Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономической свободы предприятий.
В связи с выработанной целью был определен следующий круг задач:
- рассмотреть сущность экономической свободы предприятий;
- рассмотреть необходимость экономической свободы предприятий;
- рассмотреть экономическую свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения.
Введение 3
1. Сущность экономической свободы предприятий 5
2. Необходимость экономической свободы предприятия 12
3. Экономическая свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения
……………………………………………………………………………………...17
Заключение 24
Список использованных источников 26
Обременительное администрирование по-прежнему препятствует развитию частного сектора. Система регулирования страдает от коррупции и отсутствия прозрачности. Бюрократические препятствия и непостоянное соблюдение правил администрирования вносят значительную неопределенность в принятие предпринимательских решений и представляют собой особую проблему для малого бизнеса.
Средневзвешенный курс российских тарифов составил 5,9% в 2009 году. Чрезмерно высокие тарифы, препятствия на рынке услуг, ограничения в импорте и экспорте, отсутствие прозрачности правил и стандартов, дискриминационное лицензирование, сложные и непрозрачные таможенные оценки и управление, субсидии, коррупция и слабая защита прав интеллектуальной собственности, увеличили стоимость торговли. 20 пунктов были вычтены из оценки свободы торговли в России, в счёт бестарифных барьеров.
Россия имеет относительно низкие налоги. Индивидуальная ставка налога на прибыль занимает плоские 13%, а верхняя ставка корпоративного налога составляет 20%. Прочие налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС) и региональный налог на имущество. В прошлый год, в целом, налоговые поступления составляли 34,1% от ВВП[19].
В прошлом году, общий объем государственных расходов, включая потребление и трансфертные платежи, несколько увеличился до 34,1% ВВП. Государство сохраняет сильные позиции в таких ключевых секторах, как энергетика и горнодобывающая промышленность. Государственный долг составляет 11% ВВП.
Инфляция была высокой, в среднем 12% в период между 2007 и 2009 годом. Инфляционное давление упало в 2010 году, но повышение цен на продукты питания, в связи с проблемами в сельскохозяйственном секторе, остаются серьёзным фактором. Правительство влияет на цены посредством регулирования, значительных субсидий, а также множеством государственных предприятий и коммунальными услугами. 15 пунктов были вычтены из оценки денежной свободы России в счёт мер, искажающих цены на внутреннем рынке.
Российское
законодательство предусматривает
национальные трактовки для иностранных
инвесторов, но есть некоторые исключения.
Во многих отраслях промышленности, уровень
иностранной собственности
Небольшой и неразвитый финансовый сектор России по-прежнему уязвим от сильного влияния правительства. Государственные банки доминируют в банковском секторе, и на них приходится более одной трети от общего объема активов. Банковский надзор и прозрачность являются недостаточными, хотя регулирование было улучшено в 2006 году. Более 1000 лицензированных и зарегистрированных банков, как правило, малые, с недостаточной капитализацией, но консолидация продолжается. Рынок ценных бумаг сравнительно небольшой, но растущий, с преобладанием энергетических компаний. Глобальный финансовый кризис дал импульс к консолидации банков. Более шестидесяти банков были ликвидированы, но правительство предотвратило закрытие больших кредиторов. Ужесточение требований по капитализации были созданы в 2010 году. Правительством было выделено много государственных средств, в поддержку ослабленных финансовых учреждений.
Защита частной собственности слабая. Судебная система непредсказуема, коррумпирована, и не в состоянии справляться с технически сложными процессами. Контракты трудно реализовать, и историческая антипатия к ним, по-прежнему препятствует интеграции России с Западом. Ипотечное кредитование остается новизной. Нарушение прав интеллектуальной собственности продолжает оставаться серьезной проблемой.
Рассмотрим
экономическую свободу в
Основу экономики Республики Татарстан составляют промышленность и сельское хозяйство. Наибольший удельный вес в структуре производства валового регионального продукта традиционно занимает промышленность.
Гафаровым Ш.Х. было проведено исследование по оценке экономической свободы в РТ. В результате экономико-математического моделирования промышленности РТ были получены четыре показателя уровня экономической свободы по четырём подсистемах[4, c.14-21]:
- Снабжение - 0,326
- Производство - 0,326
- Маркетинго-сбытовая - 0,906
- Управление - 0,410 .
Через рассчитанные показатели по подсистемам вычисляется общий показатель, который равен 0,348. В соответствии с приведенной шкалой оценок уровень экономической свободы промышленности в республике Татарстан, равный 0,348 является крайне низким. Положение промышленности в целом можно охарактеризовать как несвободное.
Анализируя ситуацию развития рыночных отношений и предпринимательской деятельности в России, в том числе и в Татарстане, за последние десятилетия можно отметить, что основными чертами экономической политики стали приватизация государственной собственности и ограничение экономической свободы.
Переход
к рыночной экономике и развитие
предпринимательской
В результате одновременного действия двух процессов – огосударствления экономики и приватизации государства – произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства. Кроме того, известно, что резкое сокращение производства в 1992 году было вызвано не только, а возможно, и не столько непосредственно переходом от плановой экономики к рыночной, сколько существенным ограничением экономической свободы.
Существенное повышение уровня экономической свободы для участников рынка в разных странах после второй мировой войны создало все известные примеры того, что позже получило название “экономического чуда”. Везде – от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили до Ирландии и континентального Китая – проведение либеральной экономической политики приводило к впечатляющим, но совершенно закономерным результатам: возрастала роль и активность предпринимательской деятельности в экономике страны; повышались уровень и качество жизни; уменьшалась социальная дифференциация населения; плодами экономического развития могли пользоваться более широкие слои граждан. Во всем мире не оказалось ни одной страны, осуществление свободной экономической политики в которой не привело бы к значительным положительным переменам. В то же время не было ни одной страны, где проведение политики, противоположной либеральной, имело экономические результаты, хотя бы в отдаленной степени с ней схожие.
Большую часть XX столетия в России проводилась политика государственной диктатуры, которая и является причиной недостаточного развития хозяйства в советскую эпоху, экономического кризиса последнего десятилетия, что привело к резкому отставанию нашей страны от подавляющего большинства государств современного мира. Единственным средством преодоления бедности и отсталости выступает быстрый и устойчивый экономический рост, что в свою очередь, приводит к становлению высокоэффективной рыночной экономики, решающая роль в которой принадлежит предпринимательству, которое являясь по своей сути творческой, инициативной формой деятельности, позволяет находить наилучшие формы и способы распределения и использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов и получать благодаря этому наивысший эффект. На основе развития предпринимательства в течение длительного времени можно создать необходимые блага для повышения уровня и качества жизни, для финансирования науки, культуры, образования, для обеспечения приемлемой экологической защиты и необходимого уровня внешней безопасности страны.
Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития XX в. свидетельствуют о том, что достижение устойчивого экономического роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.
Главной задачей государственной власти России в этом случае становится гарантия экономической свободы, неприкосновенности частной собственности, свободы экономической деятельности, соблюдение правил и норм хозяйственной жизни. Таким образом, политика экономического роста и развития предпринимательской деятельности немыслима без обеспечения и расширения экономической свободы хозяйствующих субъектов.
Заключение
Экономическая свобода представляет собой динамическую категорию, содержанием которой является возможность выбора, определяемая набором доступных для экономического агента альтернатив. Последние, в свою очередь, зависят от конфигурации прав собственности, которыми сумел обеспечить себя экономический агент.
Экономическая свобода занимает особое место среди свобод, которыми дорожит современное гражданское общество – экономических, политических и гражданских. Экономическая свобода является наименее исследованной и одной из самых сложных научных категорий. Суть свободы сложна и крайне противоречива. Экономическая свобода не самоцель, она – и основа других свобод. Когда не обеспечены возможности выбора и защита прав собственности, нарушаются условия добровольности обмена, трудно представить себе, как можно содержательно осуществлять не только экономическую, но и политическую, социальную свободы или гражданские права.
Значение
экономической свободы в
уровень экономической свободы.
Анализируя ситуацию развития рыночных отношений и предпринимательской деятельности в России, в том числе и в Татарстане, за последние десятилетия можно отметить, что основными чертами экономической политики стали приватизация государственной собственности и ограничение экономической свободы.
Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития XX в. свидетельствуют о том, что достижение устойчивого экономического роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.
Главной задачей государственной власти России в этом случае становится гарантия экономической свободы, неприкосновенности частной собственности, свободы экономической деятельности, соблюдение правил и норм хозяйственной жизни. Таким образом, политика экономического роста и развития предпринимательской деятельности немыслима без обеспечения и расширения экономической свободы хозяйствующих субъектов.
Список использованных источников
1. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. – СПб., 2007.
2. Бодров О.Г. Экономическая свобода, экономический выбор, права собственности Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2008. № 4. С. 68-72.
3. Бодров В.А. Экономическая свобода и конкурентоспособность страны Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 89-92.
4. Гафаров, Ш. Х. Экономическая свобода и права собственности / Ш. Х. Гафаров // Вестник экономики, права и социологии. - 2007. - № 3. - с.14-21
5. Дж.Гвортни, Р.Лоусон, Н.Блок. Ежегодный доклад «Экономическая свобода в мире»:1996. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iea.ru
6. Клисторин В. И. Экономика: нравственность и свобода/ В. И. Клисторин // Эко. - 2010. - № 1. - С. 171-180.
7. Колоколенков Д.С. Экономическая свобода в России Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 10. С. 253-258.
8. Коуз Р. Фирма, рынок, право./ Пер. с англ. – М.: Экономика, 2008.
9. Кузнецова Л.Ю.
10. Ланкин В.Е., Погорелов В.В. Экономические свободы и управляемость компании Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 50. № 6. С. 54-62.
11. Лебедев А.Б. Экономическая
свобода: критерии оценки и
российская динамика Вестник
Санкт-Петербургского
12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд эконом. книги «Начала», 2007.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. / А.Смит. - М. : ЭКСМО, 2007.
14. Фридман М. Капитализм и свобода / М.Фридман; Пер.с англ.В.Козловский. - М. : Либеральная миссия: Новое издательство, 2006.
Информация о работе Сущность экономической свободы предприятий