Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:01, реферат
Германия занимает третье место среди ведущих стран по значимости рынка ценных бумаг в накоплении капитала, а по многим показателям занимает первое место в Европе. В то же время доля Германии на мировом рынке ценных бумаг составляет всего 2,5%, что связано с достаточно поздним развитием самого рынка ценных бумаг. По существу движение и развитие рынка ценных бумаг началось только с конца 1954 г. благодаря вмешательству правительства и введению налоговых и других льгот.
1.Тенденции развития рынка ценных бумаг Германии
2. Структура рынка ценных бумаг
3. Виды ценных бумаг
4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Долговые
обязательства
Прочие банковские долговые обязательства представляют собой обязательства банков и жироцентралей и включают в себя предъявительские долговые обязательства, конвертируемые и опционные займы. Обязательства банков выпускаются на срок до 10 лет с фиксированным процентом, обращаются на внебиржевом рынке и могут быть приобретены любым лицом. Помимо предъявительских ценных бумаг выпускаются именные, которые приобретаются страховыми компаниями и вкладчиками. Среди всех именных облигаций 80% выпускаются ипотечными банками. Опционные и конвертируемые займы — это долговые обязательства со специальными правами. Их эмиссия требует согласия акционеров, а сумма не должна превышать основного капитала. К ним относятся существующие с 1985 г. обязательства с плавающей процентной ставкой (floaters) и нулевым купоном, которые имеют связь с текущей процентной ставкой, рассчитываемой на базе ЛИБОР и ФИБОР, и обратные обязательства (reverse floaters). Они появились в 1993 г., а начисляемые по ним проценты определяются разницей между номинальной процентной ставкой и базисной (ФИБОР, ЛИБОР).
Предприятия
выпускают коммерческие ценные бумаги,
которые представляют собой размещаемые
кредитными институтами долговые обязательства
сроком от 7 дней до 2 лет (чаще встречаются
со сроком от 1 до 3 месяцев); ценные бумаги
с особыми правами и долговые листы как
среднесрочные и долгосрочные ценные
бумаги со сроком погашения от 2 до 10 лет.
Рынок государственных ценных бумаг Германии. Это крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Его отличительная особенность состоит в том, что он по своему объему не превышает рынка остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. Другая важная черта рынка государственных облигаций Германии — наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. Эмитентом государственных ценных бумаг выступают правительство, система специальных служб (железнодорожные органы, почта), правительства земель, органы местной власти (общины и коммуны). Но основным заемщиком выступает Федеральное правительство, на которое приходится до 80% всего рынка государственных ценных бумаг, 9,6% приходится на эмиссии федеральных земель, а доля займов, эмитируемых муниципалитетами, составляет 0,1%. Крупным государственным эмитентом выступала Федеральная почта, на которую приходилось по 8% всех займов, но в связи с ее приватизацией государство теперь не песет ответственности за долговые обязательства, выпускаемые ее преемниками, однако за имеющиеся в обращении займы бывшей Федеральной почты государство по-прежнему отвечает своим именем, имуществом и налоговыми поступлениями. Еще одним крупным эмитентом выступают специальные государственные фонды (10%), к которым относят Фонд погашения долгов (Erblastentilgungsfonds), Немецкое единство (Deutsche Einheit) и Фонд по оздоровлению европейской экономики (Recovery Program, ERP).
Все государственные ценные бумаги эмитируются Bundesbank только в безналичной (бездокументарной) форме, являются гарантированными, застрахованными, учитываемыми Bundesbank и приемлемыми для проведения им операций на открытом рынке. Эмиссия федеральных займов осуществляется с применением консорциального и тендерного методов, проценты по ним выплачиваются раз в год, если ставка фиксирована, и 2 раза в год, если ставка плавающая.
Остановимся подробнее на некоторых основных видах государственных ценных бумаг.
Облигации ФРГ— долгосрочные ценные бумаги со сроком погашения от 5 до 40 лет; это наиболее ликвидные и качественные бумаги среди всех долговых инструментов государства. Первый выпуск таких ценных бумаг был осуществлен в 1952 г. С 1972 г. они эмитируются только в безбумажной форме, их движение отражается в Федеральном долговом регистре. Выпускаются облигации несколько раз в год. Выплачиваемый но ним процентный доход фиксированный и не облагается налогом, это делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений.
Федеральные облигации — это обязательства государства, которые выпускаются с 1979 г. сроком на 5 лет преимущественно для населения. Они также существуют в безбумажной форме, т.е. в форме записей в Федеральном долговом регистре; 90% всех облигаций выпускаются на предъявителя.. Этот вид ценных бумаг относится к рыночным ценным бумагам, они котируются на фондовых биржах, а также достаточно интенсивно обращаются во внебиржевом обороте на международном фондовом рынке, прежде всего в Великобритании.
Федеральные
кассовые облигации
являются среднесрочными долговыми инструментами,
выпускаются на срок от 3 до 7 лет в безбумажной
форме и существуют в форме записей в Федеральной
долговой книге. Биржевой оборот этих
ценных бумаг незначителен, но внебиржевая
торговля ими ведется достаточно активно.
Долговые сертификаты выпускаются государственными федеральными органами, местными органами власти, правительствами земель, почтовыми и железнодорожными службами и относятся к среднесрочным и долгосрочным ценным бумагам. По форме и условиям реализации схожи с контрактами на получение кредита, но они имеют самостоятельную стоимость и могут с определенными ограничениями обращаться на фондовом рынке, что позволяет относить их к ценным бумагам. Долговые сертификаты продаются только банкам, которые хранят их в сейфах, а на их основе выдают кредиты эмитентам, причем сами банки, как правило, денег не дают, а ищут кредитора на стороне, выступая в роли посредника между кредитором и заемщиком.
Казначейские обязательства относятся к краткосрочным ценным бумагам со сроком погашения 2 года. Они имеют фиксированный доход и котируются на бирже. С 1996 г. государство поквартально проводит эмиссию данных ценных бумаг.
Сберегательные сертификаты выпускаются в Германии с 1969 г. при содействии кредитных институтов. Они бывают двух видов, «А» и «Б», и отличаются сроком обращения, начислением и выплатой процентов по ним. По виду «А» выплата процентов осуществляется ежегодно, срок действия 6 лет, по виду «Б» проценты аккумулируются и выплачиваются общей суммой в момент погашения, при этом ставка процента увеличивается ежегодно по тарифной шкале, срок погашения 7 лет. Покупателями могут быть только частные лица, а также общественные, религиозные и благотворительные организации. Преждевременное погашение этих ценных бумаг исключается. Они относятся к нерыночным ценным бумагам, не котируются на фондовых биржах и не обращаются на вторичных рынках.
Казначейские финансовые обязательства представляют собой дисконтные ценные бумаги, ориентированные на мелких инвесторов. В принципе любой субъект, за исключением кредитных учреждений и нерезидентов (физических и юридических лиц), имеет возможность приобрести этот вид ценных бумаг. Казначейские финансовые обязательства не могут быть возвращены до срока их погашения или прожданы после их покупки, поэтому вторичный рынок этого долгового инструмента отсутствует.
Беспроцентные казначейские сертификаты, или дисконтные ценные бумаги, являются краткосрочными ценными бумагами, выпускаются на срок от 6 месяцев до 2 лет, погашаются по номиналу и бывают двух видов. Первый вид дисконтных сертификатов выпускался нерегулярно сроком от 3 месяцев до 2 лет тендерным методом.
Для
регулирования ликвидности
Выпуск государственных ценных бумаг координируется Экономическим советом государственных властей, в который входят министр экономики, министр финансов, представители земель и четыре представителя местных органов власти. Представитель Федерального банка принимает участие в работе Совета с правом совещательного голоса. Совет принимает решения о целесообразности выпуска облигаций теми или иными органами власти с учетом текущего состояния рыночной конъюнктуры, чтобы избежать перегрузки рынка.
Помимо
классических ценных бумаг, акций и облигаций
на рынке ценных бумаг имеют хождение
производные ценные бумаги, к которым
относят разнообразные опционы и фьючерсы.
Наиболее распространены фьючерсы на
базе акций, DAX-фьючерсы, опционы на базе
акций, DAX-опционы,
фьючерсы на базе федеральных займов (BUND-фьючерсы),
фьючерсы на базе среднесрочных облигаций
(BOBL-фьючерсы),
ЛИБОР-фьючерсы, опционы на базе BUND- и BOBL-фьючерсов.
4.
Государственное
регулирование рынка
ценных бумаг
Система регулирования рынка ценных бумаг Германии значительно слабее, чем в других странах, несмотря на ряд мер, принятых в последние годы.
Незначительность регулирования процесса инвестиционной деятельности объяснялась следующими факторами: небольшим количеством компаний, занимающихся деятельностью по размещению ценных бумаг (в основном это были крупные коммерческие банки); полным доминированием на рынке институциональных инвесторов; и целом неразвитостью рынка ценных бумаг.
В одном из основных законодательных актов — Законе о торговле ценными бумагами (1994 г.) была установлена система контроля за операциями с ценными бумагами, выделено несколько уровней контроля за фондовым рынком.
1. Федеральный уровень, на котором контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей ценными бумагами (Bundesamt für Wertpapiere). Основные задачи этого ведомства: контроль за проведением внутренних операций на фондовом рынке; контроль за правильностью публикаций отчетности компаний-эмитентов или компаний, чьи ценные бумаги котируются на бирже; контроль за соблюдением правил поведения участников фондового рынка; международное сотрудничество при обсуждении проблем контроля за торговлей ценными бумагами.
2. Уровень субъектов федерации. На уровне земель регулирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами (Börsenaufsichtsbehorden). Это государственные учреждения, созданные на уровне федеральных земель и осуществляющие административно-правовой надзор и текущий контроль.
3. Биржевой уровень представлен отделами по контролю за торговлей ценными бумагами (Handelsuberwachungstellen), которые формируются на самой бирже. Отдел по контролю за торговлей ценными бумагами осуществляет текущее наблюдение за операциями с ценными бумагами, а именно: собирает данные о биржевых операциях, контролирует правильность котировок, наблюдает за соблюдением биржевых обычаев и выполняет ряд других функций.
4. Банковский уровень представлен отделами по контролю за операциями с ценными бумагами. Основной функцией таких отделов является управление потоками информации и надзор за надлежащим поведением служащих, занятых операциями с ценными бумагами. Контрольные службы уже созданы в крупных коммерческих банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Bank, создаются в небольших и средних немецких банках. Объектом контроля этих служб являются операции не только с ценными бумагами, но и с валютой, драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами. Контроль осуществляется путем отслеживания состояния личных счетов сотрудников и счетов, переданных сотрудниками в траст (текущих и счета депо).
В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка. Традиционно контроль за соблюдением честных правил торговли осуществляется специальными подразделениями в министерствах экономики федеральных земель, где находится та или иная биржа. Надзором за соблюдением банками (а сейчас — и небанковскими компаниями) требований по размеру капитала, структуре активов и пассивов занимается Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов. Если до 1994 г. в ФРГ не было даже Комиссии по рынку ценных бумаг, то сейчас действует федеральная Комиссия по ценным бумагам, осуществляющая общий контроль за соблюдением законодательства по ценным бумагам, в первую очередь за раскрытием информации эмитентами и соблюдением норм по запрету инсайдерских сделок.
Основные правовые нормы регулирования рынка ценных бумаг в ФРГ на данный момент — Биржевой закон, регулирующий применение Закона о ценных бумагах, Закон о биржах, Закон о проспектах эмиссии и Закон об инвестиционных компаниях, обеспечивающие на фондовом рынке такой порядок работы, чтобы он отвечал потребностям инвесторов и эмитентов, чтобы формирование курсов проходило зримо и эффективно и биржи были ликвидными рынками с предельно низкой стоимостью операций. К числу этих юридических нормативов относятся и Правила государственного надзора за положением дел на фондовом рынке. Предписания по руководству биржевой торговлей, правовые нормы допуска к участию в торговле ценными бумагами, ответственности эмитентов. Дополнительно к Биржевому закону действуют постановления «О порядке допуска ценных бумаг на фондовом рынке» и «О порядке допуска на биржу срочных контрактов», «Об установлении биржевой цены на ценные бумаги». В соответствии с этим основной акцент в регулировании рынка ценных бумаг стал делаться на регулировании норматива достаточности капитала, минимальных резервных требований и оценки риска по финансовым инструментам.
Информация о работе Тенденции развития рынка ценных бумаг Германии