Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:21, курсовая работа
Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.
Введение
3
1 Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ
5
1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ
5
1.2 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ
7
2 Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ
11
2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ
11
2.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России
17
2.3 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ
22
Заключение
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
Таможенный тариф представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ. В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2011 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.
Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Таможенному декларированию подлежат товары:
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС).
Согласно ст. 202 таможенного кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура
Таможенная пошлина—обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД),страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон «О Таможенном тарифе» таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. С августа 2012 Россия стала полноправным членом ВТО, и в связи с подписанным соглашением о вступлении, ей необходимо снести некоторые изменения в свою таможенно-тарифную политику. С 1 сентября 2013 года вступят в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные решениями Коллегии и Совета Евразийской экономической комиссии. Данными решениями исполняются обязательства Росси в условиях членства в ВТО по постепенному снижению ставок ввозных таможенных пошлин. Снижение коснется многих продовольственных товаров: рыбы, кондитерских изделий, экзотических фруктов, сырья для производства соков; также снижаются пошлины на оборудование, например, стиральные машины, трактора, тропические масла, отдельные виды тканей и единичные виды одежды.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
Классификации таможенных пошлин:
a) по способу взимания:
b) по объекту обложения:
c) по характеру:
d) по происхождению:
e) по типам ставок:
f) по способу вычисления:
Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности таможенного союза (ТН ВЭД
ТС)— классификатор товаров, применяемый
таможенными органами и участниками внешнеэкономическо
ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Классификатор состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).
Таким образом, государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть торговая политика регулируется различными многосторонними соглашениями. В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся таможенные пошлины и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой. Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно таможенный тариф, состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара
2.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России
Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%). Для сравнения в прошлом 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически) (Рисунок 1) [17].
Рисунок 1 - Объемы таможенных платежей, поступивших в бюджет в 2012 и 2014 гг.
Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика плановых показателей таможенных органов.
Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из линии на графике. Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2013 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2013 года. В октябре руководитель ФТС А. Бельянинов заявлял, что тогда план по перечислению в бюджет на 2013 год составлял для службы 6 трлн. 329,7 млрд. рублей. Тем не менее, фактическая собираемость платежей была выше, возможно, поэтому план и был скорректирован [17].
Тем не менее, как видно из графика выше, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в этом году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем [17].
Рассмотрим структуру таможенных платежей в 2013 году.
Плановая структура таможенных платежей (Приложение А)
В 2013 г. на 5,2% должна уменьшиться вывозная таможенная пошлина, на 2,2% станут меньше таможенные сборы.
Ввозная таможенная пошлина увеличится на 4%, акцизы на 0,2% и на 3,3% станет больше НДС. Другими словами, скомпенсировать недобор в бюджет, связанный с присоединением к ВТО призвано увеличение доли других таможенных платежей [24].
Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям (млрд. руб.).
При этом, самые большие доли в структуре платежей приходятся на Центральное таможенное управление и Северо-Западное. На третьем месте Дальневосточное таможенное управление.