Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:40, реферат
Политика государства в области высокотехнологичных отраслей. В условиях мирового финансового кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, для модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики, одной из ключевых мер становится концентрация ресурсов на решении действительно высокоприоритетных задач, способных дать реальный, конкретный эффект в части роста конкурентоспособности производства, обеспечения национальной безопасности и социального развития
Введение………………………………………………………………….……3
1.Интеллектуально – технологическая Россия………………………...........4
2.Видение технологического будущего России…………………………….9
3.Приоритеты научно-технологического развития………………………...14
4.Угрозы технологической безопасности…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………………..22
по дисциплине: «Экономическая безопасность»
на тему: «Технологическая безопасность»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Интеллектуально – технологическая Россия………………………...........4
2.Видение технологического будущего России…………………………….9
3.Приоритеты научно-технологического развития………………………...14
4.Угрозы технологической безопасности…………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..22
Введение
Проблема технологической
безопасности любой страны сложна и
многогранна. Это вдвойне справедливо
по отношению к России, совершающей
переход от одной экономической
системы к другой. В процессе такого
перехода, как правило, утрачиваются
объективные экономические
1. Интеллектуально – технологическая Россия
Политика государства
в области высокотехнологичных
отраслей. В условиях мирового финансового
кризиса и ограниченных финансовых
ресурсов, находящихся в распоряжении
государства, для модернизации высокотехнологичных
отраслей российской экономики, одной
из ключевых мер становится концентрация
ресурсов на решении действительно
высокоприоритетных задач, способных
дать реальный, конкретный эффект в
части роста
Сегодня необходимо отметить
недостаточную эффективность
Следовательно, управление высокотехнологичными отраслями должно сочетать три компонента: реализацию (как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства) проектов; создание обеспечивающей инфраструктуры; развитие институциональной среды (национальной инновационной системы). Отсюда предполагается, что государство будет концентрировать усилия на следующих мерах: реализация инициатив, обеспечивающих создание потенциала технологического развития в долгосрочной перспективе (пример – развитие нанотехнологий); реализация на проектной основе прикладных НИОКР в сферах непосредственной ответственности государства (оборона, безопасность, образование); реализация «точечных» проектов, нацеленных на снятие отдельных конкретных ограничений, препятствующих развитию высокотехнологичных отраслей.
Одновременно, сопоставление
анализа потребностей высокотехнологичных
отраслей российской экономики в
технологической модернизации и
готовности представителей бизнеса
из соответствующих сфер к технологическим
инновациям позволяет выявить «провалы»
рынка, где существует потребность
в технологической
Цель мер долгосрочной политики государства в области высокотехнологичных отраслей – создать основы для устойчивой технологической безопасности страны и одновременно для технологического лидерства по отдельным направлениям. Итогом должно стать позиционирование России как минимум на нескольких (не менее 5-7) продуктовых рынках высокотехнологичной продукции с удельным весом на них примерно 5-10%.[2] Ключевой задачей здесь становится интеграция проектного подхода как непосредственно в разработку технологий (образцов машин – демонстраторов технологий, технологических процессов), так и в научные исследования, включая фундаментальные науки. Для этого предлагается следующий механизм решения: повысить долю расходов на НИОКР из федерального бюджета. При этом выполнение НИОКР проводить на конкурсной основе; разработать прозрачный порядок принятия решений о выделении средств на НИОКР с привлечением независимых специалистов для экспертизы заявок; развивать институт независимой экспертизы результатов оценки деятельности научных организаций, достигнутых по проектам, финансируемым из бюджетных источников. В отношении прикладных исследований возможно развитие дополнительных программ по предоставлению грантов на НИОКР, в соответствии с которыми НИИ и вузы получали бы государственную помощь на осуществление научных проектов при условии привлечения софинансирования со стороны частных предприятий.
Российские производители,
выходящие на международные рынки
с высокотехнологичной
Помимо мер финансовой поддержки важную роль в обеспечении конкурентных позиций зарубежных производителей на рынках третьих стран играет информационно-консультационная и организационная помощь со стороны национальных институтов содействия внешнеэкономической деятельности. Речь в частности идет о таких формах поддержки, как предоставление компаниям услуг по оперативному мониторингу ситуации на рынках конкретных стран, помощь в поиске поставщиков и заказчиков, установлении контактов через широкие международные сети представительств и торговых палат и др.
В неразвитом состоянии находится
инфраструктура, обеспечивающая функционирование
инновационного бизнеса и коммерциализацию
результатов научных разработок
(финансовая, производственно-
Проводимая в течение последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к тому, что отдельные отсутствовавшие до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться (программы поддержки посевного финансирования, формирование центров трансфера технологий и др.), однако масштаб деятельности большинства уже созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития высокотехнологичных отраслей.
Действенной мерой развития высокотехнологичных отраслей является формирование устойчивых кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес». Это позволит организациям, создающим такие высокотехнологичные цепочки, в полной мере играть роль катализатора самоподдерживающихся процессов роста инновационной активности в высокотехнологичных отраслях и в экономике России в целом. Важной мерой развития высокотехнологичных отраслей экономики является их модернизация. Банк развития и другие институты развития должны выступить в качестве соорганизаторов и соинвесторов по проектам в высокотехнологичных отраслях экономики, включая авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, электронную промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационный сектор.
Целесообразность и
Направленность поддерживаемых
проектов должна быть увязана с приоритетами
развития соответствующих отраслей,
содержащихся в отраслевых стратегиях
и программах развития. Это позволит
усилить организационные
2.Видение технологического будущего России.
Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала.[4] По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы услуг.[5]
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.
Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является система стратегического планирования, которая, в том числе, может базироваться на методологии Форсайт, так как данная методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру.