Таможенная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление тенденций и перспектив в развитии таможенной политики Российской Федерации (далее ТП РФ).

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
определить, в чем заключается сущность таможенной политики;
рассмотреть развитие таможенной политики;
изучить результативность таможенной политики;
сделать выводы по работе.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность таможенной политики Российской Федерации1 6

2. Развитие ТП РФ 12

3. Результативность ТП РФ 15

4. Проблемы и перспективы развития ТП РФ 25

Заключение 30

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная политика Российской Федерации.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

   Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

   Таможенная  политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

   Сущность  таможенной политики проявляется в  таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

   Формирование  таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

   Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

   Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли. Перевод таможенного оформления в приграничные субъекты РФ до 2020 г. предполагает на основе совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктур оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом к 2014 г., железнодорожным транспортом — к 2020 г. При переходе к осуществлению деятельности в новых условиях при упрощении процедур таможенного оформления предлагаем участникам внешнеэкономической деятельности применять предварительное и электронное декларирование товаров.

   Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

   Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

 

    2. Развитие ТП РФ

   Таможенная  политика нашей страны  имеет свою историю, свои характерные  этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную  таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые  товары покрывались  из госбюджета и  не оказывали существенного влияния  на внутреннее ценообразование и  экономическую  эффективность внешнеторговых сделок.   Важными  элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные  тарифы  1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали  советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные  тарифы в 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного  управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом  экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония  - 10 - 12  тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин  ценам на товары ,сложившимся на внутреннем  и внешних рынках. Так, на большинство видов машин  и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные  доходы" , в результате чего организации, импортирующие товары,  перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью  товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней  торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности. Для таможенной политики важную роль сыграли не только введение нового Таможенного кодекса РФ в 2003 коду и пересмотр таможенного тарифа, но и принятие Федерального закона”Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”,”О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара”,”Об основных экономических зонах в РФ”.В 2004 году в рамках реформы административной системы органов исполнительной власти в РФ на базе государственного таможенного комитета была сформирована Федеральная таможенная служба(ФТС России) с подчинением Министерству экономического развития и торговли РФ. Подчинение ФТС России Минэкономразвития в качестве структурного образования отразилось на потере оперативности в процессе исполнения функциональных обязательностей таможенных органов, что предопределило изменение подчиненности ФТС России. В 2006 году ФТС России выведено из подчинения Минэкономразвития в прямое подчинение Правительству РФ. Но функциональное предназначение осталось неизменным, функции формирования таможенной политики возложены на Правительство РФ, Минэкономразвития и Минфина России в соответствующих для них компетенциях. Анализ показателей внешней торговли в 2004-2006 годах свидетельствует, что произошедшие в законодательной базе изменения положительно сказались на внешнеэкономической деятельности, но доля всех таможенных доходов в федеральном бюджете не изменились. В 2005 году она составила 48% всех доходов, в 2006 году – 46%. Таможня Российской Федерации, выйдя из-под управления министерством развития экономики и торговли, она опять вернулась в лоно прямого управления правительства, - со всеми своими проблемами.

   На  сегодняшний день таможня собрала  и перечислила в доход бюджета 2,6 триллиона рублей. В том числе  структура импортных платежей дала почти 33%, что свидетельствует, на мой взгляд, о не очень хорошем состоянии нашей экономики в целом. В функции таможни входят очень противоречивые или, можно сказать, разносторонние действия, например, отслеживать пересечение границы радиоактивными материалами, как на выезд, так и на въезд; должны отвечать за биоресурсы; должны бороться с контрабандой; должны наполнять доходную часть бюджета, бороться с наркотиками, хотя весь штат российской таможни – 68 тысяч человек. Достаточно впечатляющая структура, хотя вот штат Федеральной налоговой службы – 180 тысяч. Две службы, налоговая и таможня, дают 90% всего дохода страны .

   Таможенники неплохо оснащены, но плохо зарабатывают. То есть, условия, в которых они трудятся, немало способствуют коррупции. В значительной степени именно это и повлекло за собой организационные изменения, и сейчас очень тяжело, потому что это инерционный процесс.

   Структура платежей по импорту более 33%, это  означает, что российская экономика  в сфере потребления не работает. Все наши потребности россияне удовлетворяют  за счет ввоза в страну товаров  иностранного производства. Если так  пойдет дальше, то укрепляя рубль и стимулируя импорт, не укрепляя внутреннюю экономику, мы столкнемся с тем, с чем столкнулись сейчас.

 

    3. Результативность  ТП РФ

   При управлении социально-экономическими процессами одной из самых важных задач является установление показателей и критериев результативности, которые обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного контроля за их уровнем и характером выполнения. Сложность оценки результативности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.

   И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке результативности таможенной службы. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

   В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда2, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника3 , либо другие аналогичные показатели.

   Существенным  недостатком такого метода является то, что его можно применять  только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

   В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке результативности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

   Данный  подход можно применить и при  расчете результативности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе4. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

   Другим  подходом, используемым при оценке результативности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе результативности оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко5 .

   Исходя  из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе6, у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Результативность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

   Ключевым  показателем при оценке результативности таможенного администрирования и контроля является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны.

   Исходя  из народнохозяйственных целей, можно  выделить шесть элементов оценки результативность таможенных органов:

  • результативность таможенной политики;
  • результативность таможенного администрирования;
  • результативность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
  • результативность использования информационных таможенных ресурсов;
  • результативность использования материально-технической базы таможенных органов;
  • результативность  человеческого фактора таможни.

   Оценка  результативность таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.

   Основная  задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

   Оценка  результативности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.

   Оценка  результативности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.

Информация о работе Таможенная политика Российской Федерации