Прибыль: сущность, распределение и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли.

Оглавление

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1 Прибыли: экономическая сущность и факторы, влияющие на ее размер…..4
2 Формирования прибыли на предприятии……………………………………..6
3 Распределение и использование прибыли на предприятии………………….9
Заключение
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

курсовик по эконм теории.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Алматинская академия экономики  и статистики

 

Кафедра «Учет и аудит»

 

 

№ ________

«____»___________2012 г.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Экономическая  теория

 

На тему: Прибыль: сущность, распределение и использование.

 

 

 

                                                                        Студента 1 курса, группы №12UA2HR0701 

 

                        Дюсупова Н.Ш.

 

                                                 Преподаватель Колпакова Т.С..

                                                               

 

                                                              

 

                            

 

 

 

 

 

_________________________________                        ________________________________

                  (допуск к защите)                                                                   (оценка)

 

«____» _____________________2012 г.                     «____» _____________________2012 г.

 

________________________________                        ________________________________

          (подпись  руководителя)                                               (подпись руководителя)

 

Усть – Каменогорск, 2012 г.

 

 

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1 Прибыли: экономическая сущность и факторы, влияющие на ее размер…..4

2 Формирования прибыли на предприятии……………………………………..6

3 Распределение и использование прибыли на предприятии………………….9

Заключение

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика  определяет конкретные требования к  системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого  финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль - многозначная экономическая  категория. От глубины ее познания и  рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

Значимость прибыли предприятия  трудно переоценить, ведь именно прибыль  есть конечный финансовый результат  деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение  прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской  деятельности, критерием выбора оптимальных  направлений и методов этой деятельности.

 

 

 

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Прибыль: экономическая сущность и факторы, влияющие на ее размер

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние .

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятий, но приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов .

Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ .

На величину прибыли  хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Факторы, влияющие на величину прибыли

Объективные факторы  включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка. Эти факторы  не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

К субъективным факторам можно отнести: организационную  деятельность и технический уровень  предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой  продукции и оказываемых услуг, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции и услуг, уровень цен на готовую продукцию и услуги.

Субъективные факторы  делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на: экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы  воздействуют на процесс получения  прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным  факторам относят, например, снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную  деятельность, социальные условия труда и быта и пр.

Подводя итог выше сказанному можно отметить, что прибыль - это  один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий. Увеличение фонда оплаты труда их работников. Оно является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

 

2 Формирование прибыли предприятия

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Важными факторами роста  прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим  от деятельности предприятий, относятся  изменение цен на регулируемую государством реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень налогов и платежей, спрос населения .

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли .

Рассматривая прибыль как экономическую  категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает три  укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных  в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратах на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без  налога на добавленную стоимость  и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма  наценок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудования транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытие не до аммортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между проданной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Информация о работе Прибыль: сущность, распределение и использование