Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:07, курсовая работа
В ходе написания работы использовались литературные источники учебного плана, такие как учебное пособие «Экономическая безопасность и экономическая преступность» под редакцией В.В. Пузикова, А.И. Громовича, и статьи из периодических изданий, в которых достаточно полно раскрыты как определения и виды теневой экономики, так и ее особенности в Республике Беларусь, и других странах с трансформационной экономикой. Для построения таблиц использовался статистический сборник Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
В
Беларуси значительную часть доходов
домашних хозяйств составляют поступления
от занятия незарегистрированной в
установленном порядке
В республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.[15,с.44]
Теневой экономикой давно занимаются эксперты Всемирного банка, Transparency International и других авторитетных структур. Их оценки разительно отличаются от данных белорусских смотрящих за законом. В докладе Doing Business 2005 объем серой экономики Беларуси в 2003 г. оценен на 48,1% валового национального дохода или $7,6 млрд. Из переходных стран только в Украине доля теневого сектора к официальной экономике больше, чем в Беларуси. В капиталистических, рыночных странах с развитыми институтами демократии доля серой экономики гораздо меньше, чем в развивающихся. Исследование Фредерика Шнайдера из университета Кеплера в Линце «Размер и измерение неформальной экономики в 110 странах мира» также подтверждает этот вывод. В странах ОЭСР сектор составляет в среднем 18% ВНП, в развивающихся – 41%. Корни теневой экономики – высокие налоги, в том числе на зарплату, зарегулированная деловая среда и наделение чиновников полномочиями распоряжаться большой частью национальной экономики.
Существует два основных способа измерения теневой экономики. Первый – спросить людей, уклоняются ли они от уплаты налогов при получении дохода, дают ли взятки. Но кто вам ответит на такие вопросы? Второй способ – определение размера «тени» косвенными методами. Можно сравнить данные о проведении денежных операций или потребления электричества с официальными цифрами выпуска продукции. Если потребление электричества и объем денежных транзакций растет гораздо быстрее, чем официальная экономика, то мы может сделать вывод о динамичном развитии теневого сектора. Такой метод и используют ученые.
Оставаясь в серой экономике, бизнес экономит на налогах, откупаясь взятками от чиновников. При этом он резко теряет в производительности труда и блокирует инновационную деятельность. Возможности его развития сильно ограничены. По оценкам экспертов, вывод экономической активности переходной страны из тени может привести к ежегодному увеличению роста ВВП на 1 – 1,5% ВВП. [19]
В республике налицо неограниченные возможности обогащения за счет различного рода финансовых махинаций, сравнительная простота и незамысловатость способов их осуществления. Незащищенность каналов прохождения платежных документов сделала банковскую систему наиболее уязвимым звеном экономики, которым настойчиво стремятся обладать преступные сообщества. Ухудшается криминогенная обстановка на потребительском рынке.[15,с.44]
Одним из наиболее эффективных направлений борьбы с организованной преступностью и коррупцией является лишение возможности их участников использовать преступно нажитые средства. В этой связи разработка системы мер борьбы с легализацией преступных доходов представляет собой элемент системы мер экономической безопасности республики, необходимое условие деятельности правоохранительных органов и должна включать в себя как законодательное, так и оперативное обеспечение.
В свете глобальности межбанковских операции пресечение деятельности по «отмыванию» денег концептуально должно строиться на общей для всех государств основе. Каждая же страна обязана разработать стратегию такой борьбы, учитывающую национальные особенности и специфику местных условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать следующие моменты:
• постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег и обмен полученной информацией на межгосударственном уровне;
• изучение методов перемещения денежных средств, в том числе сопоставительный анализ методов, применяемых наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;
• отслеживание процессов проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры с использованием незаконно полученных капиталов;
• постоянное ужесточение порядка отчетности банков по клиентуре и применение за его нарушение таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;
• отслеживание процессов срастания организованной преступности с легитимными финансовыми институтами;
•усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений, а также за функционированием некоммерческих структур, создающих благотворительные фонды (кассы);
• анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;
• поэтапное введение универсальных международных стандартов и жестких нормативных требований для банковских структур на основе рекомендаций международных организаций - Специальной группы по борьбе с финансовыми преступлениями и Общества по международным межбанковским финансовым телекоммуникационным системам;
•постоянное совершенствование работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег.[6,с.88]
Следует констатировать, что действующее сегодня законодательство содержит недостаточное количество норм, препятствующих или затрудняющих «отмывание» денег. В настоящее время в Уголовном кодексе Республики Беларусь ответственность за «отмывание» криминальных капиталов предусмотрена только статьей 152-6 «Легализация преступных доходов.
В соответствии с существующими сегодня положениями Уголовного кодекса республики, в частности статьи 152-6 УК РБ, под легализацией преступных доходов понимается «совершение финансовый операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, т.е. умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению заведомо незаконными доходами. Применение данного определения требует уточнения понятий «финансовые операции» и «финансовые сделки». В соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса Беларуси, в качестве сделок признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В этом случае финансовые операции определяются как сделки и другие действия физических лиц и субъектов хозяйствования (независимо от форм собственности) по получению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, переводу, обмену, хранению доходов, а также по удостоверению таких сделок. Следует, однако, отметить, что указаний на размер сумм, с которыми проводятся сделки, Уголовный кодекс не содержит. В рассматриваемом в настоящее время проекте кодекса вводятся дополнительные положения о сделках с суммами в особо крупных размерах.[6, с.89]
Предметом этого преступления выступают денежные средства (банкноты и монеты Республики Беларусь, иностранные денежные знаки), ценные бумаги, номинал которых выражен как в национальной, так и в иностранной валюте, имущество (движимое и недвижимое) и имущественные права, работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Беларуси и за рубежом заведомо незаконным путем. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при конструировании данной нормы законодатели исходили из понимания легализации в узком смысле, т.е. совершения указанных сделок лишь с таким имуществом, которое получено в результате самостоятельного преступления(кражи, разбоя, мошенничества, вымогательства др.). Так, например, тайное похищение лицом деревообрабатывающего станка садового домика с последующей его продажей должно влечь уголовную ответственность не только за кражу имущества с проникновением в жилище, но и за легализацию преступных доходов. Вместе с тем различные сделки с доходами и имуществом, полученными любым незаконным, но не преступным способом, не будут влечь уголовную ответственность по данной норме. Например, «отмывание» капиталов, нажитых на незаконных валютных операциях , или приумножение доходов, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности, не влекущей уголовной ответственности по статьям главы 11 УК РБ (ст.151. 160 и др.), сделки с имуществом, приобретенным в нарушение гражданского законодательства, не могут быть квалифицированы по ст. 152-6 УК РБ.
Возникает также необходимость разграничения легализации преступных доходов со смежным составом преступления, предусмотренным ст.203 УК РБ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» в части сбыта такого имущества. По мнению специалистов, если лицо сознательно приобрело в свою собственность имущество, добытое преступным путем, а затем по своей инициативе сбывает его, то такие действия полностью охватываются ст.203 УК РБ и не требуют дополнительной квалификации. Если же лицо по просьбе преступника сбывает добытое последним имущество (будучи осведомленным о природе его происхождения), то оно должно отвечать за соучастие в легализации преступных доходов.
Введя уголовную ответственность за «отмывание» преступных доходов, законодатели поместили в ст. 152-6 УК РБ поощрительную норму: если участник преступления заявит об участии в легализации преступных доходов или выдаст их властям, то будет освобожден от уголовной ответственности. Однако имеющиеся формулировки статей не охватывают всего многообразия направлений, форм и методов работы преступников. Причем информация, получаемая подразделениями правоохранительных органов республики, показывает, что опыт международных преступных формирований используется нашими преступными группировками более широко, чем принятые в мировой практике нормы уголовной ответственности – органами законодательной власти. В этой связи целесообразно обратиться к анализу опыта деятельности правоохранительных органов отдельных стран Запада и сопоставить его с ситуацией, складывающейся в республике. [6,с.90]
Незаконное
получение и использование
Установление жесткого госконтроля давит на производителей и продавцов, Среди чиновников процветает взяточничество, коррупция, лоббирование. Власть начинает выходить из-под общественного и правового контроля. Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть любую государственную или оппозиционную газету, где можно найти массу фактов о нравственном падении не только крупных руководителей, представителей правоохранительных органов, но и депутатов, сотрудников аппарата правительства. В его основу следует положить сочетание законодательно-контролирующей и стимулирующей деятельности хозяйственно-политического центра в качественно новом состоянии и свободного функционирования экономических субъектов на базе рыночных принципов и их взаимодействие — господство в общественной жизни принципов демократии и юридического равноправия всех членов общества.
Около половины экономической активности нашей страны совершается в «тени». Это не значит, что в генофонде белорусов вдруг проснулся ген криминогенности. Простые люди и предприниматели вполне рационально отвечают на стремление национальной бюрократии отнимать у них больше половины заработанного. И никакой закон «О коррупции» их поведение не изменит. [19]
Необходимо ликвидировать причины существования теневой экономики. Скажем, если высок уровень налогообложения, надо снизить его, если экономические свободы оборачиваются вседозволенностью, требуется их цивилизованное ограничение, если само состояние экономики является благоприятной средой для расцвета теневого бизнеса, необходима активизация экономической политики с целью преодоления кризиса.
Поскольку
налоги от теневой деятельности в
государственный бюджет не вносятся,
то возникает необходимость
Государство не должно препятствовать своим гражданам в осуществлении шести экономических прав — заниматься бизнесом, владеть собственностью, зарабатывать на жизнь, инвестировать заработанные деньги в бизнес, вести международную торговлю, участвовать во всех аспектах рыночной экономики, — а не ставить палки в колеса своим гражданам.
Только в этом случае чиновники откажутся от «вознаграждения» за «решение вопросов». Если же будет установлен и доказан факт взяточничества государственным служащим, то мера ответственности к нему должна быть в два-три раза строже.
Только в таком случае теневая экономика в системе государственного управления потеряет ту социально-экономическую базу, которая обусловливает ее сегодняшний расцвет.[15,с.44]
Таким образом, отметим, что под теневой экономикой понимаются все экономические связи, которые по тем или иным причинам не учитываются официальной статистикой и не включаются в ВВП. Теневая экономика охватывает деятельность, связанную с производством товаров и услуг, а также незаконное перераспределение доходов и активов. Выделяется три вида теневой экономики: скрытая или теневая деятельность, неформальная или неофициальная деятельность и нелегальная деятельность.
Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения