушных граждан, для которых уважение к закону является одним из главных жизненных принципов. Развитое законодательство решает и основные проблемы предпринимательской этики, так как закон четко определяет, что можно, а что нельзя.

Нет сомнения в том, что  нормальный бизнес может развиваться  только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических  основ бизнеса. Закон и нравственность по своим социальным функциям близки, но тем не менее эти понятия неидентичны. По всей видимости, мораль и нравственность являются более широкими понятиями, чем право и закон. Более того, морально-нравственное состояние общества во многом определяет и основы законодательства. Не случайно говорят, что «какова мораль общества - такими будут и законы». Если морально-нравственные устои общества являются основой, на которой формируются правовые нормы вообще, и предпринимательства в частности, то это обстоятельство имеет особо важное значение для сегодняшней России, где предпринимательство после многих десятилетий обрело легитимное существование, но вновь, как ребенок, вынуждено учиться ходить.

Широкое распространение  теневых операций в значительной мере связано с чрезвычайно слабой этической основой современного предпринимательства, искаженными  представлениями о социальной справедливости. Приведем несколько характерных  высказываний влиятельных деловых  предпринимателей середины 90-х гг.5

Многие представители  бизнеса не понимают и не принимают  значительной роли моральных и этических  аспектов деловых отношений, а зачастую стремятся напрямую подменить их правовыми нормами. Так А. Злочевский (руководитель крупнейшей фирмы в области торговли зерном) заявлял: «Если говорить о бизнесе как таковом, для меня нет морали в бизнесе. Ибо мораль в бизнесе - это закон. Законом определяется мораль в бизнесе. Соответственно, если выполняешь закон - морален, не выполняешь - нет. Обман вне сферы законодательства, т.е., законный обман - нормальная и законная вещь в бизнесе. И рассматривать его как антисоциальное явление категорически нельзя. Конкуренция. Самое главное, что эти вещи полезны для бизнеса. Вот и все».

Пример своеобразной «деловой этики», терпимого отношения к  теневому бизнесу и прагматичного  «рыночного» взгляда на коррупцию  четко сформулирован в словах Н.Сухиненко (президента российской инвестиционной компании РИНАКО): «Для меня есть две вещи: есть сфера криминальная, которая четко ограничена (торговля наркотиками, убийства, разбои). Все остальное - это экономика, которая зарабатывает деньги. Она регламентируется законодательством. Нет законодательства - значит, свободно существует. Где место для теневой экономики? Что это такое? Есть какой-то чиновник. Зарабатывает на своем месте деньги. Это коммерческая деятельность, это не взятки. Это говорит о том, что он не чиновник, а бизнесмен. Ему в прокормление дали деревеньку - он кормится на ней. Это надо просто разрешить и все... За все платишь и все. Это нормально, это не коррупция».

Тот факт, что многие российские предприниматели еще не осознавали общую тенденцию к возрастанию  социальной функции предпринимательства, к тому, что она все более  начинает определять экономическую  эффективность предприятия, можно  продемонстрировать на примере высказывания известного банкира Г. Тосуняна: «Бытует мнение, что банкиры не имеют иных ценностей, кроме получения прибыли. Я с этим согласен и, пожалуйста, больше ничего другого от меня не требуйте. Моя цель, моя задача - получение прибыли». Или еще: «Я, безусловно, эгоист. И, безусловно, я признаю это. Более того я считаю это полезным. Я не люблю неэгоистов. Я не верю в доброту». В том же духе высказывается и М. Массарский (президент Ассоциации руководителей предприятий): «Когда я слышу слова «социальная справедливость» как главный лозунг эпохи, я хватаюсь за карман. Я знаю, что меня будут грабить под предлогом социальной справедливости».

Благодаря подобной «деловой этике» в 90-е гг. стали возможны чудовищные злоупотребления, способствующие невероятному обогащению руководителей предприятий  за счет своих работников. При этом далеко не всегда их действия попадают под нормы существующего законодательства, зачастую происходит намеренное и весьма изощренное использование пробелов в законодательстве. Все это отразилось в представлениях большинства населения  страны о предпринимательстве. Сложилось  устойчивое мнение, что заработать большие деньги честным путем  невозможно, что успешный предприниматель - в лучшем случае человек далекий  от морали, доброты и сострадания, а в худшем - «вор», «мошенник», а  то и просто «бандит».

Однако вряд ли оправдано  представлять сложившуюся на российских предприятиях ситуацию исключительно  как столкновение интересов алчного  и необузданного в своих претензиях, аморального работодателя и беззащитного и постоянно ущемляемого работника. При всей противоречивости интересов  наемного работника и нанимателя и их реальных возможностей обе стороны  во многом разделяют сегодня теневую  мораль, например, считая допустимым нарушать контрактные условия и утаивать доходы от налоговых органов. Между  ними устанавливается своего рода альянс против государства. Теневые отношения  превращаются в рутинную практику, образ жизни российских граждан, исходящих из неизбежности разрыва  между законом и неписаными правилами  жизни.

Вообще уровень терпимости общества к теневой деятельности в России чрезвычайно высок. Согласно социологическим опросам, 42% не видят  большого греха, если рядовой гражданин  скрывает свои доходы от налоговой  инспекции. 47% считает нормальным получать зарплату в конвертах, «черным налом»6. По другим данным, 57,3% одобрительно относятся к «скрытым» формам заработка, 23,5% считают их неизбежными, и лишь 11,7% относятся неодобрительно7. Социологи Л.Тимофеев и И.Клямкин считают, что у населения сформировалась установка на «теневое квазигражданское общество»8.

И хотя сложившаяся в области  общественной морали ситуация имеет  под собой серьезные основания (на протяжении последнего десятилетия  государство практически отвернулось  от своих граждан, проводило непродуманную, а порой и откровенно преступную социально-экономическую политику, создало невыносимые условия  для бизнеса) ее нельзя считать нормальной.

Возвращаясь к трудовым отношениям на предприятии отметим, что в своей каждодневной деятельности руководители любого уровня или наемные работники, принимают решение, не только исходя из правовых норм, но и руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей и норм поведения. В реальной жизни Трудовой кодекс играет роль закона-рамки. Так, новый Трудовой кодекс выводит значительное число положений старого КЗОТа в область соглашения между работодателем и наемным работником с целью придания трудовым отношениям большей гибкости, необходимой в новых условиях хозяйствования. То есть на конкретном предприятии характер трудовых отношений во многом будет определяться не только экономическими факторами и правовыми нормами, но и морально-этическими ценностями руководителя и персонала. Ведь работодатель и менеджер по-своему могут интерпретировать правовые нормы и пользоваться возможностью их применения. В результате именно от них зависит:

  • размер оплаты труда и различных дополнительных выплат;
  • использование или нет гибкого графика, сверхурочных работ и т.п.;
  • выбор форм контроля;
  • принятие решения об увольнении (тем более, что согласно новому трудовому кодексу трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей).
  • поощрение повышения образовательной и профессиональной подготовки работников (включая оплату обучения, выделение для этого рабочего времени);
  • содействие проведению различных мероприятий в нерабочее время (организация праздничных вечеров, турпоездок, посещение выставок и т. п.).

Кроме того, никакие правовые нормы не в состоянии определить степень доверия и уважения руководителя к своим подчиненным, признание  за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному  вопросу.

Следует обратить внимание и на тот факт, что значение закона и морали как регуляторов человеческого  поведения различаются от общества к обществу. Так одной из характерных  черт российского менталитета является приоритет духовного начала, своего рода «внутреннего закона» над нормами  официального права. В этой связи  формирование правового государства  в российских условиях должно обязательно  дополняться морально-этическими нормами.

В частности они могут  найти свое отражение в так  называемой «корпоративной этике». В  зарубежной управленческой практике выработан  ряд специальных мероприятий  и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений9.

  • корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм.
  • «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;
  • комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;
  • обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится как правило на базе семинаров и краткосрочных курсов. Этическая проблематика также активно интегрируется в систему высшего образования;
  • этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.

Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных  регуляторов деловой этики и  трудовых отношений. Международные  своды правил ведения бизнеса  приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой  и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы  этических стандартов можно увидеть  в «Принципах ведения бизнеса» Круглого стола Ко. Они были приняты в 1994 г. в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской).

Декларация отстаивает следующие  принципы отношения компании к своим  сотрудникам: «Мы придаем большое  значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к  их интересам. Следовательно, мы имеем  перед ними следующие обязательства:

  • обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
  • быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и, по возможности, реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
  • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
  • избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
  • стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы»10.

Информация о работе Теневые отношения в сфере занятости: правовые и этические аспекты