Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:40, реферат
Политика государства в области высокотехнологичных отраслей. В условиях мирового финансового кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, для модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики, одной из ключевых мер становится концентрация ресурсов на решении действительно высокоприоритетных задач, способных дать реальный, конкретный эффект в части роста конкурентоспособности производства, обеспечения национальной безопасности и социального развития
Введение………………………………………………………………….……3
1.Интеллектуально – технологическая Россия………………………...........4
2.Видение технологического будущего России…………………………….9
3.Приоритеты научно-технологического развития………………………...14
4.Угрозы технологической безопасности…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………………..22
Основной целью прогноза
научно-технологического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
(далее Прогноз) является разработка
вариантов долгосрочного
Именно в Прогнозе анализируются
текущие параметры и структура
формируемой в России системы
институтов развития, ориентированных
на поддержку инноваций и
Повышение национальной конкурентоспособности
является комплексной задачей, успех
которой определяется развитием
человеческого капитала (в первую
очередь интеллектуального
В своем послании (ноябрь 2008 года) Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции «5И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, интеллект. Приоритетом является производство новых знаний, технологий и передовой культуры, что обеспечит стране лидирующие позиции в науке, образовании, искусстве.
В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020г., утвержденной
распоряжением Правительства
Основа успешного
Крайне острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы, – нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требует кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях. Ухудшение кадрового потенциала значительно снижает возможность проводить качественные исследования и опытно-конструкторские работы. Инновационная активность предприятий заметно сдерживается состоянием институциональной среды. Это характерно как для всех видов экономической деятельности – промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, – так и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых. В России, несмотря на все трудности, наблюдается некоторое улучшение условий для закрепления в науке профессиональных кадров. Об этом свидетельствует тот факт, что при некоторой стабилизации численности квалификационные и возрастные диспропорции в их структуре уменьшаются. Также в настоящее время сокращается ощутимый разрыв системы профессионального образования с воспроизводством трудовых ресурсов на производстве.
Одной из причин, обусловивших сложившееся положение, явилось отсутствие эффективно работающей системы профессиональной ориентации и «обратной связи» отраслевых предприятий с образовательными учреждениями, основанной на системе производственных практик и других формах участия предприятий в системе профессионального образования. Обострение кадровых проблем было связано с сокращением притока молодых специалистов на предприятия и в научно-исследовательские организации отраслей, потерей преемственности, повышением среднего возраста работников всех категорий и приближением его к критическому уровню. При этом самой востребованной для промышленных предприятий группой специалистов, по которым отмечается и наиболее значительный дефицит, являются специалисты по разработке новых и совершенствованию выпускаемых видов продукции, внедрению новых технологий.
Возросшая потребность предприятий
в специалистах нового профиля, рабочих
новых профессий связана с
модернизацией оборудования и технологий,
расширением объемов
Исходя из выше изложенного, фиксируется острая потребность в оперативной трансформации и институализации государственного профессионального образования по всем уровням подготовки с учетом Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом. Определяющим фактором устойчивого развития системы профессионального образования в современных условиях является интеграция образовательного процесса с научной, проектной и практико-внедренческой деятельностью, позволяющей подготовить высококвалифицированных специалистов, компетенции которых соответствуют мировым стандартам и потребностям быстро меняющегося рынка труда.
3.Приоритеты научно-технологического развития.
Неотъемлемой и важнейшей
задачей в рамках реализации концептуального
к достижению стратегических целей
развития и парированию новых
системных вызовов на основе обеспечения
избирательного технологического лидерства
и осуществления инновационного
прорыва является формирование и
реализация национальных приоритетов
научно-технологического развития. Соответственно,
система формирования и реализации
таких приоритетов должна стать
одним из ключевых элементов партнёрства
государства, бизнеса и науки
и соответственно государственной
политики в сфере научно-
Такие приоритеты должны устанавливаться
с учетом и в тесной взаимосвязи
с утверждаемыми Президентом
Российской Федерации Критическими
технологиями Российской Федерации. Как
известно, Критические технологии представляют
собой комплексы межотраслевых (междисциплинарных)
технологических решений, которые
создают предпосылки для
Необходимо отметить, что термин «Национальные приоритеты научно-технологического развития» введен в обиход сравнительно недавно и не имеет пока общепринятой трактовки. Впервые этот термин появляется в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, разработанной в соответствии с решением Правительства РФ в 2005 г. Однако достаточно четкого и операционального определения данного понятия указный документ не содержит. Термин «национальный» в данном случае мы трактуем как такое множество приоритетов, по которым существует определенный консенсус между различными субъектами, прежде всего, государством, бизнесом и наукой.
Поскольку ресурсы российской
экономики и научно-
Основными принципами формирования
комплекса национальных приоритетов
научно-технологического развития являются:
системный подход к формированию
перечня приоритетов, его согласованность,
с одной стороны, с Национальными
проектами и Стратегиями
Принципиально важным представляется активное использование финансовых механизмов со стороны бизнеса и нефинансовых механизмов поддержки со стороны государства, связанных с использованием его политических, организационных, методических и информационных возможностей. В ряду такого рода инструментов особое место должно быть отведено стратегическому планированию как основе для согласования приоритетов научно-технологического развития в рамках партнёрства государства, бизнеса и науки, вовлечения широких бизнес - кругов в их реализацию, формирования постоянно-действующих проектов взаимодействия государства, науки и бизнеса. Политический ресурс государства чрезвычайно значим для рационального позиционирования российского сектора исследований и разработок в системе международных исследований, содействия продвижению новой российской высокотехнологичной продукции (услуг) на страновые рынки, в том числе новые.[9]
Информационные ресурсы государства пока недостаточно структурированы, но могли бы в значительной степени способствовать снижению неопределенностей и рисков при налаживании взаимодействия российских предприятий с научными организациями и бизнесом, в том числе путем систематизации данных о результатах проведенных за счет бюджетных и внебюджетных средств исследований и разработок, оценке стратегических потребностей российской экономики в новых продуктах, потенциала зарубежных рынков сбыта. Говоря о методических возможностях государства, мы имеем ввиду его потенциальные возможности по анализу и систематизации успешных примеров освоения новых технологий, их трансфера, продвижения передовой продукции на различные рынки, различных форм государственно-частного партнерства с научной оценкой возникающих проблем, трудностей и комментариями по путям их решения.
Значительное место в реализации национальных приоритетов должны занять меры и инструменты по расширению форм государственно-частного партнерства, в частности по развитию концессионных механизмов. Важный элемент стимулирования международной интеграции, высокотехнологичного экспорта – политическое содействие российским компаниям в приобретении зарубежных активов, связанных как с производством, так и со сбытом и послепродажным обслуживанием.
Представляется, что основные
меры по повышению эффективности
действующих и формированию новых
инструментов партнёрства государства,
бизнеса и науки при