Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания работы использовались литературные источники учебного плана, такие как учебное пособие «Экономическая безопасность и экономическая преступность» под редакцией В.В. Пузикова, А.И. Громовича, и статьи из периодических изданий, в которых достаточно полно раскрыты как определения и виды теневой экономики, так и ее особенности в Республике Беларусь, и других странах с трансформационной экономикой. Для построения таблиц использовался статистический сборник Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения_курсач.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

   Исследования  показали, что среди развитых стран  размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой “общественного согласия” в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.

   В результате применения различных методов  были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

   В большинстве постсоциалистических государств ситуация намного сложнее  и серьезнее. После распада социалистического  лагеря практически всюду теневой  сектор значительно вырос.

 

    Таблица 1 Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах, в % от ВВП  

Страны 1989 г. 1992 г. 1995 г.       2001 г.
Азербайджан 12,0 39,2 60,6 59,3
Беларусь 12,0 13,2 19,3 19,1
Болгария 22,8 25,0 36,2 32,7
Чехия 6,0 16,9 11,3 14,5
Эстония 12,0 25,4 11,8 18,5
Грузия 12,0 52,3 62,6 63,0
Венгрия 27,0 30,6 29,0 28,4
Казахстан 12,0 24,9 34,3 34,2
Латвия 12,0 34,3 35,3 34,8
Литва 12,0 39,2 21,6 25,2
Молдова 12,0 37,3 35,7 37,7
Польша 15,7 19,7 12,6 13,9
Румыния 22,3 18,0 19,1 18,3
Россия 12,0 32,8 41,6 41,0
Словакия 6,0 17,6 5,8 10,2
Украина 12,0 33,6 48,9 47,3
Узбекистан 12,0 11,7 6,5 8,0

   На  основе данной таблицы можно говорить о том, что средний размер теневой  деятельности в странах постсоциалистического  лагеря равен примерно 20-30% от ВВП. Критический  размах этот показатель получил в  Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью. По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше - 50-60%.

   Согласно  результатам исследования, проведенного международной организацией Transparency International, Беларусь является страной с высоким уровнем коррумпированности. В этом исследовании, страны Восточной Европы и бывшего СССР были разделены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем коррумпированности. В первую группу вошли Эстония (из восточноевропейских стран в ней также находятся Словения и Венгрия), Литва занимает промежуточное положение между первой и второй группой, в которую входят такие страны, как Польша, Болгария и Чехия. Латвия и Молдова занимают промежуточное положение между второй (средний уровень коррупции) и третьей группой (высокий уровень коррупции). В третьей группе находится Румыния и все остальные государства бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь, государства Кавказа и Средней Азии.

     В Польше уровень ненаблюдаемой экономики составляет 15,2%, в Эстонии - 18,1%, в Казахстане - 26,8%, в Киргизии - 47,9%. Приведенные показатели соответствуют данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По их же исследованиям, в индустриально развитых странах доля ненаблюдаемой экономики составляет 5%.

Россия

     В России, переживающей период ослабления и даже разрушения многих институциональных основ социума, рост теневой экономики приобрел значение одного из главных факторов, определяющих ситуацию в экономике. Основные экономические явления, препятствующие выходу России из нынешнего глубочайшего кризиса, так или иначе связаны с неформальной (неконтролируемой) и зачастую прямо криминальной деятельностью, являясь либо ее причиной, генератором, либо следствием. [3.с.14]

     Согласно  укрупненным расчетам, проведенным в Институте макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, объемы доходов, получаемых за счет скрытой и криминальной деятельности (включая производство и чистое перераспределение), достигали 1475 млрд. руб. в 1998 г. и примерно 3100 млрд. руб. в 1999 г., составляя по сумме почти две трети величины ВВП. Злокачественность процессов усугубляется тем, что более чем половину теневой экономики России представляют организованные криминальные сообщества. в 1999 г. доля организованной преступности в общем объеме теневой экономики  достигла 70%.[3,с.14]

     Объем ненаблюдаемой (теневой) экономики в РФ, согласно экспертным оценкам, составляет 22,5% от общего объема ВВП по итогам 2002 года. По последним данным, занятость в неформальном секторе в РФ составляет 8,6 млн человек, или около 13% от общего числа занятого населения. Для 1,8 млн человек работа в неформальном секторе является дополнительным занятием. Среди сельских жителей в неформальном секторе заняты около 27% населения, среди городских - около 9%. Примерно пятая часть "неформалов" - предприниматели, работающие без образования юридического лица, около 40% - работники по найму у физических лиц (горничные, сторожи, няни) и чуть более этой цифры - лица, оказывающие профессиональные или технические услуги (врачи, нотариусы, аудиторы). Интересно, что в прошлом году общий размер официальной оплаты труда в России составил чуть более 5 трлн руб., а скрытой - около 1,25 трлн руб.

       Украина

     По  разным подсчётам теневой сектор занимает 40 – 60% экономики Украины.  
В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.  
 Законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального происхождения. Некоторые положения не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных должностных лиц информировать правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный характер или отсылают к несуществующему по этим вопросам действующему законодательству.  
Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода. Очень важной является согласованность и внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.

     Переходная  экономика требует осуществления  соответствующего организационного и правового обеспечения, В комплекс мер по приоритетным направлениям включается:

•  разработка  антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);

•  развитие конкуренции во всех сферах экономических  отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную

деятельность  собственников);

• стимулирование предпринимательской деятельности, наращивание   объемов   производства (льготное  налогообложение  и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;

•  экономический  контроль за хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т, д.)[16,с.76]

     Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической  проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[18,с.163]

 

3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ

     В условиях становления суверенитета Республики Беларусь, на фоне разрыва сложившихся в рамках СССР экономических связей, перехода к рыночным отношениям существенно возрастает значимость вопроса об обеспечении экономической безопасности.[18, с.81]

     В 90-х годах нашей стране распространились такие общественно опасные явления, как организованная преступность и коррупция с их нацеленностью на создание механизмов, позволяющих реально влиять на экономические и социальные процессы.  И как следствие у преступных элементов возникла необходимость легализации незаконно полученных  капиталов. Потребности  обеспечения  экономической безопасности, стабилизации экономического и социального положения республики выдвинули задачу борьбы с этими процессами на первый план.[6,с.87]

     3а  последние десять лет в Беларуси заявили о себе организованная преступность и коррупция, которые создают механизмы, позволяющие реально влиять на экономические и социальные процессы.

  Несовершенство   законодательной базы позволяет инвестировать левые доходы, в том числе и международным преступным сообществам, в легальную предпринимательскую деятельность. Все это упрощает процесс отмывания денег. Коррупционные и экономические преступления взаимообусловлены и часто имеют общий мотив.

     Удельный  вес теневой экономики в Беларуси составляет 17-18% от ВВП, или 3 миллиарда долларов США.

     За 2003 год в Беларуси совершены 4815 преступлений, относящихся к категории коррупционных, в первом полугодии 2005 года расследовано 1783 преступления коррупционной направленности. В целом, показатели регистрируемых преступлений коррупционной направленности снизился на 4,4%.

     Банки не вернули кредитов на общую сумму  в 50 миллионов долларов; свыше 70 человек (8 обвиняются во взяточничестве и 65 - в  невозврате банковских кредитов), совершивших  коррупционные преступления, скрылись от следствия.

     По  антикоррупционному рейтингу, проведенному международными организациями, Беларусь занимает 107 место среди 133 стран.[19]

     Экономическая преступность стала основным тормозом в осуществлении реформ, она реально угрожает экономической безопасности общества и государства. Ее латентность постоянно повышается. В 2000 году ущерб по уголовным делам о хищениях и «выманивании» кредитов составил 332 млн. руб. (с учетом деноминации), почти 33 млн. долларов США, 1,5 млн. немецких марок. В прошлом году ущерб составил 234 млн. руб., 32 млн. долларов и 1300 тыс. немецких марок [15,с.43]

     В 2003 году закончено расследование 946 уголовных дел этой категории  в отношении 1246 обвиняемых. По 44 уголовным  делам о хищении банковских кредитов, следствие по которым сегодня приостановлено из-за розыска обвиняемых, сумма невозвращенных кредитов составляет около $50 млн.

     Анализ выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.

Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения