Сущность экономической свободы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономической свободы предприятий.
В связи с выработанной целью был определен следующий круг задач:
- рассмотреть сущность экономической свободы предприятий;
- рассмотреть необходимость экономической свободы предприятий;
- рассмотреть экономическую свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность экономической свободы предприятий 5
2. Необходимость экономической свободы предприятия 12
3. Экономическая свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения
……………………………………………………………………………………...17
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Экономическая свобода.docx

— 172.90 Кб (Скачать)

Рынок имеет и свои недостатки. Он удовлетворяет только те потребности, которые определяются платежеспособным спросом. Он не предоставляет услуги в сфере инфраструктуры и не удовлетворяет  социальные потребности граждан. Рынок не гарантирует сам по себе ни полной трудовой занятости, ни стабильности денежного оборота, ни охраны окружающей среды. Лишенный общественного контроля, он ведет к господству немногих экономически сильных групп и ликвидации конкуренции.

Таким образом, подведем итоги по главе:

Экономическая свобода представляет собой динамическую категорию, содержанием которой является возможность выбора, определяемая набором доступных для экономического агента альтернатив. Последние, в свою очередь, зависят от конфигурации прав собственности, которыми сумел обеспечить себя экономический агент.

 

2. Необходимость экономической свободы предприятия

 

Экономическая свобода занимает особое место среди  свобод, которыми дорожит современное гражданское общество – экономических, политических и гражданских. Экономическая свобода является наименее исследованной и одной из самых сложных научных категорий. Суть свободы сложна и крайне противоречива. Экономическая свобода не самоцель, она – и основа других свобод. Когда не обеспечены возможности выбора и защита прав собственности, нарушаются условия добровольности обмена, трудно представить себе, как можно содержательно осуществлять не только экономическую, но и политическую, социальную свободы или гражданские права.

Значение  экономической свободы в обществе часто недооценивается, в том  числе и теми, кто убежден в важности политического плюрализма, прав человека, свободы объединений, вероисповедания и слова. Децентрализация принятия экономических решений укрепляет гражданское общество, создавая пространство, в котором всевозможные организации могут существовать независимо от государственного контроля. В стране, где есть экономическая свобода, частному сектору выгодно финансировать институты гражданского общества. Таким образом, развитое гражданское общество, обеспечивающее фактом своего возникновения высокое качество институтов, имеет больше шансов на существование там, где экономическая власть не сосредоточена в руках чиновников и политиков, где выше

уровень экономической  свободы[3, c.89-92].

Экономическая свобода предпринимательской деятельности в современном понимании предполагает свободу производить, торговать. сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, устанавливать контакты с отечественными и иностранными производителями, использовать любые денежные единицы по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.

 

Успешное  развитие предпринимательской деятельности зависит от эффективной рыночной экономики. В свою очередь, эффективная рыночная экономика – экономика, функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда, капитала и ориентирован на удовлетворение спроса.

Большое значение для эффективного функционирования рыночного хозяйства и развития предпринимательской деятельности имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации его принципов. В свою очередь, в качестве важнейших функций правового обеспечения выступают, во-первых, создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства и предпринимательской деятельности: экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и обеспечение соблюдения “правил игры” между субъектами рыночных отношений.

Hаиболее содержательным эмпирическим исследованием соотношения между экономической свободой и институтами страны, с одной стороны, и уровнем ее благосостояния, с другой, представляется доклад канадского Института Фрейзера «Экономическая свобода в мире». В нем рассматриваются 38 компонентов экономической свободы – от размера правительства до власти закона и до денежной и торговой политики – в 127 странах за период более 30 лет. Исследование установило прочную связь между экономической свободой и уровнем развития государств. В странах с наиболее свободной экономикой средний доход на душу населения составляет 25 062 доллара, по сравнению с 2409 долларами в наименее свободных странах. В странах со свободной экономикой рост также происходит быстрее, чем в странах с менее свободной экономикой. В наиболее свободных странах темпы роста доходов на душу населения за последние 10 лет составили 2,5 процента, а в наименее свободных – 0,6 процента[5].

Иccледование Института Фрейзера также показало, что экономическая cвобода прочно связана с сокращением бедности и другими.

Ежегодно  аналитики международных организаций  составляют экономические рейтинги стран, где можно увидеть не только позицию того или иного государства на определенный момент времени, но и проанализировать показатели, влияющие на легкость ведения бизнеса в той или иной стране, степень ее экономической свободы, конкурентоспособность, а также проследить взаимосвязь названных характеристик[2, c. 89-92].

Cуществует множество научных трудов, чьи авторы напрямую связывают рост и благосостояние с экономической свободой. Исследования Cкалли, Барро, Нэка и Кифера показывают: экономический рост стимулируют такие факторы,

как четко  определенные права собственности, государственная политика, способствующая защите этих прав, и верховенство закона.

Устойчивый  рост фактически давно зависит от условий, способствующих свободному предпринимательству  и охране частной собственности. Освобождение Запада от массовой бедности в 1800-е годы происходило в таких условиях и, в свою очередь, положил начало эпохе современного экономического роста. Еще до того появление торгового класса фермеров в Англии привело к его представительству в парламенте, где в 17-м веке он успешно ограничил произвольные конфискации имущества королевской властью. Одним словом, становление фермеров-торговцев помогло установить конституционную монархию. Надежные ограничения на власть правительства укрепили имущественные права и власть закона - важные факторы подъема Великобритании в качестве ведущей мировой экономической и политической державы. Становясь богаче, Великобритания, разумеется, стала демократией.

Более недавние доказательства подтверждают идею о  том, что рост и более высокий  уровень доходов приводят к демократии или, по крайней мере, помогают ее сохранять. Политологи Адам Пшеворски и Фернандо Лимонджи изучили 135 стран за период с 1950 по 1990 год и установили, что "доход на душу населения хорошо предсказывает стабильность демократии". Например, они обнаружили, что в странах с доходом на душу населения ниже 1000 долларов, демократия может в среднем рассчитывать на выживание в течение восьми лет. Это справедливо из расчета паритета покупательной способности за 1985 год. Паритет покупательной способности – это величина, означающаяся, что обменные курсы между валютами находятся в равновесии, когда их покупательная способность в каждой из двух стран одинакова. Когда доходы находились в диапазоне от 1001 до 2000 долларов, вероятный срок сохранения демократии составлял 18 лет. В странах с доходами выше 6055 долларов можно было ожидать, что демократия будет длиться вечно.

Экономическая свобода порождает рост, но не всегда ведет к демократии. Примечательными  примерами служат Гонконг и Сингапур, где экономика одна из самых свободных  в мире. И богатство само по себе тоже не всегда выступает результатом экономической свободы, о чем свидетельствуют некоторые богатые ресурсами страны с относительно высокими доходами, но с жестким государственным контролем над экономикой; естественно, гражданские и политические свободы в этих странах тоже сильно ограничены. Однако ключевая роль экономической свободы в условиях демократии очевидна. Она может быть мощной силой продвижения демократии, а для сохранения политической свободы необходима высокая степень свободы экономической.

Таким образом, подведем итог по главе:

Экономическая свобода занимает особое место среди  свобод, которыми дорожит современное гражданское общество – экономических, политических и гражданских. Экономическая свобода является наименее исследованной и одной из самых сложных научных категорий. Суть свободы сложна и крайне противоречива. Экономическая свобода не самоцель, она – и основа других свобод. Когда не обеспечены возможности выбора и защита прав собственности, нарушаются условия добровольности обмена, трудно представить себе, как можно содержательно осуществлять не только экономическую, но и политическую, социальную свободы или гражданские права.

Значение  экономической свободы в обществе часто недооценивается, в том  числе и теми, кто убежден в важности политического плюрализма, прав человека, свободы объединений, вероисповедания и слова. Децентрализация принятия экономических решений укрепляет гражданское общество, создавая пространство, в котором всевозможные организации могут существовать независимо от государственного контроля. В стране, где есть экономическая свобода, частному сектору выгодно финансировать институты гражданского общества. Таким образом, развитое гражданское общество, обеспечивающее фактом своего возникновения высокое качество институтов, имеет больше шансов на существование там, где экономическая власть не сосредоточена в руках чиновников и политиков, где выше

уровень экономической  свободы.

 

 

 

3. Экономическая  свобода предприятий РТ и РФ. Проблемы и пути их решения

 

Согласно  рейтингу экономической свободы, составляемому специалистами Всемирного банка совместно с Международной финансовой корпорацией, в 2010 году позиции России оцениваются лишь 123-й строкой из 183, а это означает, что, по сравнению с предыдущим годом, мы «сползли» вниз на семь позиций. Это означает, что усилия правительства, направленные на улучшение условий для создания и ведения бизнеса, укрепление права собственности, повышение эффективности процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства, получения разрешений на строительство не приносят ощутимых результатов.

Важным  представляется и психологическая составляющая рейтинговой оценки: нас опережают такие страны, как Свазиленд, Косово, Палау, Индонезия и Уганда (соответственно 118-е,119-е, 120-е, 121-е и 122-е места). Можно сколько угодно говорить о субъективности оценок, но именно по данным таких рейтингов у потенциальных инвесторов складывается мнение о перспективах вложений в экономику той или иной страны. А ведь проблема создания благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций – одна из центральных в выступлениях нашего президента и премьер-министра[19].

Конкретные  позиции России по каждому из показателей рейтинга выглядят следующим образом: регистрация собственности – 51-е место, кредитование – 89-е, защита инвесторов – 93-е, налогообложение – 105-е, регистрация предприятий – 108-е, международная торговля – 162-е, получение разрешения на строительство – 182-е. Подобный разброс показателей (от 51-го до 182-го места) может косвенно свидетельствовать об отсутствии комплексного решения проблем, связанных с развитием и поддержкой бизнеса, что в свою очередь негативно отражается

на конкурентоспособности  страны.

«Можно  ли доверять этому рейтингу?» –  вопрос не праздный. Именно поэтому для более полной объективности обратимся к показателям международного рейтинга экономической свободы, составленного Международным Фондом наследия. Показатели рейтинга, куда вошли 179 стран, следующие: свобода бизнеса, свобода торговли, фискальная свобода, участие правительства, монетарная свобода, свобода инвестиций. финансовая свобода, права собственности, свобода от коррупции, свобода труда.

Лидирующие позиции в рейтинге занимают знакомые страны. Учтем тот

факт, что  не все они являются странами с  открытой экономикой. Так, например, США, Дания, и Великобритания, чьи позиции в предыдущем рейтинге высоки, открывают группу государств с преимущественно открытой экономикой. Один

из лидеров  рейтинга легкости ведения бизнеса Норвегия определяется как страна с умеренно свободной экономикой. Российская Федерация замыкает список го-

сударств, относящихся к странам с преимущественно несвободной экономикой, и находится на 143-й позиции рейтинга вслед за Микронезией (142-е место) и Гаити (141-е место). Здесь, по сравнению с 2009 годом, мы поднялись на три ступеньки. Однако общая картина оставляет желать лучшего – минус 21 позиция за семь по-

следних лет[18].

Экономическая свобода России испытывает большие  трудности. Несмотря на большую доходность от углеводородов, поддерживающих её экономику, перспективы устойчивой, долгосрочной диверсификации и роста остаются туманными. Возрастающее государственническое управление экономикой увеличивает стоимость инвестиций и глушит динамизм частного сектора. Повсеместная коррупция и недостаток уважения прав на собственность препятствуют развитию экономической деятельности, свободной от государственного контроля и влияния. Макроэкономическая нестабильность является тормозом экономического роста.

Фискальная  свобода является единственной преуспевающей  в России. Конкурентоспособность плоских подоходных и низких корпоративных налоговых ставок поддерживают инновации, хотя частные предприниматели должны справляться с “неофициальными налогами”, такими, как бюрократическое давление и коррупция.

Информация о работе Сущность экономической свободы предприятий