Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:16, реферат
У каждого времени есть свои особые приметы. Понятие «теневая экономика» стало
одним из них для нашего времени. Сегодня в России не найти человека, который
не слышал бы о ней, хотя еще совсем недавно этот термин не замечался,
вычеркивался из книг и статей.
В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества
оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных
специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых
порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Понятие теневой экономики………………………………………………………………5
2. Структура теневой экономики………………………………………………………….…7
3. Причины возникновения теневой экономики……………………………………………8
4. Механизм функционирования теневой экономики……………………………………13
5. Пути преодоления теневой экономики………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………..17
например, уклонение от уплаты налогов, а путем непосредственного изъятия или
использования в личных целях государственных ресурсов. За неимением своих
собственных ресурсов субъекты, стремящиеся к улучшению своего благосостояния,
прибегали к
использованию тех
служебном распоряжении. При этом перемещение в служебной иерархии
обуславливали
соответственное изменение
неформальных отношениях. Это было воровство «по чину», когда занимаемая
должность несла с собой конкретные негласные привилегии, которые в конечном
счете и определяли привлекательность той или иной работы. Связь неформальной
деятельности с рабочим местом и должностью обуславливало предметную привязку
(что работник производит, то он и крадет) и стратифицированный характер
(вышестоящему дозволено больше, и если субъект неформальных отношений не
имеет прямого доступа к ресурсам, но прямо или косвенно участвует в их
распределении, то он получает свою долю в виде регулярных подношений).
Вывод о теснейшей взаимосвязи легальной и нелегальной экономик имеет большое
значение не только для понимания развития теневых отношений в советской и
постсоветской экономиках, но и для анализа проблемы в целом.
Налицо двойной дуализм советской экономики, сегменты которого образовывали не
отдельные самостоятельные уклады, а единую систему.
Двойной дуализм советской экономики
Командная экономика |
Рыночная экономика | |
Легальная экономика |
1) Плановое хозяйство |
2) Колхозные рынки и др. |
Нелегальная экономика |
3) «Клановый социализм» |
4) Неформальный сектор |
Так, в системе
институциональной коррупции
дополняли друг друга четыре сектора:
1) легальная командная экономика;
2) легальная рыночная экономика;
3)
нелегальная рыночная
4)
нелегальная командная
Таким образом,
в советской хозяйственной
параллельные
командные экономики –
нелегальная (получение нелегальных личных благ привилегий благодаря личным
связям). Общим правилом было совмещение ролей: каждый государственный
служащий участвовал в формировании не только плановых заданий и их
выполнении, но и в обеспечении «своих людей» дефицитными благами в обход
официальных норм.
Механизмы функционирования
теневой экономики можно
класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.
Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в
роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.
Соответствующие схемы:
Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число
учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка
ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих
товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых
поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема
является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и
материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций,
имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия
производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В
число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят
сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы
“параллельному предприятию”.
Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее
средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного
бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на
депозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитным
договором и
временем выполнения плана научно-
деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без
оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент
перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы
так называемые “научные работники”.
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных
доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы”
указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы
вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой
отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием
подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству
предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять
производственные мощности. Попытка включить затраты на их содержание и
эксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, из-за чего
чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через
“малые предприятия”,
действующие при базовом
механизм “проедания” основных доходов.
Общая структура
любой финансово-хозяйственной
теневую деятельность, обычно включает:
- предприятия,
осуществляющие торгово-
операции;
- банк;
- “службу безопасности”;
- связи.
Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та же
хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через
несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности
их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и
специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной
структуры основной
группе собственников легче
партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят
регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и
наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и
спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных
органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе
стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах
массовой информации,
что расценивается как
безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные
(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,
комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая
принадлежность.
Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном
смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение
запросов потребителя
при минимальных издержках
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных
Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые
занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня
идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной
жизни.
Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической
деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и
экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто
экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить
проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.
Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена
значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее
легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую
жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее
части.
Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения
задачи противодействия
развитию теневой экономики
страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.
В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС,
ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из
этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает
всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней,
причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно,
необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы
комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью
физических
и юридических лиц и
сфере предпринимательства.
При таких масштабах
теневой экономики
легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения
жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой
экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными
способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать
решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической
деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При
этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе
объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с
другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в
экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по
борьбе с теневой экономикой.
Одним из основных факторов развития теневой экономики является поляризация
доходов населения и обнищание его основной массы. В целях предупреждения
преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между
бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В
европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально
опасным и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным
же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот
разрыв был двадцатичетырехкратным.
Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения,
сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части
населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий,
потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является
питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в
решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей
поляризации доходов между различными слоями общества.
В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной
рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на
рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее
результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это
подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с
теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование
нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование
уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой
экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую,
бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на
концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике.
При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и