Тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

Оглавление

Введение
3
1 Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ
5
1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ
5
1.2 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ
7
2 Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ
11
2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ
11
2.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России
17
2.3 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ
22
Заключение

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 448.95 Кб (Скачать)

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный тариф представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ. В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2011 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.

Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

  • перемещаемые через таможенную границу;
  • при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
  • незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС).

Согласно ст. 202 таможенного кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура

Таможенная пошлина—обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области.  Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД),страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон «О Таможенном тарифе» таможенного союза трёх государств: России,  Белоруссии и Казахстана. С августа 2012 Россия стала полноправным членом ВТО, и в связи с подписанным соглашением о вступлении, ей необходимо снести некоторые изменения в свою таможенно-тарифную политику. С 1 сентября 2013 года вступят в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные решениями Коллегии и Совета Евразийской экономической комиссии. Данными решениями исполняются обязательства Росси в условиях членства в ВТО по постепенному снижению ставок ввозных таможенных пошлин. Снижение коснется многих продовольственных товаров: рыбы, кондитерских изделий, экзотических фруктов, сырья для производства соков; также снижаются пошлины на оборудование, например, стиральные машины, трактора, тропические масла, отдельные виды тканей и единичные виды одежды.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин:

a) по способу взимания:

  • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
  • комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл.за\т).

b) по объекту обложения:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

c) по характеру:

  • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
  • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

d) по происхождению:

  • автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
  • конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
  • преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

e) по типам ставок:

  • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
  • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

f) по способу вычисления:

  • номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.
  • эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)— классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.

ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Классификатор состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

Таким образом, государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть торговая политика регулируется различными многосторонними соглашениями. В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся таможенные пошлины и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой. Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно таможенный тариф, состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара

2.2 Анализ таможенных  поступлений в бюджет России

Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%). Для сравнения в прошлом 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически) (Рисунок 1) [17].

Рисунок 1 - Объемы таможенных платежей, поступивших в бюджет в 2012 и 2014 гг.

Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика плановых показателей таможенных органов.

Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из линии на графике. Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2013 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2013 года. В октябре руководитель ФТС А. Бельянинов заявлял, что тогда план по перечислению в бюджет на 2013 год составлял для службы 6 трлн. 329,7 млрд. рублей. Тем не менее, фактическая собираемость платежей была выше, возможно, поэтому план и был скорректирован [17].

Тем не менее, как видно из графика выше, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в этом году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем [17].

Рассмотрим структуру таможенных платежей в 2013 году.

Плановая структура таможенных платежей (Приложение А)

В 2013 г. на 5,2% должна уменьшиться вывозная таможенная пошлина, на 2,2% станут меньше таможенные сборы.

Ввозная таможенная пошлина увеличится на 4%, акцизы на 0,2% и на 3,3% станет больше НДС. Другими словами, скомпенсировать недобор в бюджет, связанный с присоединением к ВТО призвано увеличение доли других таможенных платежей [24].

Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям (млрд. руб.).

При этом, самые большие доли в структуре платежей приходятся на Центральное таможенное управление и Северо-Западное. На третьем месте Дальневосточное таможенное управление.

Информация о работе Тарифное регулирование