Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:50, реферат
Для производственных структур рыбохозяйственного комплекса, как для предприятий других отраслей, под сырьем понимают предмет труда, на добычу или производство которого затрачен человеческий труд.
Скоропортящееся сырьё. Эта особенность рыбного сырья требует создания технологических процессов по сохранению его пищевой ценности на всем производственном пути. Одним из направлений, решения этой проблемы является объединение процессов добычи и обработки непосредственно в море или даже на одном судне. Другим направлением является создание холодильного пути от мест добычи до мест переработки.
Под маркетингом в экономической теории понимают предпринимательскую деятельность, связанную с формированием объёмов, путей и сроков движения товаров и услуг от производства к покупателю и потребителю. К функциям маркетинга относится:
Использование
перечисленных функций требует
от предприятия и отрасли
Маркетинг охватывает весь «жизненный цикл» товара. При этом необходимо детальное исследование потребностей, спроса, возможностей использования товарной марки, упаковки; обоснование приемлемой цены; информирование потребителей о новых товарах и услугах или об усовершенствовании старых; организация послепродажного обслуживания и т.д.
Соответственно маркетинг приобретает характер системы, обеспечивающей выявление потребностей потенциальных покупателей, организацию производства в соответствии с этими потребностями, реализацию продукции и услуг. При этом данная система охватывает изучение рынка, товар, цену, продвижение товара, распределение.
Исследование
рынка как начальная стадия маркетинговой
деятельности требует особого внимания.
При этом решается триединая задача: во-первых,
выбор сегмента рынка; во-вторых, установление
оптимальных сроков начала и завершения
предпринимательской деятельности на
данном целевом рынке; в-третьих, определение
основных факторов конкурентоспособности,
которые следует использовать в выбранном
сегменте рынка. Для ее решения необходимы
комплексные исследования. Исследование
рынков рыбных товаров включает в себя
изучение:
Методический подход к формированию рынка рыбных товаров.
В результате необратимости развития рыночных отношений в России созданы условия, при которых как крупные, так и мелкие организации в основу своей стратегии принимают главный принцип рынка потребителя – приспособление производства к требованиям рынка, к спросу. Основными задачами исследования рынка организациями рыбного хозяйства должны быть определение направление увеличения дохода от реализации товаров при снижении затрат на производство и реализацию их, в том числе за счёт наилучшего использования производственных ресурсов и снижения уровня различного рода рисков – экономических, политических, экологических, социальных, техногенных и др. При этом необходима реализация системы следующих принципов: ориентация на потребителя; экономическая эффективность как основа деятельности организации; направление усилий всех служб и подразделений её на достижение поставленных целей.
Исходная информация по имеющимся на рынке товарам требует учёта всех условий реализации товаров данной группы и товаров – заменителей. При этом её рекомендуется разделять на две категории: общие и специальные данные по рынку для конкретного товара. К общим данным, характеризующим макроэкономические показатели относят:
Для сбора специальных данных о товаре определяются необходимые масштабы и периоды исследования, а так же перечень информационных источников.
Результаты обобщения и систематизации позволяют классифицировать источники информации для изучения рынков рыбных товаров на четыре группы: печатная продукция, система Интернет, специальные справки, соц. Исследования и опросы. Выбор каждого из источников определяется конкретной ситуацией.
Классификация источников информации для изучения рынков рыбных товаров. Печатная продукция:
В
процессе исследования необходимо, как
правило, выявить и в последующем
учитывать две группы факторов, на
которые может быть оказано направленное
воздействие с целью изменения
ситуации на рынке в благоприятном
для организации направлении
и факторы которые не поддаются
прямому корректирующему
делает политику организации неопределённой, вынуждая её приспосабливаться больше к обстановке, чем к потребителю.
В процессе спроса организация должна решать следующие комплексы задач: по оценке реального состояния и прогнозирования его; управлению им, в том числе путём проведения стимулирующих мероприятий; опережению действующих и потенциальных покупателей.
Способность организации управлять спросом на производимые рыбные товары является основополагающим фактором её успеха на рынке.
Стратегия поведения организаций рыбного хозяйства в зависимости от состояния изменения спроса позволяет рекомендовать использовать данную классификацию при использовании спроса на рынке рыбных товаров в целях повышения эффективности их реализации.
Оценка
текущего спроса
на имеющиеся на рынке рыбные товары отечественного
производства базируются на сведениях
за предшествующие один - два года. Основой
оценки служит, фактическое потребление
за рассматриваемы период, которое в каждый
момент времени на внутреннем рынке определяется
как:
где П – продукция, произведённая на данный период; И – импорт; Э – экспорт; З₀ - запасы на начало данного периода; Зс – запасы на конец этого периода.
Прогнозирование спроса является неотъемлемой частью краткосрочного прогноза состояние рынка, а так же одним из трёх важнейших элементов при средне – и долгосрочном прогнозирование предпринимательской деятельности. В процессе прогнозирования спроса анализируются вопросы и предпочтения потребителей, влияние научно – технического прогресса на уровне потребления данного товара и его динамику относительно увеличения или сокращения потребления данного товара. При этом спрос рассматривается как платёжеспособный.
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы: а) метод тенденции; б) нормативный; в) метод уровня потребления; г) метод конечного пользования; д) экономико – математические; ж) выборочный; з) анкетные опросы и др.
Результаты исследования спроса могут быть более эффективно использованы как для определения мощности организации, так и для
формирования его рыночной стратегии при наличии количественных оценок эффективности продаж рыбных товаров в ассортименте на внутреннем и внешнем рынках.
Основная цель производства рыбных товаров – максимально возможное удовлетворение потребности в рыбных товарах населения России, участие в обеспечение продовольственной безопасности страны и получение наибольшей прибыли от продажи их на внутреннем и внешнем рынках.
Задача состоит в том, чтобы в условиях ограниченных уловов различных видов водных ресурсов выработать такой рациональный ассортимент, который обеспечил бы достижение основной цели производства рыбной продукции.
Такая задача может быть представлена в виде экономическо – математической модели, состоящей из целевой функции и ряда ограничений.
Целевой функцией является достижение максимально возможной прибыли от продажи рыбных товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Спрос на внутреннем рынке на рыбные товары определялся в последние годы рядом факторов, среди которых основным являются общее состояние экономики страны; состояние агропромышленного комплекса; экспорт и импорт продовольствия; уровень платёжеспособного спроса населения и продолжающееся его расслоение по уровню доходов; организация сбыта, включая вопросы рекламы; тарифы на доставку рыбных товаров и их конкурентоспособность относительно заменяемых их продуктами питания, а так же объёмы, ассортимент и качество производимых рыбных товаров.
Основными экспортёрами охлаждённой и мороженой рыбы являются производственные и торговые организации Дальневосточного и Северного бассейнов, которые экспортируют рыбу в Японию, Китай, США и др., а так же страны ЕС.
Основными поставщиками мороженой рыбы на российские рынки являются Латвия, Эстония, Финляндия и др.; Рыбных консервов – Эстония, Латвия, Германия, Украина, Польша, Норвегия; консервов из ракообразных – Финляндия, Греция, Германия, Дания.
В
ближайшие 5 – 7 лет импорт рыбных товаров
в России будет иметь предпосылки
для дальнейшего роста. Это обусловлено
тем, что на указанный
период ставится задача прекращения
дальнейшего спада и повышение
душевного потребления рыбных товаров
в стране, так же стабилизации производства
рыбной продукции. При этом перспективным
являются не только непосредственные
импортные поставки рыбных товаров
или рыбного сырья, но и участие
иностранных капиталов. Это участие
возможно как в крупных холдинговых
рыбопромышленных компаниях, так и
в создаваемых больших
Информация о работе Сырьевые ресурсы рыбохозяйственного комплекса