Сущность и особенности протекционистской стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:47, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности протекционистской стратегии.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрим такие задачи:
• изучим историю протекционизма;
• рассмотрим сущность и особенности протекционистской стратегии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и история протекционизма 5
2. Сущность и особенности протекционистской стратегии 9
3. Развитие протекционистской стратегии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Сущность и особенности протекционистской стратегии.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

К примеру, стремительный успех японского автомобилестроения во многом объясняется политикой протекционизма, которую проводило правительство в условиях становления знаменитых ныне фирм (“Мазда”, “Ниссан”, “Тойота”). В 1932 г. правительство резко повысило пошлины на импорт зарубежных машин и запчастей, чтобы защитить эти еще не окрепшие автокомпании от американских гигантов автомобильной индустрии.

Возможны и отрицательные последствия протекционизма для национальной экономики. “Тепличные” условия могут привести к консервации технологически устаревшего производства (эффект монополии).

Здесь мы видим классический пример противоречий между долгосрочными экономическими интересами страны в целом и отдельных групп ее граждан. Если вся страна почти всегда выигрывает от международной торговли и участия в международном разделении труда, то некоторые группы ее граждан могут от этого пострадать и будут требовать защиты “национальной экономики”.

Эта проблема крайне остра в странах СНГ, где продукция многих отраслей не в состоянии конкурировать на внутреннем рынке с импортными товарами, если распахнуть двери на отечественный рынок дешевой и качественной зарубежной продукции.

В этом случае немалое число предприятий обанкротится и закроется, а их бывшие работники будут безуспешно искать средства к существованию. Например, уже в 1992 г. стала возможной ситуация, когда импортное мясо (например, из Эстонии) в России оказалось дешевле продукции местных ферм (особенно тех, что расположены в соседствующей с Эстонией Псковской области). Для жителей российских городов переход на импортное мясо был бы выгодным, но тогда российское животноводство лишилось бы рынка сбыта и, не имея (из-за бурной инфляции) возможности быстро снизить свои затраты, просто разорилось бы. Аналогичная ситуация вполне реальна для легкой и пищевой промышленности, производства бытовой электроники и т.д. Видимо, рынок стран СНГ будет довольно долго охраняться от широкого доступа импортных товаров с помощью мер государственного регулирования, и прежде всего таможенных пошлин (тарифов).

Стратегия протекционизма пользуется особой популярностью в развивающихся странах. Они используют ее для осуществления структурных изменений, поддержки национальной промышленности с целью импорт замещения.

Немаловажно здесь и то, что при замещении импорта собственным производством используется дешевая и доступная рыночная информация. Развивающиеся страны могут иметь недостаточно опыта, чтобы судить, какие из тысяч однородных товаров они могли бы успешнее продавать за рубежом. Но центральные планирующие органы (и частные предприниматели) могут легко определить, какой товар пользовался бы высоким спросом на собственном рынке. Для этого им нужно лишь взглянуть на статьи импорта, и у них в руках будет целое меню товаров с гарантированным рынком сбыта. Если новые отечественные производители в состоянии решать проблемы издержек и качества, есть все основания обеспечить им таможенную защиту.

Таким образом, современная стратегия протекционизма развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

 

3. Развитие протекционистской стратегии

 

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины. По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т.е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики. Каковы последствия использования протекционистской стратегии для экономики?

Результат введения импортной пошлины показан на рис. 1. В этом случае пошлина приводит к увеличению цены импортируемого товара в стране, установившей ввозную пошлину, на всю величину этой пошлины, т.е. с Pw до Pw + t. Производство импортируемого товара увеличивается с S1 до S2, а потребление сокращается с D1 до D2. В результате в стране, установившей пошлину, происходит снижение импорта.

Введение пошлины повышает цену не только на импортируемый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.

Однако фактический уровень таможенной защиты, обеспеченный системой тарифов, может существенно отличаться от расчетного. Эффект от введения пошлины может оказаться неодинаковым на разных этапах производства товара. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

 

Рисунок 1. Результат введения пошлины

 

Предположим, что автомобиль Ford Focus продается на мировом рынке за 10 тыс. долл. и что стоимость деталей, из которых он собирается, составляет 8 тыс. долл. Теперь сравним две страны: пусть Россия собирается осуществлять сборку автомобилей, а США, уже имеющие сборочное производство, собираются развивать выпуск комплектующих.

Для поощрения отечественной автомобильной индустрии Россия устанавливает пошлину на ввоз готовых автомобилей в размере 20%, позволяя, таким образом, отечественным сборочным предприятиям автомашин поднять их цену с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае будет некорректно говорить о том, что сборщики отечественных машин получат лишь 20%-ную защиту своего рынка. До введения пошлины отечественное сборочное производство могло бы существовать только в том случае, если бы стоимость сборки автомобиля составляла не более 2 тыс. долл. (разница между 10 тыс. долл., соответствующими цене готовой машины, и 8 тыс. долл., соответствующими стоимости ее деталей); теперь же оно будет возможно и при стоимости сборки, равной 4 тыс. долл. (разность между 12тыс. долл. и стоимостью деталей). Таким образом, в данном случае 20% пошлина фактически обеспечит сборщикам отечественных автомобилей полную защиту.

Если предположить, что США для стимулирования отечественного производства комплектующих вводят 10%-ную пошлину на экспортируемые в Россию детали, то для отечественных сборщиков автомобилей цена комплектующих вырастет с 8 тыс. долл. до 8,8 тыс. долл. При стабильных пошлинах на готовые автомобили данная мера сделает сборку машин в отечественных условиях менее выгодной. Ведь до введения пошлины выпуск отечественных машин оказывался рентабельным, если стоимость сборки не превышала 2000 долл. (10 000 – 8000); теперь же, после установления пошлины, стоимость сборки не должна быть выше 1200 долл. (10 000 – 8800). Таким образом, подобная пошлина на комплектующие хотя и обеспечит защиту российским производителям, но степень фактической защищенности снижается.

Таким образом, аналогичные рассуждения позволяют экономистам разработать методы оценки степени фактической защиты, получаемой конкретными отраслями при введении пошлин или использовании иных типов торговой политики. Разновидности торговой политики, нацеленные, к примеру, на стимулирование промышленного развития, нередко приводят к достижению гораздо более высокой степени защиты внутреннего рынка, чем просто импортные пошлины.

Импортная пошлина приводит к увеличению цены товара на внутреннем рынке страны-импортера. При этом отечественное производство в стране-импортере возрастает, а отечественное потребление сокращается.

Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким, с учетом пошлины, ценам.

Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Теперь рассмотрим, что произойдет в этих условиях с третьим действующим лицом – государством. Очевидно, что оно получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

Введение пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, как если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой (соответственно 12000 и 10000), то потребители снижают объемы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины. Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.

Информация о работе Сущность и особенности протекционистской стратегии