Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:16, реферат
У каждого времени есть свои особые приметы. Понятие «теневая экономика» стало
одним из них для нашего времени. Сегодня в России не найти человека, который
не слышал бы о ней, хотя еще совсем недавно этот термин не замечался,
вычеркивался из книг и статей.
В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества
оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных
специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых
порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Понятие теневой экономики………………………………………………………………5
2. Структура теневой экономики………………………………………………………….…7
3. Причины возникновения теневой экономики……………………………………………8
4. Механизм функционирования теневой экономики……………………………………13
5. Пути преодоления теневой экономики………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………..17
деятельность получила широкое распространение в сфере услуг (ремонт квартир,
репетиторство и т. д.). Причем получатели доходов скрывают их от
налогообложения.
«Фиктивная экономика» связана с получением необоснованных выгод и льгот
субъектами хозяйствования на основе связей. Сюда относят: экономику приписок,
взяточничества и
денег.
«Подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономической
деятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта и
услуг; производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов;
деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом
деятельности (адвокаты, врачи, практикующие без лицензии).
В структуре теневой экономики с известной
степенью условности могут быть выделены
следующие основные сферы или блоки.
Производительный сектор (нелегальная
экономика), обеспечивающий реальный вклад
в производство валового внутреннего
продукта:
а) легальные виды деятельности, осуществляемые
нелегально, например, без лицензии или
специального разрешения; скрытое производство
в легальной экономике;
б) нелегальная (неформальная, по терминологии
СНС-93) занятость, работа по найму;
в) запрещенная законодательством экономическая
деятельность.
Перераспределительный сектор теневой
экономики включает различные преступления
экономической направленности. В литературе
для обозначения отдельных элементов
этого сектора теневой экономики используется
различные понятия.
Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная
экономика" - экономика приписок, спекулятивных
сделок, взяточничества и всякого рода
мошенничеств, связанных с получением
и передачей денег.
В.О.Исправников включает в этот сектор
также деятельность, направленную на получение
необоснованных выгод и льгот субъектами
хозяйствования на основе организованных
коррупционных связей.
Существую два особых сектора экономики,
которые также являются неконтролируемыми
и нерегламентированными, не отражаемыми,
как правило, в статистическом учете. Это
сектор домашней и сектор общинной экономики.
Домашняя экономика представлена сферой
общественно необходимого производительного
домашнего труда, который не оплачивается
и находится вне сферы товарного обмена.
В домашнюю экономику включается трудовая
деятельность по производству продуктов,
которые заменяют товары, приобретаемые
за деньги в сфере официальной экономики.
Признаками домашней экономики являются:
производительный характер, отсутствие
учета, официальной регламентации, непротивоправный
характер, отсутствие обмена в рыночной
и нерыночной формах.
Общинная экономика представлена системой
производства и реализации благ и услуг,
которая основана на обмене в неденежной
форме. Она действует в рамках сообществ,
складывающихся на базе различных форм
социальных связей: родственных, соседских,
дружественных отношений, близости культур,
религиозных взглядов, профессии, идеологической
ориентации и т.п.
Общинная экономика - это форма развития
домашней экономики при выходе последней
за пределы семьи. Если обмен благами в
рамках различного рода общин начинает
осуществляться в денежной форме, общинная
экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются:
производительный, непротивоправный,
характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение
принципа эквивалентности, нерегламентированность,
неучитываетмый характер.
Данные сектора, на наш взгляд, не следует
относить к теневой экономике. Связано
это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения
в этих сферах не происходит. Обязанности
официальной регистрирации и уплаты налогов
законодательство не предусмотривает.
Данная деятельность не носит, как правило,
противоправного характера. Такое понимание
теневой экономики оправдано и с криминологических
позиций при рассмотрении ее в качестве
фактора экономической преступности.
Сферы домашней и общинной экономики не
связаны с выходом за рамки правового
поля и не являются факторами криминализации
экономических отношений.
Ярким примером широкомасштабного развития неформальных отношений в
экономической и других сферах жизни страны может служить Россия, которая на
сегодняшний день стала одним из «лидеров» по масштабам и сфере их
распространения.
В России развитие неформальных отношений имеет ряд особенностей. В первую
очередь это
преемственность системы
коррупционной составляющей, которая досталась России в «наследство» от
советского прошлого.
Феноменом неформальных
отношений в советской
результатами, ряд отечественных и западных исследователей заинтересовался еще
в 1970-е годы. На время он стал предметом пристального научного внимания:
проводились научные конференции, велась оживленная полемика в научной
литературе. В
оценках истоков теневой
мнение, согласно которому она является результатом подавленной частной
инициативы в сфере хозяйствования. Почти единодушно утверждалось, что
достаточно устранить неоправданные ограничения, и соответствующая часть
экономики заработает на благо обществу.
Однако некоторые
исследователи еще тогда
подобного подхода, подчеркивали многофакторность происхождения и развития
«теневого» хозяйствования. Это подтверждалось и практикой начавшейся
перестройки. Так, принятие в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной
трудовой деятельности», фактически легализовавшего часть существовавших в то
время видов «теневой» хозяйственной деятельности, отнюдь не привело к
снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики в последующие
годы.
С разрушением социалистической системы интерес к проблеме неформального в
плановой экономике спал, и многие исследования в этой области были свергнуты.
Ю. Латов подчеркивает, что «именно неадекватное понимание особенностей
советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и
безболезненность рыночных реформ».
Поэтому сейчас многие исследователи вновь обращаются к вопросам о природе, роли
и функциях неформальных
отношений в советской
Одним из первых серьезных обращений к вопросу о неформальной оставляющей
социалистического хозяйства были работы американского советолога Г.
Гроссмана, прежде всего его исследование «Вторая экономика в СССР». Гроссман
выделял в качестве
теневых экономических
советское законодательство и были направлены на получение частной выгоды.
Тезисы автора о росте неформальных доходов от севера к югу, от городских
центров к сельским поселениям, рассмотрение второй экономики как побочного
продукта специфических дисфункций советской экономики придавали неформальной
экономической
деятельности черты некоторой исключительнос
Интересна классификация рыночных отношений в якобы тотально планируемом
советском хозяйстве бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку,
А. Каценелинбойгена. В рамках его подхода теневые отношения являются одним из
компонентов системы рыночных связей. Он выделяет шесть разновидностей рынка,
которые действовали в экономике СССР и различались и по субъектам, и по
объектам, и по степени легальности. Половина из них – рынки теневые.
Легальные рынки – красный, розовый, белый, открыто поддерживаемые
правительством и людьми; полулегальный – серый – рынок, признаваемый народом,
на который правительство «закрывает глаза»; нелегальные рынки – коричневый и
черный – запрещенные правительством, но признаваемые хотя бы некоторой частью
населения. Таким образом, Каценелинбойген прелагал рассматривать советскую
экономику как неразрывный синтез официально-плановых отношений с рыночными.
По сути, это свидетельствовало о скрытой многоукладности советского
хозяйственного строя.
Цветные рынки в СССР.
Рынки |
Степень законности |
Участники товарных сделок | ||
источников товаров |
методов продажи |
продавцы |
покупатели | |
1. ЛегальныеКрасныйРозовыйБелый |
Законны Законны Законны |
Законны Законны Законны |
Работники государственных магазинов Любые люди Колхозники |
Любые люди Любые люди Любые люди |
2. Полулегальные Серый: а) потребительские товары б) товары производственного назначения |
Законны Полузаконны |
Полузаконны Законны |
Любые люди Государственные менеджеры |
Любые люди Государственные менеджеры |
3. Нелегальные Коричневый: а) потребительские товары б) товары производственного назначения Черный: а) законные товары - законно произведенные, дефицитные товары - законно произведенные, лимитируемые в продаже товары - незаконно приобретенные товары б) незаконные товары |
Полузаконны Незаконны Полузаконны Законны Незаконны Незаконны |
Полузаконны Незаконны Незаконны Незаконны Незаконны Незаконны |
Работники государственных магазинов Государственные рабочие Спекулянты Спекулянты Расхитители Скупщики валюты |
Любые люди Колхозы Любые люди Любые люди Любые люди Любые люди |
В 80-е годы некоторые советологи стали приходить к мнению, что за ширмой
всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается
экономическая система смешенного типа, где неформальное, неконтролируемое
производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство
официальное.
Точных данных, характеризующих масштабы неформальной деятельности в советский
период, нет, поэтому трудно сказать, какой вес имели отдельные ее виды. Но
можно предположить, что наибольшее распространение имели сокрытие части
легальной экономической деятельности, осуществляемой в рамках
зарегистрированных производств, и фиктивная экономика, в первую очередь как
экономика приписок, взяточничества и спекуляций. Широкое распространение
получили также домашняя и межсемейная экономическая деятельность.
Есть несколько свидетельств, которые, характеризуя отдельные параметры
неформальной деятельности в советский период, могут дать примерное
представление о ее масштабах. Так, согласно работе американских исследователей
Г. Офера и А. Винокура, основанной на информации о семейных бюджетах эмигрантов
из СССР в Израиль, около 10-12% семейного дохода горожан в конце 1970-х годов
давал частный сектор и, примерно 18% всех потребительских расходов совершались
частным образом. На основе этих данных и официальной советской статистики
западногерманский советолог П. Вилес оценил доход от «второй экономики» в
12-13% личного дохода на душу населения.
Советологи рассматривали развитие теневой экономики как проявление ущербности
советской модели, ее неспособности вырабатывать приемлемые для всех правила
хозяйственной жизни. Однако зарубежные исследователи подчеркивали, что многие
виды теневой экономической деятельности - уклонение от уплаты налогов,
вторичная занятость, коррупция, искажение официальной отчетности –
встречаются как при социализме, так и в обществах массового благосостояния.
Они считали, что в целом люди мало различаются по своим основным недостаткам.
К выводу о
неразрывности природы
«базой», сходности их очертаний, универсальности и о всеобъемлющем характере
неформального пришло большинство исследователей, занимавшихся проблемами
теневой экономики в советской России последних десятилетий. Некоторые считают,
что теневая деятельность в СССР к началу 1980-х годов уже не носила случайный
характер, а приобрела фактически статус экономического института советского
общества. Ю. Латов отмечает, что если в 1970-1980-х годах советскую экономику
рассматривали как «дуалистическую, где плановому государственному сектору
противостоит сектор рыночный», то уже после гибели СССР стало очевидным, что
она образует единую систему, в которой «легальная и теневая экономики
определенным образом дополняют друг друга, образуют два неразрывно связанных
компонента одной головоломки.»
Таким образом, история исследований неформальных отношений в советской России
шла от выделения неформального компонента экономики, как феномена особого
рода, к признанию универсальности неформальных отношений, их неразрывной и
естественной связи с формальной экономикой. Специфической особенностью
неформальной деятельности в советский период была система неформальных
персонифицированных связей между людьми, статус и возможности (экономические,
политические, социальные) которых определялись их формальным положением в
существовавшей административной иерархии. Этот феномен был порожден самой
советской системой. Фактически он компенсировал отсутствие института частной
собственности и рыночных отношений путем создания специфических неформальных
рынков, благодаря которым за счет коррупции всей системы обеспечивалось и
поддерживалось благосостояние членов общества в соответствии с их
административным статусом.
В российском варианте наиболее распространенный путь включения субъектов в
неформальную деятельность – обретение ими определенного официального статуса,
дающего право распоряжения благами и обеспечивающего вытекающие отсюда
возможности неформальной деятельности. И правда, большинство имевших место
неформальных действий – от бартерных обменов на промышленных предприятиях и
взяток в аппарате государственной власти до выноса продукции с предприятия –
связаны с приближенностью их субъекта к государственным ресурсам и зависят от
его статуса в административной и номенклатурной иерархии. Конечно, коррупция
существует в любом обществе вне зависимости от того плановые или рыночные
принципы лежат в основе его жизнедеятельности. Российская специфика
коррумпированности в том, что она не просто часть неформальных отношений, а
их начальная и определяющая стадия.
С. Кордонский называет коррупцию «административным рынком». На нем можно
было приобрести всё, но не всем. Деньги сами по себе не играли в этой системе
роли всеобщего эквивалента. Гораздо важнее было наличие «блата».
Большинство неформальных действий в советской системе фактически представляли
собой прямое воровство у государства, причем не косвенного характера, как,