Сущность экономической свободы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономической свободы предприятий.
В связи с выработанной целью был определен следующий круг задач:
- рассмотреть сущность экономической свободы предприятий;
- рассмотреть необходимость экономической свободы предприятий;
- рассмотреть экономическую свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность экономической свободы предприятий 5
2. Необходимость экономической свободы предприятия 12
3. Экономическая свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения
……………………………………………………………………………………...17
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Экономическая свобода.docx

— 172.90 Кб (Скачать)

Обременительное администрирование по-прежнему препятствует развитию частного сектора. Система  регулирования страдает от коррупции  и отсутствия прозрачности. Бюрократические  препятствия и непостоянное соблюдение правил администрирования вносят значительную неопределенность в принятие предпринимательских решений и представляют собой особую проблему для малого бизнеса.

Средневзвешенный  курс российских тарифов составил 5,9% в 2009 году. Чрезмерно высокие тарифы, препятствия на рынке услуг, ограничения в импорте и экспорте, отсутствие прозрачности правил и стандартов, дискриминационное лицензирование, сложные и непрозрачные таможенные оценки и управление, субсидии, коррупция и слабая защита прав интеллектуальной собственности, увеличили стоимость торговли. 20 пунктов были вычтены из оценки свободы торговли в России, в счёт бестарифных барьеров.

Россия  имеет относительно низкие налоги. Индивидуальная ставка налога на прибыль  занимает плоские 13%, а верхняя ставка корпоративного налога составляет 20%. Прочие налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС) и региональный налог на имущество. В прошлый год, в целом, налоговые поступления составляли 34,1% от ВВП[19].

В прошлом  году, общий объем государственных  расходов, включая потребление и трансфертные платежи, несколько увеличился до 34,1% ВВП. Государство сохраняет сильные позиции в таких ключевых секторах, как энергетика и горнодобывающая промышленность. Государственный долг составляет 11% ВВП.

Инфляция  была высокой, в среднем 12% в период между 2007 и 2009 годом. Инфляционное давление упало в 2010 году, но повышение цен  на продукты питания, в связи с проблемами в сельскохозяйственном секторе, остаются серьёзным фактором. Правительство влияет на цены посредством регулирования, значительных субсидий, а также множеством государственных предприятий и коммунальными услугами. 15 пунктов были вычтены из оценки денежной свободы России в счёт мер, искажающих цены на внутреннем рынке.

Российское  законодательство предусматривает  национальные трактовки для иностранных  инвесторов, но есть некоторые исключения. Во многих отраслях промышленности, уровень  иностранной собственности ограничен  или запрещен. В 2008 году правительство  ввело список из 42 “стратегических” секторов, в которых покупки контрольного пакета акций иностранными инвесторами должны быть предварительно одобрены правительством. Другими сдерживающими факторами для инвестиций являются непоследовательное и обременительное государственное регулирование, ненадежное обеспечение выполнения договорных обязательств, отсутствие надлежащей инфраструктуры и финансовых возможностей, коррупция. Резиденты и нерезиденты могут держать валютные счета, но с ограничениями. Денежные платежи и переводы также попадают под ограничения. Иностранная собственность земли несельскохозяйственного назначения, которая не находится вблизи международных границ, допускается[9, c.157-162].

Небольшой и неразвитый финансовый сектор России по-прежнему уязвим от сильного влияния  правительства. Государственные банки  доминируют в банковском секторе, и на них приходится более одной трети от общего объема активов. Банковский надзор и прозрачность являются недостаточными, хотя регулирование было улучшено в 2006 году. Более 1000 лицензированных и зарегистрированных банков, как правило, малые, с недостаточной капитализацией, но консолидация продолжается. Рынок ценных бумаг сравнительно небольшой, но растущий, с преобладанием энергетических компаний. Глобальный финансовый кризис дал импульс к консолидации банков. Более шестидесяти банков были ликвидированы, но правительство предотвратило закрытие больших кредиторов. Ужесточение требований по капитализации были созданы в 2010 году. Правительством было выделено много государственных средств, в поддержку ослабленных финансовых учреждений.

Защита  частной собственности слабая. Судебная система непредсказуема, коррумпирована, и не в состоянии справляться  с технически сложными процессами. Контракты трудно реализовать, и историческая антипатия к ним, по-прежнему препятствует интеграции России с Западом. Ипотечное кредитование остается новизной. Нарушение прав интеллектуальной собственности продолжает оставаться серьезной проблемой.

Рассмотрим  экономическую свободу в республике Татарстан.

Основу  экономики Республики Татарстан  составляют промышленность и сельское хозяйство. Наибольший удельный вес  в структуре производства валового регионального продукта традиционно занимает промышленность.

Гафаровым Ш.Х. было проведено исследование по оценке экономической свободы в РТ. В результате экономико-математического моделирования промышленности РТ были получены четыре показателя уровня экономической свободы по четырём подсистемах[4, c.14-21]:

- Снабжение  - 0,326

- Производство - 0,326

- Маркетинго-сбытовая  - 0,906

- Управление - 0,410 .

Через рассчитанные показатели по подсистемам вычисляется  общий показатель, который равен 0,348. В соответствии с приведенной шкалой оценок уровень экономической свободы промышленности в республике Татарстан, равный 0,348 является крайне низким. Положение промышленности в целом можно охарактеризовать как несвободное.

Анализируя  ситуацию развития рыночных отношений  и предпринимательской деятельности в России, в том числе и в Татарстане, за последние десятилетия можно отметить, что основными чертами экономической политики стали приватизация государственной собственности и ограничение экономической свободы.

Переход к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности сопровождалось существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности – налогообложение, регулирование, денежная политика - государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу участников рыночных отношений.

 

В результате одновременного действия двух процессов  – огосударствления экономики и  приватизации государства – произошло  резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства. Кроме того, известно, что резкое сокращение производства в 1992 году было вызвано не только, а возможно, и не столько непосредственно переходом от плановой экономики к рыночной, сколько существенным ограничением экономической свободы.

Существенное  повышение уровня экономической  свободы для участников рынка  в разных странах после второй мировой войны создало все  известные примеры того, что позже получило название “экономического чуда”. Везде – от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили до Ирландии и континентального Китая – проведение либеральной экономической политики приводило к впечатляющим, но совершенно закономерным результатам: возрастала роль и активность предпринимательской деятельности в экономике страны; повышались уровень и качество жизни; уменьшалась социальная дифференциация населения; плодами экономического развития могли пользоваться более широкие слои граждан. Во всем мире не оказалось ни одной страны, осуществление свободной экономической политики в которой не привело бы к значительным положительным переменам. В то же время не было ни одной страны, где проведение политики, противоположной либеральной, имело экономические результаты, хотя бы в отдаленной степени с ней схожие.

Большую часть XX столетия в России проводилась  политика государственной диктатуры, которая и является причиной недостаточного развития хозяйства в советскую эпоху, экономического кризиса последнего десятилетия, что привело к резкому отставанию нашей страны от подавляющего большинства государств современного мира. Единственным средством преодоления бедности и отсталости выступает быстрый и устойчивый экономический рост, что в свою очередь, приводит к становлению высокоэффективной рыночной экономики, решающая роль в которой принадлежит предпринимательству, которое являясь по своей сути творческой, инициативной формой деятельности, позволяет находить наилучшие формы и способы распределения и использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов и получать благодаря этому наивысший эффект. На основе развития предпринимательства в течение длительного времени можно создать необходимые блага для повышения уровня и качества жизни, для финансирования науки, культуры, образования, для обеспечения приемлемой экологической защиты и необходимого уровня внешней безопасности страны.

Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития XX в. свидетельствуют о том, что достижение устойчивого экономического роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.

Главной задачей государственной власти России в этом случае становится гарантия экономической свободы, неприкосновенности частной собственности, свободы экономической деятельности, соблюдение правил и норм хозяйственной жизни. Таким образом, политика экономического роста и развития предпринимательской деятельности немыслима без обеспечения и расширения экономической свободы хозяйствующих субъектов.

 

 

Заключение

 

Экономическая свобода представляет собой динамическую категорию, содержанием которой является возможность выбора, определяемая набором доступных для экономического агента альтернатив. Последние, в свою очередь, зависят от конфигурации прав собственности, которыми сумел обеспечить себя экономический агент.

Экономическая свобода занимает особое место среди  свобод, которыми дорожит современное гражданское общество – экономических, политических и гражданских. Экономическая свобода является наименее исследованной и одной из самых сложных научных категорий. Суть свободы сложна и крайне противоречива. Экономическая свобода не самоцель, она – и основа других свобод. Когда не обеспечены возможности выбора и защита прав собственности, нарушаются условия добровольности обмена, трудно представить себе, как можно содержательно осуществлять не только экономическую, но и политическую, социальную свободы или гражданские права.

Значение  экономической свободы в обществе часто недооценивается, в том  числе и теми, кто убежден в важности политического плюрализма, прав человека, свободы объединений, вероисповедания и слова. Децентрализация принятия экономических решений укрепляет гражданское общество, создавая пространство, в котором всевозможные организации могут существовать независимо от государственного контроля. В стране, где есть экономическая свобода, частному сектору выгодно финансировать институты гражданского общества. Таким образом, развитое гражданское общество, обеспечивающее фактом своего возникновения высокое качество институтов, имеет больше шансов на существование там, где экономическая власть не сосредоточена в руках чиновников и политиков, где выше

уровень экономической  свободы.

Анализируя  ситуацию развития рыночных отношений  и предпринимательской деятельности в России, в том числе и в Татарстане, за последние десятилетия можно отметить, что основными чертами экономической политики стали приватизация государственной собственности и ограничение экономической свободы.

Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития XX в. свидетельствуют о том, что достижение устойчивого экономического роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.

Главной задачей государственной власти России в этом случае становится гарантия экономической свободы, неприкосновенности частной собственности, свободы экономической деятельности, соблюдение правил и норм хозяйственной жизни. Таким образом, политика экономического роста и развития предпринимательской деятельности немыслима без обеспечения и расширения экономической свободы хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. – СПб., 2007.

2. Бодров О.Г. Экономическая свобода, экономический выбор, права собственности Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2008. № 4. С. 68-72.

3. Бодров В.А. Экономическая свобода и конкурентоспособность страны Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 89-92.

4. Гафаров, Ш. Х. Экономическая свобода и права собственности / Ш. Х. Гафаров // Вестник экономики, права и социологии. - 2007. - № 3. - с.14-21

5. Дж.Гвортни, Р.Лоусон, Н.Блок. Ежегодный доклад «Экономическая свобода в мире»:1996. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iea.ru

6. Клисторин В. И.  Экономика: нравственность и свобода/ В. И. Клисторин // Эко. - 2010. - № 1. - С. 171-180.

7. Колоколенков Д.С. Экономическая свобода в России Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 10. С. 253-258.

8. Коуз Р. Фирма, рынок, право./ Пер. с англ. – М.: Экономика, 2008.

9. Кузнецова Л.Ю. Конституционный  принцип свободы экономической  деятельности в России Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 3. С. 157-162.

10. Ланкин В.Е., Погорелов В.В. Экономические свободы и управляемость компании Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 50. № 6. С. 54-62.

11. Лебедев А.Б. Экономическая  свобода: критерии оценки и  российская динамика Вестник  Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2008. № 1. С. 43-53.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд эконом. книги «Начала», 2007.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. / А.Смит. - М. : ЭКСМО, 2007.

14. Фридман М. Капитализм и свобода / М.Фридман; Пер.с англ.В.Козловский. - М. : Либеральная миссия: Новое издательство, 2006.

Информация о работе Сущность экономической свободы предприятий