Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:07, курсовая работа
В ходе написания работы использовались литературные источники учебного плана, такие как учебное пособие «Экономическая безопасность и экономическая преступность» под редакцией В.В. Пузикова, А.И. Громовича, и статьи из периодических изданий, в которых достаточно полно раскрыты как определения и виды теневой экономики, так и ее особенности в Республике Беларусь, и других странах с трансформационной экономикой. Для построения таблиц использовался статистический сборник Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Исследования показали, что среди развитых стран размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой “общественного согласия” в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.
В результате применения различных методов были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.
В
большинстве
Таблица 1 Масштабы теневой
экономики в постсоциалистических
странах, в % от ВВП
Страны | 1989 г. | 1992 г. | 1995 г. | 2001 г. |
Азербайджан | 12,0 | 39,2 | 60,6 | 59,3 |
Беларусь | 12,0 | 13,2 | 19,3 | 19,1 |
Болгария | 22,8 | 25,0 | 36,2 | 32,7 |
Чехия | 6,0 | 16,9 | 11,3 | 14,5 |
Эстония | 12,0 | 25,4 | 11,8 | 18,5 |
Грузия | 12,0 | 52,3 | 62,6 | 63,0 |
Венгрия | 27,0 | 30,6 | 29,0 | 28,4 |
Казахстан | 12,0 | 24,9 | 34,3 | 34,2 |
Латвия | 12,0 | 34,3 | 35,3 | 34,8 |
Литва | 12,0 | 39,2 | 21,6 | 25,2 |
Молдова | 12,0 | 37,3 | 35,7 | 37,7 |
Польша | 15,7 | 19,7 | 12,6 | 13,9 |
Румыния | 22,3 | 18,0 | 19,1 | 18,3 |
Россия | 12,0 | 32,8 | 41,6 | 41,0 |
Словакия | 6,0 | 17,6 | 5,8 | 10,2 |
Украина | 12,0 | 33,6 | 48,9 | 47,3 |
Узбекистан | 12,0 | 11,7 | 6,5 | 8,0 |
На
основе данной таблицы можно говорить
о том, что средний размер теневой
деятельности в странах
Согласно результатам исследования, проведенного международной организацией Transparency International, Беларусь является страной с высоким уровнем коррумпированности. В этом исследовании, страны Восточной Европы и бывшего СССР были разделены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем коррумпированности. В первую группу вошли Эстония (из восточноевропейских стран в ней также находятся Словения и Венгрия), Литва занимает промежуточное положение между первой и второй группой, в которую входят такие страны, как Польша, Болгария и Чехия. Латвия и Молдова занимают промежуточное положение между второй (средний уровень коррупции) и третьей группой (высокий уровень коррупции). В третьей группе находится Румыния и все остальные государства бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь, государства Кавказа и Средней Азии.
В Польше уровень ненаблюдаемой экономики составляет 15,2%, в Эстонии - 18,1%, в Казахстане - 26,8%, в Киргизии - 47,9%. Приведенные показатели соответствуют данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По их же исследованиям, в индустриально развитых странах доля ненаблюдаемой экономики составляет 5%.
Россия
В России, переживающей период ослабления и даже разрушения многих институциональных основ социума, рост теневой экономики приобрел значение одного из главных факторов, определяющих ситуацию в экономике. Основные экономические явления, препятствующие выходу России из нынешнего глубочайшего кризиса, так или иначе связаны с неформальной (неконтролируемой) и зачастую прямо криминальной деятельностью, являясь либо ее причиной, генератором, либо следствием. [3.с.14]
Согласно укрупненным расчетам, проведенным в Институте макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, объемы доходов, получаемых за счет скрытой и криминальной деятельности (включая производство и чистое перераспределение), достигали 1475 млрд. руб. в 1998 г. и примерно 3100 млрд. руб. в 1999 г., составляя по сумме почти две трети величины ВВП. Злокачественность процессов усугубляется тем, что более чем половину теневой экономики России представляют организованные криминальные сообщества. в 1999 г. доля организованной преступности в общем объеме теневой экономики достигла 70%.[3,с.14]
Объем ненаблюдаемой (теневой) экономики в РФ, согласно экспертным оценкам, составляет 22,5% от общего объема ВВП по итогам 2002 года. По последним данным, занятость в неформальном секторе в РФ составляет 8,6 млн человек, или около 13% от общего числа занятого населения. Для 1,8 млн человек работа в неформальном секторе является дополнительным занятием. Среди сельских жителей в неформальном секторе заняты около 27% населения, среди городских - около 9%. Примерно пятая часть "неформалов" - предприниматели, работающие без образования юридического лица, около 40% - работники по найму у физических лиц (горничные, сторожи, няни) и чуть более этой цифры - лица, оказывающие профессиональные или технические услуги (врачи, нотариусы, аудиторы). Интересно, что в прошлом году общий размер официальной оплаты труда в России составил чуть более 5 трлн руб., а скрытой - около 1,25 трлн руб.
Украина
По
разным подсчётам теневой сектор занимает
40 – 60% экономики Украины.
В Украине на данный момент остаётся острой
проблема коррумпированности, наркобизнеса,
проституции, нелегального производства
и сбыта продукции, фиктивных сделок и
денежных операций. Государственное управление
экономикой страны остаётся несовершенным.
Неэффективная налоговая политика ведет
к уменьшению поступлений в госбюджет
из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное
законодательство отпугивает предпринимателей
от легализации их деятельности и заставляет
их уходить в тень.
Законодательство Украины способствует
«отмыванию» денежных средств криминального
происхождения. Некоторые положения не
только не соответствуют, но и противоречат
международной практике по этим вопросам.
Некоторые законодательные акты Украины
обязывают ответственных должностных
лиц информировать правоохранительные
органы о крупномасштабных операциях
и предоставлять финансово-хозяйственные
документы по требованию правоохранительных
органов, но эти нормы носят декларативный
характер или отсылают к несуществующему
по этим вопросам действующему законодательству.
Очевидно, следует внести изменения в
действующее законодательство, учитывая
собственный и международный опыт. Большое
значение имеет международная согласованность
в законодательстве и государственном
регулировании экономики, т.к. зачастую
субъекты теневой экономики пользуются
различиями в законодательствах стран
для получения дохода. Очень важной является
согласованность и внутри страны – между
различными государственными органами.
Совместные, целенаправленные и своевременные
действия обеспечат эффективность действий
по детенизации экономики. Следует не
просто легализовать теневую экономику,
необходимо повысить эффективность государственного
регулирования в целом. Что касается «скрытой»,
т.е. разрешенной, но не показываемой экономики,
то следует снизить налоги, упростить
лицензирование. В то же время нельзя допускать
вседозволенности, снижать штрафы и смягчать
административную и уголовную ответственность,
чтобы не допустить разрастания криминального
сектора.
Переходная
экономика требует
• разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);
• развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную
деятельность собственников);
• стимулирование предпринимательской деятельности, наращивание объемов производства (льготное налогообложение и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;
• экономический контроль за хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т, д.)[16,с.76]
Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[18,с.163]
В условиях становления суверенитета Республики Беларусь, на фоне разрыва сложившихся в рамках СССР экономических связей, перехода к рыночным отношениям существенно возрастает значимость вопроса об обеспечении экономической безопасности.[18, с.81]
В 90-х годах нашей стране распространились такие общественно опасные явления, как организованная преступность и коррупция с их нацеленностью на создание механизмов, позволяющих реально влиять на экономические и социальные процессы. И как следствие у преступных элементов возникла необходимость легализации незаконно полученных капиталов. Потребности обеспечения экономической безопасности, стабилизации экономического и социального положения республики выдвинули задачу борьбы с этими процессами на первый план.[6,с.87]
3а последние десять лет в Беларуси заявили о себе организованная преступность и коррупция, которые создают механизмы, позволяющие реально влиять на экономические и социальные процессы.
Несовершенство законодательной базы позволяет инвестировать левые доходы, в том числе и международным преступным сообществам, в легальную предпринимательскую деятельность. Все это упрощает процесс отмывания денег. Коррупционные и экономические преступления взаимообусловлены и часто имеют общий мотив.
Удельный вес теневой экономики в Беларуси составляет 17-18% от ВВП, или 3 миллиарда долларов США.
За 2003 год в Беларуси совершены 4815 преступлений, относящихся к категории коррупционных, в первом полугодии 2005 года расследовано 1783 преступления коррупционной направленности. В целом, показатели регистрируемых преступлений коррупционной направленности снизился на 4,4%.
Банки не вернули кредитов на общую сумму в 50 миллионов долларов; свыше 70 человек (8 обвиняются во взяточничестве и 65 - в невозврате банковских кредитов), совершивших коррупционные преступления, скрылись от следствия.
По антикоррупционному рейтингу, проведенному международными организациями, Беларусь занимает 107 место среди 133 стран.[19]
Экономическая преступность стала основным тормозом в осуществлении реформ, она реально угрожает экономической безопасности общества и государства. Ее латентность постоянно повышается. В 2000 году ущерб по уголовным делам о хищениях и «выманивании» кредитов составил 332 млн. руб. (с учетом деноминации), почти 33 млн. долларов США, 1,5 млн. немецких марок. В прошлом году ущерб составил 234 млн. руб., 32 млн. долларов и 1300 тыс. немецких марок [15,с.43]
В 2003 году закончено расследование 946 уголовных дел этой категории в отношении 1246 обвиняемых. По 44 уголовным делам о хищении банковских кредитов, следствие по которым сегодня приостановлено из-за розыска обвиняемых, сумма невозвращенных кредитов составляет около $50 млн.
Анализ выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.
Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения