Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее исследование проблем теневой экономики в мировом масштабе. Теоретическое изучение включает в себя выявление причин и последствий теневой экономики, определение ее структуры и особенностей формирования в тех или иных условиях. Практическая задача курсовой работы включает в себя анализ масштабов и динамики развития теневой экономики в мире, выявление конкретных причин этого развития, степень влияния тех или иных факторов на состояние теневой экономики в различных условиях. Итоговая задача – разработка предложений по борьбе с теневой экономикой на основании результатов исследования.
Среди криминальных транснациональных промыслов можно выделить два блока. Наиболее существенны те проблемы, что связаны со взаимоотношениями «богатого Севера» (развитых стран) и «бедного Юга» (развивающихся стран). Это наркобизнес, нелегальная торговля оружием, контрабанда, подделка товарных марок, нелегальная миграция. Однако есть и криминальные транснациональные промыслы, связанные в основном с самими развитыми странами, такие как отмывание денег и сокрытие доходов, компьютерная преступность, экономический шпионаж.
Также криминальная глобализация породила проблему «серых зон», географических и структурно-экономических. Географические «серые зоны» - это не контролируемые какими-либо властями территории. В Латинской Америке это ряд районов Перу, Боливии и особенно Колумбии, где власть находится в руках наркопартизан и просто наркобандитов. В Азии «серой зоной» являются Афганистан и некоторые районы Мьянмы. В Африке «серые зоны» расположены в Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии — в странах, где идет перманентная гражданская война. В России 1990-х гг. такой зоной стала Чечня [3, с. 153].
Международный финансовый бизнес во всем мире устойчиво «сереет». В скандалах, связанных с отмыванием грязных денег и сокрытием доходов, оказываются замешаны не только банки каких-нибудь Каймановых островов, но и «почтенные» финансовые структуры Швейцарии, США, других развитых стран. «Серую» окраску приобретает и международная Интернет-экономика. Эти явления формируют структурно-экономические «серые зоны».
2 Анализ проблем теневой экономики
2.1 Анализ масштабов и динамики теневой экономики в различный группах стран
Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, причем эта зависимость носит неоднозначный характер.
Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и может этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х гг.) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.
Исследования показывают, что среди развитых стран теневая экономика имеет наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние — в США, минимальные — в таких странах, как Япония, Швейцария. Эти различия объясняют высокой «огосударствленностью» смешанной экономики в большинстве стран Европы, негативными издержками американского индивидуализма и атмосферой «общественного согласия» в Японии, где даже гангстеры «честно» платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.
Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, которые не попадают в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США — страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Во второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23%, а в развивающихся — 39% ВВП [11, с. 77].
В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 г. страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9 до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США — 700 млрд. долларов, в Италии — 310 млрд., а в Великобритании — 190 млрд. долларов.
Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 1980—1990-е гг. наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975 по 1997 г. вырос в пять раз — с 60 до 300 млрд. долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год — значительно быстрее, чем официальный ВВП.
Наибольших масштабов теневой сектор экономики достиг в развивающихся странах. Так, теневая экономика Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании «параллельной» экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждены добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны законодательства способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
Что касается постсоциалистических стран (таблицы 2.1 и 2.2), то, согласно различным исследованиям, наибольшую величину в первой половине 1990-х гг. теневой сектор имел в экономике Грузии (43—51% официального ВВП), Азербайджана (34—41%) и России (27—46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990 г. до 35% в 1995 г. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.
В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах — Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере.
В СССР рост теневой экономики стал заметен с 70-х гг. XX в. Если в начале 1970-х гг. советский теневой сектор оценивали цифрами порядка 3% от ВВП, то в конце 1980-х гг. его объем составлял уже 10—15% национального продукта. Последующая быстрая коммерциализация постсоветской России сопровождалась не менее быстрой криминализацией ее экономики.
Таблица 2.1 – Рост теневой экономики в постсоциалистических странах, в %
от ВВП
Страны |
По методике Д. Кауфмана – А. Калиберды |
По методике М. Ласко | ||||
1989 |
1992 |
1995 |
1989 |
1992 |
1995 | |
Азербайджан |
12,0 |
39,2 |
60,6 |
- |
43,9 |
52,8 |
Беларусь |
12,0 |
13,2 |
19,3 |
- |
33,7 |
46,4 |
Болгария |
22,8 |
25,0 |
36,2 |
- |
- |
- |
Чехия |
6,0 |
16,9 |
11,3 |
- |
- |
- |
Эстония |
12,0 |
25,4 |
11,8 |
16,9 |
37,4 |
35,8 |
Грузия |
12,0 |
52,3 |
62,6 |
- |
58,0 |
57,0 |
Венгрия |
27,0 |
30,6 |
29,0 |
- |
- |
- |
Казахстан |
12,0 |
24,9 |
34,3 |
12,0 |
33,8 |
37,9 |
Латвия |
12,0 |
34,3 |
35,3 |
17,3 |
41,7 |
43,7 |
Литва |
12,0 |
39,2 |
21,6 |
17,6 |
47,4 |
46,0 |
Молдова |
12,0 |
37,3 |
35,7 |
- |
- |
- |
Польша |
15,7 |
19,7 |
12,6 |
- |
- |
- |
Румыния |
22,3 |
18,0 |
19,1 |
- |
- |
- |
Россия |
12,0 |
32,8 |
41,6 |
- |
37,8 |
39,2 |
Словакия |
6,0 |
17,6 |
5,8 |
- |
- |
- |
Украина |
12,0 |
33,6 |
48,9 |
- |
37,4 |
52,8 |
Узбекистан |
12,0 |
11,7 |
6,5 |
12,0 |
26,4 |
29,5 |
В «ельцинские» 1990-е в России сформировалась «пестрая экономика», суть которой — в тотальном взаимопереплетении «белой» и теневой экономической деятельности, в стирании граней между ними. По оценкам экспертов, объем теневой экономики в России составлял в середине 1990-х гг. примерно 25% ВНП, к концу 1990-х он вырос до 40—45%. Впрочем, при В. Путине рост теневого сектора удалось приостановить. На начало 2000-х гг. масштабы российской теневой экономики оцениваются примерно в 25—35%.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63% [9, с. 198].
Таблица 2.2 – Рост теневой экономики в постсоциалистических странах по
результатам исследований Ф. Шнайдера и Д. Энсте, в % от ВВП
Развитые страны |
Масштабы теневой экономики | ||||
1999 |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 | |
Азербайджан |
60,2 |
60,9 |
62,2 |
64,7 |
69,6 |
Беларусь |
47,9 |
48,3 |
49,2 |
51,1 |
53,0 |
Болгария |
|||||
Чехия |
18,9 |
19,3 |
19,5 |
20,4 |
21,1 |
Эстония |
38,4 |
38,8 |
40,0 |
41,1 |
42,3 |
Грузия |
66,2 |
67,4 |
68,7 |
69,5 |
72,5 |
Венгрия |
24,8 |
25,4 |
25,8 |
26,2 |
26,4 |
Казахстан |
42,6 |
43,9 |
45,4 |
46,7 |
48,2 |
Латвия |
39,6 |
40,4 |
41,4 |
42,7 |
44,3 |
Литва |
30,2 |
30,7 |
31,9 |
32,8 |
34,0 |
Молдова |
|||||
Польша |
27,5 |
27,6 |
27,7 |
28,3 |
29,1 |
Румыния |
34,6 |
35,1 |
36,1 |
27,3 |
38,9 |
Россия |
45,1 |
47,0 |
48,8 |
50,1 |
52,0 |
Словакия |
18,9 |
19,0 |
19,5 |
20,2 |
21,1 |
Украина |
51,7 |
53,0 |
55,0 |
57,0 |
58,1 |
Узбекистан |
Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Так, 27% трудоспособных россиян (а это более 20 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу. Около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в «челночном бизнесе» [8, с 125].
Таким образом, теневой сектор стран с переходной экономикой по количественным параметрам занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, приближаясь к последним. Следует подчеркнуть, что основной объем теневой экономической деятельности почти во всех странах дают «вторая» и «серая» теневая экономика. Доходы организованных преступных группировок составляют обычно лишь малую долю от общей массы теневых доходов.
Если проследить, как менялись оценки масштабов теневой экономики за последнюю треть века, то можно отметить тенденцию к ее росту, абсолютному и относительному, практически по всем группам стран. В развитых странах рост теневой экономики (таблицы 2.3 и 2.4) является, видимо, результатом усиления государственного регулирования, в развивающихся и постсоциалистических — повышения экономической нестабильности (а во многих случаях — еще и снижения уровня жизни).
Таблица 2.3 – Рост теневой экономики в развитых странах, в % от ВВП
Страны |
Масштабы теневой экономики | ||
1970 г. |
1980 г. |
1997 г. | |
Италия |
10,7 |
16,7 |
27,3 |
Швеция |
6,8-7,8 |
11,9-12,4 |
19,8 |
Германия |
2,7-3,0 |
10,3-11,2 |
15,0 |
Франция |
3,9 |
6,9 |
14,7 |
Нидерланды |
4,8 |
9,1 |
13,5 |
Великобритания |
2,0 |
8,4 |
13,0 |
Австрия |
1,8 |
3,0 |
8,9 |
США |
2,6-4,6 |
3,9-6,1 |
8,8 |
Швейцария |
4,1 |
6,5 |
8,1 |
Таблица 2.4 – Рост теневой экономики в развитых странах по результатам
исследований Ф. Шнайдера и Д. Энсте, в % от ВВП