Сущность и причины мирового экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития.

Оглавление

1 Сущность экономического кризиса и кредитно-денежной системы
1.1Экономический кризис
1.2 Кредитно-денежная система
2 Мировой финансовый кризис
2.1 Причины мирового финансового кризиса
2.2 Хронология начала мирового финансового кризиса
3 Влияние мирового финансового кризиса на экономику США

3.1 Основные проблемы возникшие в экономике США в результате мирового финансового кризиса
3.2 Повышение уровня безработицы в США в результате мирового финансового кризиса
3.3 Повышение уровня заимствований Министерства Финансов США
4 Основные проблемы в экономике Евросоюза в результате мирового финансового кризиса. Пути их решения
5 Влияние глобального кризиса на экономику Республики Беларусь
6 Основные пути решения кризисных явлений в странах наиболее пострадавших в результате мирового финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа сущность и причины мирового экономического кризиса.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

 

 

     3.3 Повышение уровня заимствований Министерства Финансов США

 

Известно, что ФРС США  проводила различные заимствования

Конец формы

 

По данным Минфина в октябре было погашено долгов на $453.7 млрд., из которых векселя T-bills (до года) на $392.4 млрд., облигации T-Notes (2-10 лет) на $61.3 млрд. Погашения эти прошли, конечно, за счет выпуска новых облигаций, на $573.5 млрд., из которых T-bills на $397.4 млрд., T-Notes на $155.8 млрд., долгосрочных T-Bonbs (30 лет) на $13 млрд. и защищенных от инфляции TIPS на $7.3 млрд. Чистые заимствования Минфина США составили за октябрь составили $119.8 млрд. Новые долги власти США финансируют исключительно за счет долгосрочных заимствований средний срок погашения всего объема облигаций около 4.8 года.

Если не учитыватьь векселя до года (по факту краткосрочные займы) – то достаточно угрожающе выглядит рост погашений в ближайший год, вернее динамика. Если до кризиса объемы были на уровне $600 млрд., то сейчас они удвоились, в процентах от ВВП на рекордных уровнях, при сохранении темпов роста номинального ВВП на уровне 4.5% показатель будет в районе 8% от ВВП. В ближайшие два года погашению подлежат облигации на $2.5 трлн. (без векселей)

Рисунок – 1 Объемы погашений гособлигаций США.


Если смотреть на предстоящие в ноябре погашения – то здесь ситуация близко к октябрю. Предстоит погасить ценных бумаг на $474.1 млрд., из которых T-bills на $377.4 млрд., T-Notes на $91.8 млрд. и тридцатилетних T-Bonds на $4.9 млрд. Занять планируется около $570-580 млрд., т.е. чистые заимствования составят около $100 млрд. Основные чистые заимствования намечены на 15 ноября ($30-40 млрд.) и 30 ноября ($50-60 млрд.), остальные аукционы скорее призваны просто рефинансировать погашаемые долги. В общем-то объемы чистых заимствований пока будут оставаться стабильно в районе 100 млрд. в месяц до конца года, более интересным будет начало 2012 года, когда планируется резкий рост займов.

                                                                     

Рисунок – 2 Объемы погашения и размещения ценных бумаг.

Таким образом можно отметить, что размещение ценных бумаг является своеобразным кредитом для экономики США, которой данные средства необходимы в настоящее время для решения своих финансовых трудностей. В тоже время в течение ближайших нескольких лет Министерству Финансов США придется изымать значительные средства для уплаты процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ ЕВРОСОЮЗА В     РЕЗУЛЬТАТЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Не смотря на то, что мировой финансовый кризис начался в США, страны Европы в результате интеграции экономик также подверглись влиянию кризиса

    К потерям от экономического кризиса 2008 года прибавились потери от долгового кризиса 2009-2010, многие гос.облигации можно продать только с существенным дисконтом, в случае если банкам понадобиться собрать значительную часть ликвидности на балансе под рост некачественных активов (просроченных кредитов и тп), то возможности у банков будут значительно ограничены.

     Ко всему этому объему замороженных активов прибавляется повышение процентной ставки ЕЦБ. Доходы банков сокращаются. Количество качественных активов - тоже сокращается, объемы проблемных активов растут. Сейчас в крупнейших европейских банках проходит вторая попытка стресс-тестов. Результаты стресс-тестов будут обнародованы и таким образом можно будет оценить финансовую устойчивость все банковской системы Европы.

 

     Если сценарий банковского кризиса будет развиваться и далее, то вскоре можно увидеть высокие процентные ставки по всем финансовым услугам, приостановление взаиморасчетов европейской фин.системы, падение евро, как следствие наростания риска для внешних инвесторов и ликвидации портфелей европейских активов, и последующую операцию спасения европейских банков с выкупом гос.облигаций с их балансов на баланс ЕЦБ для предоставления ликвидности - все это может произойти в ближайшее время


     С точки зрения борьбы с банковским кризисом, Европе нужно привести в порядок государственные финансы, так как фундаментом финансовой системы являются государственные долговые обязательства. ЕЦБ может эмитировать валюту только в обмен на них. Поэтому так важно вернуть европейским гос.облигациям их состоятельность и надежность как можно скорее. В финансовой системе должно быть полное доверие к государственным облигациям, чтобы спасать национальные банки в обмен на долги государств.

     Поэтому возможно, что снижение риска государственных дефолтов в Европе означает, что пришло время для дефолтов европейских банков


    Возможные пути решения кризиса, проблемы в Италии, Греции, встречи основных лидеров стран [11, с. 2]

    Необходимо отметить, что после относительного урегулирования ситуации вокруг Греции в роли основного возмутителя спокойствия выступила Италия. Доходность по государственным бондам этой страны преодолела так называемую"точку невозврата" в 7% годовых, за которым неизбежно должно последовать обращение за помощью в Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС). Однако главной проблемой является то, что долг которой превышает 120% ВВП и оцениваемый приблизительно в €1,9 трлн. не может быть оплачен ЕФФС. С наращиванием объема фонда не согласны его главные доноры – Германия и другие страны еврозоны. Теоретически, по аналогии с ФРС США, оказать главную помощь Италии мог бы ЕЦБ, но пока он вряд ли готов пойти на это из-за отсутствия правовых аспектов такого шага.

    В сложившейся ситуации известный аналитик и нобелевский лауреат Нуриэль Рубини высказал мнение, что Италии придется покинуть зону евро, если ЕЦБ не изменит свою политику и не предоставит ей гарантии неограниченной финансовой поддержки. По мнению аналитика, выход Италии из еврозоны, возможно, поможет стране решить свои финансово-долговые проблемы с помощью девальвации возвращенной национальной валюты, но при этом, как минимум, не пойдет на пользу самому евро: "Зона евро может пережить уход малых стран, таких как Греция или Португалия. Однако если подобный шаг предпримут Италия и Испания, то по существу это станет развалом валютного союза. К сожалению, это все более реальный сценарий".

    Рубини указывает на то, что Италия и Испания, в отличие от явного банкрота – Греции, - до последнего времени оставались неликвидными, но платежеспособными благодаря жесткой экономии и попыткам реформ. Проблема же, по его мнению, заключается в том, что "нет кредитора последней инстанции, который может купить долги в то время как доверие еще не вернулось". За то время, пока такой кредитор найдется, неликвидное, но платежеспособное государство, по мнению Рубини, может обанкротиться.

    Таким кредитором, по мнению большинства экспертов, может стать ЕЦБ. Для этого потребуется разрешить ему, подобно ФРС США, выдавать неограниченные по объемам кредиты за счет необеспеченной эмиссии евро. Ценой этого права станет значительное обесценивание единой европейской валюты. По мнению Рубини, курс евро в этом случае может упасть до уровня паритета с долларом. Сама же зона евро должна будет разделиться на "ядро" во главе с Германией, основной задачей которого будет проведение реформ и стимулирование экономики, и обреченную на жесткую экономию периферию.

     Описанная схема действительно может стать едва ли не единственным способом спасения евро, а возможно, и всего Евросоюза как политического и экономического образования. Однако в строгом соответствии с теорией другого нобелевского лауреата – известного экономиста Милтона Фридмана – это потребует тектонических изменений в устройстве Европы. Например, таких, как федерализация ЕС с созданием полноценного наднационального государства. В этом случае национальные финансово-экономические интересы европейских стран, по сути превращаемых в штаты, будут принесены в жертву единой экономической политике объединенного сверхгосударства. При этом ЕЦБ не составит особого труда разрешать имеющиеся экономические проблемы посредством эмиссии евро и регулирования его курса на международном рынке.

Огромным плюсом подобного решения может стать появление колоссального внутреннего рынка объемом в полмиллиарда потребителей с абсолютно едиными правилами. Не худшие позиции у нового образования могут оказаться и на международном рынке.

Слабой стороной данной схемы является существенное экономическое неравенство между различными странами ЕС. В связи с чем для быстрой реализации "федерального" сценария потребуется то самое разделение на сильное ядро и периферию, состоящую из аутсайдеров. Подобное разделение существенно ослабит экономические возможности нового образования и не приведет к полному решению существующей проблемы. Более того, разделение Европы на первый и второй сорт будет способствовать подрыву внутреннего рынка союза, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Долговой кризис в Европе явно потребует непростых решений, признают западные наблюдатели. Эксперты журнала Есonomist предлагают рассматривать три возможных варианта развития событий.

Если дефолт Греции все-таки будет озвучен политиками (рынок признал его уже давно), то потребуются крупные финансовые инъекции в банки Греции, а также проведение программ поддержки для Испании и Италии, которые, в таком случае, также рискуют оказаться банкротами. [12, с.14–15]

По другому сценарию Европейский центральный банк решится выкупить облигации этих стран. Эксперты отмечают, что ЕЦБ имеет такую возможность, хотя трудно сказать о вероятности этого решения. Очевидно, что под угрозой окажется баланс банка, что, однако, не самый худший вариант, по сравнению с альтернативой: коллапсом евро, который превратит ЕЦБ в банк без валюты.

Третья возможность: замена облигаций стран еврозоны на аналогичные ценные бумаги, гарантированные всеми правительствами. При этом неясным остается множество важных моментов: будут ли гарантированы все долговые обязательства, или только установленная часть, например , 60% ВВП проблемной страны?

И что будет со странами, чей долг превышает 60% ВВП? Кроме того, аналитики задаются вопросом, не приведет ли гарантирование долгов Италии и Испании к снижению кредитоспособности других стран Европы, особенно Франции?

Вариант 4. Заставить все выплатить. Однако экономика Греции не генерирует финансовые потоки соответствующего масштаба. Более того, по мере того как будут сокращаться бюджетные выплаты, будет падать и спрос населения, то есть ВВП.

Иными словами, по мере ужесточения выплат долг по отношению к (падающему) ВВП будет расти


Вариант 5. Списание части долга. Но и в этом варианте все выше приведенные возражения остаются, пусть и в меньшем масштабе. Пока все попытки найти компромисс между масштабом списания и возможностью выплат ни к чему не привели — возврат долга невозможен.

Вариант 6. Вывести Грецию из зоны евро, ввести драхму, реноминировать в ней долги и разрешить Греции денежную эмиссию. Это позволит выплатить девальвирующийся долг, но все равно приведет к резкому падению уровня жизни населения этой страны со всеми последствиями для репутации «общеевропейских ценностей». Кроме того, если Греция при этом остается в ЕС, то ей придется дать достаточно много денег для восстановления местной промышленности, уничтоженной за время господства евро, поскольку покупать импорт, номинированный в евро, греки не смогут.

Вариант 7. Вывести Грецию не только из зоны евро, но и из Евросоюза Пока руководство ЕС балансирует в рамках второго варианта. Понятно, почему оно не хочет переходить к третьему, а тем более к четвертому — это фактически конец современного Евросоюза, поскольку Греция — это только опытный образец, а дальше по тому же пути пойдет Португалия, Испания, Италия.

    Необходимо отметить, что в течении многих лет бюджетные расходы Греции были значительно выше ее доходов. Растущий бюджетный дефицит отрицательно сказывается на всей экономике страны.

    Последние 10 лет правительство Греции было вынуждено занимать на международных рынках огромные суммы денег. Расходы государства резко возросли, а заработная плата в государственном секторе практически удвоилась.

    Одновременно с этим доходы государства не возрастали, так как слишком многие граждане и компании Греции уклоняются от налогов. В прошлом году бюджетный дефицит Греции достиг 13,6%, что в четыре раза выше уровня дефицита, предусмотренного правилами стран еврозоны. Государственный долг Греции достиг 300 млрд. евро (400 млрд. долларов).

    Столь высокий уровень задолженности означает, что международные инвесторы неохотно предоставляют какое-либо финансирование Греции и настаивают на более высоких процентных ставках. На данный момент цена обслуживания государственного долга Греции в два раза выше того, что платит Германия.

     Другие страны обеспокоены финансовой ситуацией в Греции т.к кризис в Греции влияет на курс евро, что затрагивает интересы как других стран еврозоны, так и их торговых партнеров.

     Существуют опасения по поводу так называемого "эффекта домино" - то есть того, что пострадают и другие страны еврозоны, испытавающие затруднения с выплатой государственной задолженности. Речь идет в первую очередь о странах ПИИИГ - Португалии, Ирландии, Италии и Испании. Они, так же как и Греция, испытывают серьезные затруднения в том, что касается борьбы с бюджетным дефицитом.

    В марте рейтинговое агентство Fitch понизило котировку задолженности Португалии с АА до АА-. Высокий уровень государственной задолженности в Европе теперь вызывает беспокойство по всему миру. Греция обнародовала планы по сокращению дефицита до 8.7% в 2010 году и до 3% к 2012 году. Ради достижения этой цели парламент Греции одобрил пакет мер, которые должны сэкономить 4,8 млрд. евро.

В рамках этих мер будет заморожена зарплата госслужащих, повышены налоги и цены на бензин.

     Правительство также надеется повысить пенсионный возраст. Реакция населения на меры правительства – отрицательная. По стране прокатилась волна демонстраций, некоторые из них - с применением насилия. В школах, больницах и на общественном транспорте прошли несанкционированные забастовки. Многие госслужащие убеждены, что финансовый кризис был искуственно создан иностранцами, международными спекуляторами и главами центральных банков стран еврозоны. Два крупнейших профсоюза Греции называют предложенные меры "антинародными" и "варварскими".

     Международные финансовые рынки опасаются, что страны с большим бюджетным дефицитом, такие как Греция, Испания и Португалия, могут решить выйти из зоны евро. Страна, восстановившая свою национальную валюту, теоретически может играть на понижение ее курса, что, в свою очередь, улучшит конкурентноспособность местной экономики.

Информация о работе Сущность и причины мирового экономического кризиса