Сырьевые ресурсы рыбохозяйственного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Краткое описание

Для производственных структур рыбохозяйственного комплекса, как для предприятий других отраслей, под сырьем понимают предмет труда, на добычу или производство которого затрачен человеческий труд.

Файлы: 1 файл

Сырьевые ресурсы.docx

— 273.44 Кб (Скачать)

      Скоропортящееся сырьё. Эта особенность рыбного сырья требует создания технологических процессов по сохранению его пищевой ценности на всем производственном пути.  Одним из направлений, решения этой проблемы является объединение процессов добычи и обработки непосредственно в море или даже на одном судне. Другим направлением является создание холодильного пути от мест добычи до мест переработки.

 

    1. МАРКЕТИНГ В РЫБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

      Под маркетингом в экономической теории понимают предпринимательскую  деятельность, связанную с формированием объёмов, путей и сроков движения товаров и услуг от производства к покупателю и потребителю. К функциям маркетинга относится:

  • изучение рынка той или иной продукции и услуг по основным группам потребителей;
  • обеспечение сбыта путём целенаправленного воздействия на процесс принятия решения со стороны потенциальных и реальных покупателей;
  • изучение деятельности конкурентов, их товаров, рыночной стратегии и практики;
  • организация научно – исследовательской деятельности с целью создания новой продукции и её коммерческой организации;

   Использование перечисленных функций требует  от предприятия и отрасли разработки и осуществления маркетинговых  программ. Маркетинговая деятельность позволяет определить для кого, что  и сколько надо производить.

   Маркетинг охватывает весь «жизненный цикл» товара. При этом необходимо детальное исследование потребностей, спроса, возможностей  использования товарной марки, упаковки; обоснование приемлемой цены; информирование потребителей о новых товарах и услугах или об усовершенствовании старых; организация послепродажного обслуживания и т.д.

   Соответственно  маркетинг приобретает характер системы, обеспечивающей выявление  потребностей потенциальных покупателей, организацию производства в соответствии с этими потребностями, реализацию продукции и услуг. При этом данная система охватывает изучение рынка, товар, цену, продвижение товара, распределение.

   Исследование рынка как начальная стадия маркетинговой деятельности требует особого внимания. При этом решается триединая задача: во-первых, выбор сегмента рынка; во-вторых, установление оптимальных сроков начала и завершения предпринимательской деятельности на данном целевом рынке; в-третьих, определение основных факторов конкурентоспособности, которые следует использовать в выбранном сегменте рынка. Для ее решения необходимы комплексные исследования. Исследование рынков рыбных товаров включает в себя изучение: 

    • продуктовых границ товарного рынка, т.е. состав, групп, взаимозаменяемых товаров;
    • субъектов объединенного рынка;
    • географических границ товарного рынка;
    • объемов товарных ресурсов рынка, доли хозяйственного субъекта на рынке;
    • степени формирования хозяйствующего объекта, конкуренции;
    • показатели концентрации производства;
    • количественных показателей структуры товарного рынка;
    • качественных показателей структуры товарного рынка, барьеров входа на рынок.

      Методический  подход к формированию рынка рыбных товаров.

   В результате необратимости развития рыночных отношений в России созданы  условия, при которых как крупные, так и мелкие организации в основу своей стратегии принимают главный принцип рынка потребителя – приспособление производства к требованиям рынка, к спросу. Основными задачами исследования рынка организациями рыбного хозяйства должны быть определение направление увеличения дохода от реализации товаров при снижении затрат на производство и реализацию их, в том числе за счёт наилучшего использования производственных ресурсов и снижения уровня различного рода рисков – экономических, политических, экологических, социальных, техногенных и др. При этом необходима реализация системы следующих принципов: ориентация на потребителя; экономическая эффективность как основа деятельности организации; направление усилий всех служб и подразделений её на достижение поставленных целей.

Исходная  информация по имеющимся на рынке  товарам требует учёта всех условий  реализации товаров данной группы и  товаров – заменителей. При этом её рекомендуется разделять на две  категории: общие и специальные  данные по рынку для конкретного  товара. К общим данным, характеризующим  макроэкономические показатели относят:

  • демографические и экономические показатели, оказываются влияние на спрос: численность населения и его половозростная структура, доход на душу населения, рост валового продукта и распределение доходов;
  • политическая стабильность практика и законодательство, непосредственно относящиеся к потреблению данного товара, например импортные ограничения импортные пошлины, субсидии, стимулы для поощрения рыбного хозяйства, контроль над кредитом, ситуация с отечественной и иностранной валютой, контроль над кредитом, ситуация с отечественной и иностранной валютой;
 
  • существующий уровень производства рыбной продукции в стране от трех до пяти лет;
 
  • величина импорта  данного товара в стоимостном  и натуральном выражении за аналогичный  период;
 
  • объёмы производства и импорта товаров – заменителей  или аналогичных рыбных товаров;
 
  • экономическая политика государства в отношении  производства рыбных товаров;
 
  • объёмы экспорта.
 

   Для сбора специальных данных о товаре определяются необходимые масштабы и периоды исследования, а так же перечень информационных источников.

   Результаты  обобщения и систематизации позволяют  классифицировать источники информации для изучения рынков рыбных товаров на четыре группы: печатная продукция, система Интернет, специальные справки, соц. Исследования и опросы. Выбор каждого из источников определяется конкретной ситуацией.

   Классификация источников информации для изучения рынков рыбных товаров. Печатная продукция:

  • периодическая печать (газеты, журналы)
  • специализированные издания, сборники торговых договоров, издание банков, рекламных агентств, отдельных фирм;
  • статические справочники как общего, так и специального характера отдельных стран, ООН, различных международных организаций;
  • информация крупных брокерских контор;
  • бюллетени телеграфных агентств.

   В процессе исследования необходимо, как  правило, выявить и в последующем  учитывать две группы факторов, на которые может быть оказано направленное воздействие с целью изменения  ситуации на рынке в благоприятном  для организации направлении  и факторы которые не поддаются  прямому корректирующему воздействию . Возможность влиять на эти факторы  позволяет организации иметь  и реализовывать активную стратегию  поведения на рынке, а наличие  неконтролируемых факторов  

делает политику организации неопределённой, вынуждая её  приспосабливаться больше к обстановке, чем к потребителю.

   В процессе спроса организация должна  решать следующие комплексы задач: по оценке реального состояния и  прогнозирования его; управлению им, в том числе путём проведения стимулирующих мероприятий; опережению действующих и потенциальных  покупателей.

   Способность организации управлять спросом  на производимые рыбные товары является основополагающим фактором  её успеха на рынке.

   Стратегия поведения организаций рыбного  хозяйства в зависимости от состояния  изменения спроса позволяет рекомендовать  использовать данную классификацию  при использовании спроса на рынке  рыбных товаров в целях повышения  эффективности их реализации.

   Оценка  текущего спроса на имеющиеся на рынке рыбные товары отечественного   производства базируются на сведениях за предшествующие один - два года. Основой оценки служит, фактическое потребление за рассматриваемы период, которое в каждый момент времени на внутреннем рынке определяется как: 

где П –  продукция, произведённая на данный период; И – импорт; Э – экспорт; З₀ - запасы на начало данного периода; Зс – запасы на конец этого периода.

   Прогнозирование спроса является неотъемлемой частью краткосрочного прогноза состояние рынка, а так же одним из трёх важнейших элементов при средне – и долгосрочном прогнозирование предпринимательской деятельности.  В процессе прогнозирования спроса анализируются вопросы и предпочтения потребителей, влияние научно – технического прогресса на уровне потребления  данного товара и его динамику относительно увеличения или сокращения потребления данного товара. При этом спрос рассматривается как платёжеспособный.

   Для прогнозирования спроса могут применяться  различные методы: а) метод тенденции; б) нормативный; в) метод уровня потребления; г) метод конечного пользования; д) экономико – математические; ж) выборочный; з) анкетные опросы и др.

   Результаты  исследования спроса могут быть более  эффективно использованы как для  определения мощности организации, так и для 

формирования его рыночной стратегии  при наличии количественных оценок эффективности продаж рыбных товаров  в ассортименте на внутреннем и внешнем  рынках.

   Основная  цель производства рыбных товаров –  максимально возможное удовлетворение потребности в рыбных товарах населения России, участие в обеспечение продовольственной безопасности страны и получение наибольшей прибыли от продажи их на внутреннем и внешнем рынках.

   Задача  состоит в том, чтобы в условиях ограниченных уловов различных видов водных ресурсов выработать такой рациональный ассортимент, который обеспечил бы достижение основной цели производства рыбной продукции.

   Такая задача может быть представлена в  виде экономическо – математической модели, состоящей из целевой функции  и ряда ограничений.

   Целевой функцией является достижение максимально  возможной прибыли от продажи  рыбных товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

   Спрос на внутреннем рынке на рыбные товары  определялся в последние годы рядом факторов, среди которых основным являются общее состояние экономики страны; состояние агропромышленного комплекса; экспорт и импорт продовольствия; уровень платёжеспособного спроса населения и продолжающееся  его расслоение по уровню доходов; организация сбыта, включая вопросы рекламы; тарифы на доставку рыбных товаров и их конкурентоспособность относительно заменяемых их продуктами питания, а так же объёмы, ассортимент и качество производимых рыбных товаров.

   Основными экспортёрами охлаждённой и мороженой рыбы являются производственные и торговые организации Дальневосточного и Северного бассейнов, которые экспортируют рыбу в Японию, Китай, США и др., а так же страны ЕС.

   Основными поставщиками мороженой рыбы на российские рынки являются Латвия, Эстония, Финляндия и др.; Рыбных консервов – Эстония, Латвия, Германия, Украина, Польша, Норвегия; консервов из ракообразных – Финляндия, Греция, Германия, Дания.

   В ближайшие 5 – 7 лет импорт рыбных товаров  в России будет иметь предпосылки  для дальнейшего роста. Это обусловлено  тем, что на указанный  

    период ставится задача прекращения  дальнейшего спада и повышение  душевного потребления рыбных товаров  в стране, так же стабилизации производства рыбной продукции. При этом перспективным  являются не только непосредственные импортные поставки рыбных товаров  или рыбного сырья, но и участие  иностранных капиталов. Это участие  возможно как в крупных холдинговых  рыбопромышленных компаниях, так и  в создаваемых больших совместных торгово – производственных организациях и крупных  промышленных центрах, а так же в удаленных от них  населённых пунктах. В настоящее время в России уже функционируют около 80 таких организаций. Наиболее успешно деятельность некоторых из них осуществляется на Дальнем Востоке, Сахалине, в Калининграде. Производственная деятельность большинства совместных организаций, особенно в других регионах, находится в стадии становления, так как они заняты, в основном реализацией импортируемых товаров.

Информация о работе Сырьевые ресурсы рыбохозяйственного комплекса