Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:47, реферат
Цель работы – рассмотреть сущность и особенности протекционистской стратегии.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрим такие задачи:
• изучим историю протекционизма;
• рассмотрим сущность и особенности протекционистской стратегии;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и история протекционизма 5
2. Сущность и особенности протекционистской стратегии 9
3. Развитие протекционистской стратегии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и история протекционизма
2. Сущность и особенности протекционистской стратегии
3. Развитие протекционистской стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях включения России в мирохозяйственные процессы особое значение приобретает регулирующая функция государства для решения задач, связанных с формированием новой конкурентной среды, структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время в условиях усиливающегося процесса мировой глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве развитых стран мира приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, которые занимаются вопросами конкурентоспособности. В последнее время проблемы национальной конкурентоспособности находятся в центре внимания руководства нашей страны. Президент Российской Федерации в одном из своих выступлений выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и заключается сегодня «национальная идея». В современных условиях, как государственными деятелями, так и большинством ученых и экономистов подчеркивается необходимость усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности.
Разработка стратегии предприятия на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности организации с помощью различных методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и внутренней среды – важное условие эффективного функционирования и развития любого предприятия.
В настоящее время в России сформировалась и продолжает развиваться система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, которая пришла на смену всеобъемлющему государственному контролю. Происходит пересмотр инструментов внешнеторговой политики, связанный в частности с предстоящим вступлением России в ВТО.
Цель работы – рассмотреть сущность и особенности протекционистской стратегии.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрим такие задачи:
изучим историю протекционизма;
рассмотрим сущность и особенности протекционистской стратегии;
проанализируем развитие протекционистской стратегии.
Объект работы – протекционистская стратегия.
Предмет работы – сущность и особенности протекционистской стратегии.
Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Основные виды протекционизма:
Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;
Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права.
С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.
В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.
Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. "Кеннеди-раунда" США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.
Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:
1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;
3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).
Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия"). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.
Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.
Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм/фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
Для эпохи домонополмонополистовго капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Предприниматели многих стран не жалеют сил, чтобы не допустить зарубежных конкурентов на свои национальные рынки. Их интересы понятны – иностранная конкуренция не позволяет расслабиться, заставляет постоянно обновлять производство, снижать издержки, повышать качество.
Интересы же потребителей в том, чтобы иметь больше добротных и по возможности дешевых товаров; вопрос о происхождении товара и то, кто заработает на его производстве, интересует их значительно меньше.
Эта ситуация – постоянный источник экономических и политических трений во многих странах мира. Правительству надо так рассчитать свою экономическую политику, чтобы страна в целом выиграла, а не проиграла от появления на ее рынках импортных товаров.
В зависимости от того, ограничивает или, напротив, стимулирует государство ввоз (вывоз) товаров, выделяют четыре основных вида его внешнеэкономической стратегии:
Стратегия частичной изоляции;
Стратегия протекционизма;
Стратегия свободной торговли – фритрейдерство;
Стратегия наполнения дефицитного рынка.
Стратегия частичной изоляции проводится с целью не допустить на внутренний рынок определенные категории товаров. Например, киновидеопродукцию, печатные издания, противоречащие идеологии и образу жизни населения страны.
Стратегия свободной торговли (“фритрейдерство”) – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле. Обычно она проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспособности своих товаров. Политика в большей мере ориентирована на свободную торговлю также в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для важных отраслей.
Стратегия наполнения дефицитного рынка – “протекционизм наоборот”. Эффективна только в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем.
Условия претворения той или иной стратегии могут быть жесткими, когда, выбранная государством, она проводится по всем товарам и рынкам. Условия могут быть и мягкими, если это происходит по отдельным товарам и рынкам.
Стратегия протекционизма (от латинского “protectio”-защита, покровительство) – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно она сочетается со стимулированием экспортного производства и, в той или иной степени с импортозамещением. И принимается государством под давлением предпринимательских структур, если национальное производство неконкурентоспособно. Протекционизм – это создание отечественным предпринимателям особо льготных условий, что для национальной экономики имеет различные последствия.
С одной стороны, ограничение импорта наносит ущерб потребителям и стране в целом, поскольку не используются выгоды международного разделения труда. С другой, – “тепличные” условия для местных предпринимателей в виде протекционистских мер против иностранных конкурентов крайне необходимы в момент становления национальных компаний и фирм. Они позволяют новым формам хозяйствования выжить, набрать силы.
Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, "добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению "коллективного протекционизма" – образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.
Информация о работе Сущность и особенности протекционистской стратегии