Сущность и виды прибыли. Распределение и использование прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 20:16, реферат

Краткое описание

Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Файлы: 1 файл

Сущность и виды прибыли.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

    Возвращаясь к схеме формирования и распределения  прибыли, мы видим, что это — сопряженные процессы. Освободив валовую (балансовую) прибыль от основного прямого налога — налога на прибыль и перечислив (при наличии соответствующих соглашений) требуемые суммы в фонд отраслевой вышестоящей организации, предприятие исчисляет чистую (остаточную) прибыль.

    Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

    Схемы распределения чистой прибыли:

    предприятия:              

    ЧП = РФ + ФН + ФП,                        ( 1 )

    где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления;

    товарищества:      

    ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,              ( 2 )

    где ПР -  прибыль, распределенная между  учредителями.

    Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями.

    Акционерные общества зачисляют в резервный  фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

    Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным  акциям в случае недостаточности  чистой прибыли для этих целей. Его  размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала.

    Ежегодно  резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически  не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных  убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты  по расширению производства и социальному развитию, разработку  и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

    Фонд  накопления и фонд потребления -  это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п.

    Фонд  накопления  показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и  созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

  1. списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);
  2. распределения его между юридическими лицами – учредителями;
  3. погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

    Фонд  потребления  представляет собой  источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный  для осуществления мероприятий по социальному развитию  и материальному поощрению коллектива.

    В фонд потребления  перечисляются  следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

  • суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);
  • доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;
  • суммы предоставленных хозяйствующим субъектом  трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

    К трудовым и социальным льготам относятся:

  • оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;
  • надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
  • оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
  • стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;
  • оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;
  • компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;
  • расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

    С расширением спонсорской  деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели. 

    2.3 Максимизация прибыли 

    Максимизация  прибыли - в соответствии с которым  фирмы комбинируют затраты и  выпуск таким образом, чтобы получить наивысшую прибыль.

    Систематическое получение прибыли является необходимой  целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

    Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

    Тп(д) = ТR(q) – TC(q)               ( 3 )

    где Tп(q) — совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

    TR(q) — совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприят от реализации продукции в объеме «q»,

    TC(q) — совокупные экономические (предпринимательские) издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

    Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль (Мп):

    

                    ( 4 ) 

    где Tп(q) — совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,

    q — объем продаж.

    Из  этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом  приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

    Mn(q) = MR(q) – MC(q) = 0       ( 5 )

    где Мп(q) – предельная прибыль от объема продукции;

    МR(q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;

    МС(q) – предельные издержки от объема продукции.

    Из  формулы (5) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

    MR(q) = MC(q)                         ( 6 )   

    Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

    Для предприятия максимизация прибыли  заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором  предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

    P = MC(q)                               ( 7 )

    Иными словами, на рынке свободной конкуренции  доход равен рыночной цене.

    Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде (см. приложение А)

    В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием  и пытается максимизировать свои прибыли (см. приложение Б) или минимизировать свои убытки (см. приложение В), приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками.

    Данные  о доходе и данные об издержках  должны быть сведены вместе, с тем  чтобы можно было определить для  фирмы объем производства, максимизирующий  прибыль.

    Существует  два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех рыночных структур.

    Чтобы облегчить понимание определения  объема производства в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода, делая упор на втором подходе. Для  подкрепления нашего понимания двух подходов будут использоваться гипотетические данные как в форме таблиц, так и в виде графиков.

    Максимизация  прибыли в долговременном периоде. Чистая конкуренция

    Если  за короткий период равновесное состояние, то есть ситуация, когда фирма удовлетворена выполнением своих экономических планов, достигается при условии равенства предельного дохода (цены), то в долгосрочном плане условиями достижения равновесия становятся, кроме того, размеры фирмы и стремление выйти на рынок или покинуть его.

    Эти условия можно выразить следующей  формулой:

    Цена = предельные издержки = краткосрочные  удельные затраты = долгосрочные удельные затраты.

    Равенство цены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена найденным  объемом выпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его. Если данное равенство нарушается, она будет стремиться изменить объем выпуска при данных размерах предприятия.

    Равенство краткосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достигла оптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровень выпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимо менять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска: инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращать рабочую силу и тому подобное.

    Наконец, равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишь нормальную прибыль - не более и не менее (см. приложение Г). Если нарушается это равенство и цена превышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальной и в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена ниже удельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинают покидать отрасль.

    Экономисты  рассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру. Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, производя при условии, что P = MC. Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P = AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск, что также способствует увеличению общественного благосостояния.

Информация о работе Сущность и виды прибыли. Распределение и использование прибыли