Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:05, курсовая работа
Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития.
1 Сущность экономического кризиса и кредитно-денежной системы
1.1Экономический кризис
1.2 Кредитно-денежная система
2 Мировой финансовый кризис
2.1 Причины мирового финансового кризиса
2.2 Хронология начала мирового финансового кризиса
3 Влияние мирового финансового кризиса на экономику США
3.1 Основные проблемы возникшие в экономике США в результате мирового финансового кризиса
3.2 Повышение уровня безработицы в США в результате мирового финансового кризиса
3.3 Повышение уровня заимствований Министерства Финансов США
4 Основные проблемы в экономике Евросоюза в результате мирового финансового кризиса. Пути их решения
5 Влияние глобального кризиса на экономику Республики Беларусь
6 Основные пути решения кризисных явлений в странах наиболее пострадавших в результате мирового финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников
Но это приведет к хаосу на международных финансовых рынках, так как трейдеры будут опасться, что этому примеру последуют и другие страны и это приведет к исчезновению евро.
В тоже время необходимо отметить, что Греция – не единственная страна ЕС, нарушающая правило валютного союза, согласно которому бюджетный дефицит каждой из 16 стран еврозоны не должен превышать 3% ВВП. Бюджетный дефицит Великобритании достиг 13%, однако Британия не входит в состав еврозоны.
Делая выводы можно утверждать, что долговой кризис в Европе явно потребует непростых решений и потребует определенной сплоченности среди стран-участниц Европейского Союза.
5 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Каналы влияние глобального экономического кризиса на белорусскую экономику были во
многом схожи с другими странами Центральной и Восточной Европы.
Основные проблемы
для национальной экономики были вызваны снижением внешнего спроса. Оно затронуло значительную часть отраслей промышленности Беларуси, которые ориентированы на внешний рынок. В результате стала снижаться экспортная выручка отечественных предприятий, ухудшалось их финансовое состояние. Снижение экспортной выручки довольно быстро сказалось и на равновесии в денежно-кредитном секторе. Оно обусловило значительный дефицит на внутреннем валютном рынке, который усугублялся растущими девальвационными
ожиданиями.
Однако распространение кризиса через внешний и денежный секторы было во многом видоизменено мерами экономической политики, предпринятыми экономическими властями. Поскольку в Беларуси роль государственной собственности в экономике существенно выше, нежели в странах-соседях, правительство смогло обеспечить сохранение высокого уровня занятости и производства директивными мерами. Наряду с этим, стали активно применятся
меры стимулирования внутреннего спроса и отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Де-факто, реализовывалась экономическая стратегия замещения сократившегося внешнего спроса внутренним. Для этого использовался широкий перечень фискальных
и монетарных стимулов. В результате в период кризиса стала существенно меняться как отраслевая структура национальной экономики, так и структура совокупного спроса. В отраслевой структуре существенно повысилась доля в добавленной стоимости строительства и сельского хозяйства, а также ряда отраслей сферы услуг. Со стороны спроса «точками роста» стали инвестиции в основной капитал, а также потребление домашних хозяйств. Кроме того, значительная часть роста ВВП приходилась на аккумулирование запасов готовой продукции. Такая стратегия смогла обеспечить обеспечение положительных темпов роста, на фоне двухзначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. Стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в эко-
номике. Во взаимоотношениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапли-
вать запасы, что приводило к вымыванию их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей. В результате экономические власти ослабили стимулирование внутреннего спроса, прежде всего потребления домашних хозяйств, пытаясь бороться с растущим дефицитом
внешней торговли. При этом возможности использования фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов от экспортных по-
шлин ввиду падения цен на нефтепродукты и снижению поступлений от НДС в результате сокращения объемов импорта. Также на доходы бюджета повлияло ухудшение положения в реальном секторе: снизились доходы от налога на прибыль и ряд неналоговых доходов. При этом стремление правительства поддержать высокие темпы роста инвестиций приводило к сохранению расходов бюджета на прошлогоднем уровне. Поэтому, начиная со второй поло-
вины 2009 г., когда дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном рас-
ходов на экономику (в т.ч. за счет снижения расходов на компенсации поставщикам нефти) и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени.
Стимулирование инвестиционного спроса по-прежнему рассматривается в качестве приоритетной меры антикризисной политики, но доминирующими стимулами стали моне-
тарные. Поэтому значительная нагрузка в обеспечении желаемой динамики в реальном секторе легла на банки, ликвидность которых поддерживалась рефинансированием Националь-
ного банка. Де-факто Национальный банк оказался в ситуации, когда он должен был одновременно преследовать две противоречивые цели: способствовать росту спроса на национальную валюту, а с другой стороны насыщать денежный рынок средствами для стимулиро-
вания реального сектора. В результате применение ряда инструментов монетарной политики
оказалось внутренне противоречивым. Такая ситуация во многом способствовала довольно устойчивому характеру финансовой долларизации, которая в начале года по объективным
причинам существенно выросла. Устойчиво высокий уровень финансовой долларизации, наряду с другими диспропорциями в денежно-кредитной сфере, способствовал потере значительной степени автономности монетарной политики, сохранению высокого уровня реальных процентных ставок в экономике, низкому спросу на национальную валюту.
Таким образом, с одной стороны Беларусь в период кризиса демонстрирует довольно привлекательные результаты на фоне других стран региона. Однако если большинство стран ЦВЕ в период кризиса избавлялись от дисбалансов в национальной экономике, то в Беларуси
эти дисбалансы продолжали накапливаться. Причем, поддержание этих дисбалансов становится возможным преимущественно за счет внешних заимствований.
В этой ситуации особую роль для Беларуси приобретает вопрос об экономической политике в 2010 г. и о выборе новой модели экономического роста. Исходя из итогов 2008–2009 гг. можно говорить о том, что целесообразно снизить приоритетность валовых показателей в пользу качественного развития национальной экономики – устранения основных дисбалансов и повышения эффективности ее деятельности. Именно такой подход позволит выйти на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста. В противном же
случае, весьма вероятно макроэкономическое разбалансирование, которое ухудшит перспективы роста в долгосрочном периоде. Наш анализ показывает, что искусственное стимулирование высокого темпа роста в 2010 г. возможно на основе привлечения иностранных инвестиций. Де-факто этот сценарий означает искусственный разогрев спроса в 2010 г, при отсутствии факторов роста потенциального ВВП. Однако такой сценарий делает невнятными именно перспективы и факторы долгосрочного развития национальной экономики. [17]
Кризис во многом обусловил исчерпание для Беларуси прежней модели роста, основанной на преференциальном доступе на российский рынок, и преференциальных условиях поставок россий-
ских энергоносителей. При прочих равных условиях, норма отдачи на инвестиции в белорусской экономике в ближайшие годы будет снижаться, как и вклад в рост общефакторной производительности. Поэтому, на наш взгляд, приоритетной задачей экономической политики является определение новых факторов роста и формулирование новой модели роста на ближайшую перспективу. В краткосрочном периоде, адекватной этой задаче политикой, будет
политика, направленная на ликвидацию макроэкономических дисбалансов и повышение эффективности функционирования белорусской экономики.
Одной из возможных стратегий по обеспечению долгосрочного роста является изменение структуры экспорта. В последнее десятилетие происходило увеличение концентрации
экспорта Беларуси в секторе природных ресурсов. Основными экспортными товарами стали нефтепродукты, калийные удобрения, металлопрокат. С этим связывается и улучшение географической структуры экспорта Беларуси в сторону увеличения удельного веса стран не СНГ. Одновременно происходило ослабление экспортных позиций по другим товарным группам, и росла уязвимость экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов и калия. Негативные тенденции наблюдались и в динамике производительности экспортной корзины Беларуси: она росла самыми низкими темпами из стран региона по причине сокращением в ней доли высокопродуктивных товаров. Такие процессы представляют
собой угрозу для устойчивого долгосрочного роста страны. [16]
Глобальный экономический кризис подчеркнул наличие еще одной проблемы – ориентации экспорта промышленных това-ров сугубо на российский рынок, – которая делает экспорт Беларуси еще менее устойчивым.
Таким образом, Беларуси необходимо провести диверсификацию экспортной корзины в направлении увеличения доли перспективных высокопродуктивных товаров. Анализ показывает, что существуют достаточно хорошие перспективы проведения такой диверсифика-
ции, но они требуют принятия целенаправленных мер экономической политики. Гравитационный анализ показал, что существуют также перспективы наращивания объемов торговли
со странами ЦВЕ, с которыми сохранились определенные деловые связи с советских времен,
и странами Северной Европы – Скандинавии и Германии – которые традиционно заинтересованы в сотрудничестве со странами Балтии и Беларуси. [9, с.24–25]
Можно утверждать, что Беларусь не осталась в стороне от кризисных явлений, которым подверглись большинство существующих экономических моделей, однако имеющих определенные отличия.
В настоящее время Национальный Банк Республики Беларусь проводит жесткую финансово-кредитную политику для минимизации последствий мирового финансового кризиса в Республике Беларусь.
6 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СТРАНАХ НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Единого мнения о путях выхода из мирового финансового кризиса у экспертов и специалистов в области макроэкономики нет. Однако основными для большинства стран подвергшихся влиянию мирового финансового кризиса являются:
Одни считают, что мировой кризис нужно пустить на самотек – таким образом, мировая экономика сможет оздоровиться, стать сильнее, избавившись от различных мыльных пузырей и дутых денежных мешков.
Другие эксперты придерживаются мнения, что для уменьшения неблагоприятных последствий финансового кризиса необходимо резко повысить влияние государства на экономику – национализировать близкие к катастрофе предприятия, осуществлять различные субвенции для повышения покупательского спроса, и т.д.
Третьи придерживаются мнения, что государство должно помогать попавшим в экономический кризис предприятиям и людям исключительно рыночными методами – снизить налоговое бремя, разместить государственный заказ на терпящих бедствие предприятиях, обеспечить кредитование предприятий под государственные гарантии и т.д.
Кроме всего прочего, многие эксперты сходятся на мнении: «для того, чтобы минимизировать последствия финансового кризиса, необходимо создать новую наднациональную мировую расчетную валюту». Такая валюта позволит снизить вероятность колебаний на валютных рынках, придаст более прогнозируемый характер валютным операциям.
И еще один момент, который признают все – для выхода из глобального финансового кризиса необходима политическая воля лидеров ведущих мировых держав. Им необходимо объединить усилия и выработать единую политику действий на мировом уровне. Иначе, все более-менее успешные попытки совладать с мировым кризисом на локальном уровне, даже если и будут иметь успех, то данный успех будет весьма краткосрочным.
Заключение
События, которые произошли в мире за последний год, дали мощный импульс процессам формирования качественно иных основ глобальной финансовой системы. Ослабление ряда ведущих экономик и угроза распространения кризиса на другие страны потребовали от многих из них принять антикризисные меры в отношении отдельных финансовых компаний и финансовой системы в целом.
По мнению многих экономистов, кризис не достиг своего пика, а значит, борьба с ним еще долго будет оставаться темой номер один в мире. Правительство государств отчасти урегулировало многие проблемы, иначе всё было бы еще хуже.
Чтобы выйти на следующий виток развития в мировом хозяйстве должно многое перемениться. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпала свои возможности. Рабочая сила используется крайне нерационально: миллионы людей с высшим образованием не могут найти работу по специальности. Массы эмигрантов не социализированы. Промышленность нуждается в техническом перевооружении. Ставка на дешевую неквалифицированную рабочую силу больше не способна давать прежний экономический выигрыш. Требуется очень многое изменить в мировом хозяйстве. Например, абсолютно недостаточно снизить налоги или просубсидировать биржу.
Современный экономический кризис обещает быть острым. Одновременно он окажется и затяжным: вслед за падением производства до 2010 г. последует продолжительная депрессия, будет перестраиваться экономика для нового развития.
Сейчас появляется уникальная возможность (по историческим меркам) сформировать иные подходы и механизмы управления мировым экономическим пространством, которые максимально учтут все недостатки прежней экономической модели глобального экономического пространства.
Список использованных источников
1 Лемешевский , И. М. Микроэкономика : учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003 – 720 с.
2 Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст] : учеб. для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. Шк., 2004. – 488 с.
3 Налог на добавленную стоимость [Текст]. – 7-е изд., перераб. – Мн. : Информпресс, 2004. – 147 с.
Информация о работе Сущность и причины мирового экономического кризиса