Технологическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Политика государства в области высокотехнологичных отраслей. В условиях мирового финансового кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, для модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики, одной из ключевых мер становится концентрация ресурсов на решении действительно высокоприоритетных задач, способных дать реальный, конкретный эффект в части роста конкурентоспособности производства, обеспечения национальной безопасности и социального развития

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3
1.Интеллектуально – технологическая Россия………………………...........4
2.Видение технологического будущего России…………………………….9
3.Приоритеты научно-технологического развития………………………...14
4.Угрозы технологической безопасности…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат по экономической безопасности.docx

— 40.01 Кб (Скачать)

 

 

по дисциплине: «Экономическая безопасность»

на тему: «Технологическая безопасность»

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……3

1.Интеллектуально – технологическая Россия………………………...........4

2.Видение технологического будущего России…………………………….9

3.Приоритеты научно-технологического развития………………………...14

4.Угрозы технологической безопасности…………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованных источников………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема технологической  безопасности любой страны сложна и  многогранна. Это вдвойне справедливо  по отношению к России, совершающей  переход от одной экономической  системы к другой. В процессе такого перехода, как правило, утрачиваются объективные экономические критерии, на основании которых можно было бы судить об эффективности тех или  иных правительственных мер в  деле трансформации экономики. Сложность  проблемы определяется прежде всего тем, что для ее правильной оценки недостаточно использовать динамику технологического развития какой-либо одной отрасли или сферы хозяйства, например, ВПК.        Степень технологической безопасности должна учитывать не только существующий технологический уровень производства (а также направление и динамику происходящих в нем изменений) во всех отраслях экономики, но и технологическую структуру каждой из них, то есть удельный вес используемых ими передовых, отсталых и общественно средних (нормальных) технологий. Трудность подобной оценки заключается, в частности, в отсутствии надежных количественных критериев, характеризующих технологический уровень производства, в необходимости учета множества разнообразных качественных оценок. Технологическая динамика экономики складывается из бесчисленных мелких качественных изменений технологического уровня производства, поэтому на практике – даже в условиях технологической деградации – трудно правильно определить момент, когда возникает угроза технологической безопасности. Осознание этой проблемы часто запаздывает и наступает тогда, когда значительная часть научно-технического потенциала страны уже утрачена. Именно в таком положении оказалась сегодня экономика России. Пристальное внимание органов исполнительной власти к технологической безопасности обусловлено сложившейся в стране технико-экономической ситуацией.

                      1. Интеллектуально – технологическая Россия

 

Политика государства  в области высокотехнологичных  отраслей. В условиях мирового финансового  кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, для модернизации высокотехнологичных  отраслей российской экономики, одной  из ключевых мер становится концентрация ресурсов на решении действительно  высокоприоритетных задач, способных  дать реальный, конкретный эффект в  части роста конкурентоспособности  производства, обеспечения национальной безопасности и социального развития.[1]

Сегодня необходимо отметить недостаточную эффективность использования  имеющихся ресурсов – как накопленного потенциала (кадрового, технологического, интеллектуального), так и потока затрат на НИОКР. Соответственно, реальный успех в сфере развития высокотехнологичных  отраслей, может быть достигнут только при обеспечении выполнения двух мер: должны быть созданы условия для мобилизации ресурсов, необходимых для действительного продвижения технологического развития по выбранным приоритетным направлениям; цели и задачи управления высокотехнологичными отраслями должны соответствовать реальным приоритетам субъектов экономики, прежде всего, государства и бизнеса.

Следовательно, управление высокотехнологичными отраслями должно сочетать три компонента: реализацию (как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства) проектов; создание обеспечивающей инфраструктуры; развитие институциональной среды (национальной инновационной системы). Отсюда предполагается, что государство будет концентрировать усилия на следующих мерах: реализация инициатив, обеспечивающих создание потенциала технологического развития в долгосрочной перспективе (пример – развитие нанотехнологий); реализация на проектной основе прикладных НИОКР в сферах непосредственной ответственности государства (оборона, безопасность, образование); реализация «точечных» проектов, нацеленных на снятие отдельных конкретных ограничений, препятствующих развитию высокотехнологичных отраслей.

Одновременно, сопоставление  анализа потребностей высокотехнологичных  отраслей российской экономики в  технологической модернизации и  готовности представителей бизнеса  из соответствующих сфер к технологическим  инновациям позволяет выявить «провалы»  рынка, где существует потребность  в технологической модернизации, однако бизнес не видит способов для  ее реализации. Такие ситуации требуют  от государства развертывания «точечных» отраслевых технологических проектов, создающих для бизнеса новые  возможности для повышения конкурентоспособности. На ранних стадиях такие проекты могут реализовываться за государственный счет, на последующих, по мере формирования ясной для бизнеса перспективы создания образцов изделий и технологических процессов – на основе софинансирования с частными компаниями.

Цель мер долгосрочной политики государства в области  высокотехнологичных отраслей –  создать основы для устойчивой технологической  безопасности страны и одновременно для технологического лидерства  по отдельным направлениям. Итогом должно стать позиционирование России как минимум на нескольких (не менее 5-7) продуктовых рынках высокотехнологичной  продукции с удельным весом на них примерно 5-10%.[2] Ключевой задачей здесь становится интеграция проектного подхода как непосредственно в разработку технологий (образцов машин – демонстраторов технологий, технологических процессов), так и в научные исследования, включая фундаментальные науки. Для этого предлагается следующий механизм решения: повысить долю расходов на НИОКР из федерального бюджета. При этом выполнение НИОКР проводить на конкурсной основе; разработать прозрачный порядок принятия решений о выделении средств на НИОКР с привлечением независимых специалистов для экспертизы заявок; развивать институт независимой экспертизы результатов оценки деятельности научных организаций, достигнутых по проектам, финансируемым из бюджетных источников. В отношении прикладных исследований возможно развитие дополнительных программ по предоставлению грантов на НИОКР, в соответствии с которыми НИИ и вузы получали бы государственную помощь на осуществление научных проектов при условии привлечения софинансирования со стороны частных предприятий.

Российские производители, выходящие на международные рынки  с высокотехнологичной продукцией, испытывают определённые трудности  по сравнению с экспортерами из других стран. Условия поставки российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки зачастую не соответствуют принятым стандартам – вследствие ограниченности возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабости системы послепродажного обслуживания, адаптации продукции под требования конкретного заказчика и др. Отсутствует система государственной поддержки вывода на внешние рынки российского малого и среднего бизнеса, в частности, позиционированного в производстве высокотехнологичных продукции и услуг. В то же время конкурирующие с российскими зарубежные компании для продвижения продукции широко используют предоставляемые экспортными кредитными агентствами своих стран возможности льготного финансирования внешнеторговой деятельности.[3]

Помимо мер финансовой поддержки важную роль в обеспечении  конкурентных позиций зарубежных производителей на рынках третьих стран играет информационно-консультационная и организационная помощь со стороны  национальных институтов содействия внешнеэкономической  деятельности. Речь в частности идет о таких формах поддержки, как  предоставление компаниям услуг  по оперативному мониторингу ситуации на рынках конкретных стран, помощь в  поиске поставщиков и заказчиков, установлении контактов через широкие  международные сети представительств и торговых палат и др.

В неразвитом состоянии находится  инфраструктура, обеспечивающая функционирование инновационного бизнеса и коммерциализацию результатов научных разработок (финансовая, производственно-технологическая, кадровая). Это препятствует развертыванию  устойчивых и воспроизводящихся  инновационных цепочек «фундаментальные исследования – прикладные НИОКР  – коммерческие технологии». В результате затрудняется процесс модернизации российской экономики, а также воспроизводства  ее научного и инновационного потенциала.

Проводимая в течение  последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к  тому, что отдельные отсутствовавшие  до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться (программы поддержки посевного финансирования, формирование центров трансфера технологий и др.), однако масштаб деятельности большинства уже созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития высокотехнологичных отраслей.

Действенной мерой развития высокотехнологичных отраслей является формирование устойчивых кооперационных сетей «наука – образование –  инновационный малый и средний  бизнес – крупный бизнес». Это  позволит организациям, создающим такие  высокотехнологичные цепочки, в  полной мере играть роль катализатора самоподдерживающихся процессов роста  инновационной активности в высокотехнологичных отраслях и в экономике России в целом. Важной мерой развития высокотехнологичных отраслей экономики является их модернизация. Банк развития и другие институты развития должны выступить в качестве соорганизаторов и соинвесторов по проектам в высокотехнологичных отраслях экономики, включая авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, электронную промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационный сектор.

Целесообразность и технические  возможности модернизации производства в высокотехнологичных отраслях экономики могут быть оценены  в рамках долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, одобренного  Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 16 января 2008 года. Из этого следует  необходимость и целесообразность разработки Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу на постоянной основе. Соответствие технической модернизации производства в высокотехнологичных отраслях экономики критериальным значениям следует рассматривать в рамках приоритетных социально-экономических задач модернизации национальной экономики на среднесрочную перспективу, установленных в утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. N 1663-р Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г.

Направленность поддерживаемых проектов должна быть увязана с приоритетами развития соответствующих отраслей, содержащихся в отраслевых стратегиях и программах развития. Это позволит усилить организационные механизмы  реализации данных стратегий и программ. Помимо поддержки проектов по приоритетным направлениям, институты развития должны создать доступную для производителей всех высокотехнологичных отраслей системы экспортного кредитования и страхования, государственных гарантий при выполнении совместных с иностранными заказчиками проектов в сфере высоких технологий, лизинга высокотехнологичного дорогостоящего оборудования. В целом, меры по развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности должны обязательно сопровождаться их научным обоснованием.

 

2.Видение технологического будущего России.

 

Переход экономики России на инновационный путь развития в  условиях глобализации и все более  глубокой интеграции страны в мирохозяйственные  связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной  и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала.[4] По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы услуг.[5]

Чтобы изменить сложившуюся  ситуацию, обеспечить конкурентоспособность  национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс  формирования согласованного видения  технологического будущего России у  всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как  гаранту выполнения достигнутых  договоренностей.

Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является система стратегического  планирования, которая, в том числе, может базироваться на методологии  Форсайт, так как данная методология  связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт  специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся  на создаваемую в его рамках инфраструктуру.

Информация о работе Технологическая безопасность