Сущность и особенности протекционистской стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:47, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности протекционистской стратегии.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрим такие задачи:
• изучим историю протекционизма;
• рассмотрим сущность и особенности протекционистской стратегии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и история протекционизма 5
2. Сущность и особенности протекционистской стратегии 9
3. Развитие протекционистской стратегии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Сущность и особенности протекционистской стратегии.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая – это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

Снижение тарифных ограничений по внешней форме должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических отношений, наоборот, показывает, что если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции.

Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, которые особенно активно используются индустриально развитыми странами, хотя сами они являются демонстративными сторонниками свободы торговли.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Наиболее известным нетарифным торговым барьером являются импортные квоты, т.е. количественные ограничения импорта, допускаемого в страну ежегодно. Так или иначе, правительство выдает ограниченное число лицензий на легальный импорт определенного количества товаров и запрещает импортировать без лицензии. Поскольку количество лицензированного импорта меньше, чем количество товара, которое люди были бы готовы приобрести, если бы импорт не ограничивался, квоты не только приводят к снижению импорта, но и поднимают внутреннюю цену товара выше мировой, по которой владелец лицензии покупает этот товар за рубежом.

Таким образом, нетарифные импортные барьеры сокращают импорт, прибегая к одному или нескольким следующим трем способам:

– прямому количественному ограничению импорта;

– увеличению расходов по доставке импортных товаров на рынок;

– созданию обстановки неуверенности, при которой получают разрешение на импорт.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко присоединяются экспортные премии, поощряющие вывоз товаров. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще довольно широко распространено. В пользу протекционизма приводятся различные доводы, например:

                  защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны;

                  пошлины способствуют увеличению внутренней занятости;

                  защита производства пошлинами и квотами в странах с высокоспециализированными экономиками повышает диверсификацию производства и уменьшает его зависимость от конъюнктуры на мировых рынках;

                  протекционизм дает возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности;

                  торговые барьеры нужны для защиты фирм от иностранных производителей, сбывающих убыточную продукцию по демпинговым ценам.

Аргументов в пользу протекционизма много, но почти все они неосновательны. Большинство из них являются во многом эмоциональными призывами, основанными на явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Если задать вопрос:  «Оправдан ли российский протекционизм с точки зрения экономического развития?» На мой взгляд, безусловно, нет, как и любая протекционистская стратегия на постсоветском пространстве, за исключением краткосрочных мер, гасящих какие-либо явления шокового характера и мер торговой защиты. Дело в том, что проблемы постсоветских экономик носят, в первую очередь, структурный – неспособность производить конкурентоспособную по соотношению цены и качества продукцию – и институциональный – отрицательный. Протекционизм не просто не помогает разрешить этих проблем – он их консервирует и даже стимулирует, устраняя “качественную” конкуренцию со стороны зарубежных фирм и ослабляя стимулы к остро необходимым реформам. При этом, в экономические проблемы упирается развитие и даже само существование постсоветских государств – о какой протекционистской стратегии вообще может идти речь в этой ситуации? По моему мнению, происходящее в РФ, с точки зрения перспектив российской экономики, является тревожным знаком.

Поскольку современная ситуация в России характеризуется усилением воздействия внешнеэкономической политики на структурную перестройку и экономический рост. В тоже время, происходят столкновение позиций ученых и специалистов, отстаивающих большую открытость экономики или жесткий протекционизм, как средство последующего перераспределения доходов между экспортными и импортозамещающими отраслями. В связи с этим, необходимо выработать четкую политику государственного протекционизма, направленную на защиту российских товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, в условиях усложнившихся мирохозяйственных отношений является исключительно актуальной задача по выработке адекватной им политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках, направленной на обеспечение дальнейшего экономического роста и повышение благосостояния населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2000-288 с.

2.                  В.Н. Глумаков, М.М. Максимцев, Н.И. Малышев. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2006-187 с.

3.                  Д. Кэмпбел. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003-336 с.

4.                  Пол Грегори. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.). Новые подсчеты и оценки. М, 2003, с. 21 .

5.                  http://www.in-format.ru

6.                  http://www.yuri-kuzovkov.ru/theory/protektsionizm/#1_6

 

24



Информация о работе Сущность и особенности протекционистской стратегии