Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг как элемента финансового рынка.
Теоретическую основу данной курсовой работы составили труды: Маркс К., Алехин Б.И., Каратуев А.Г.. Практическую основу курсовой работы составили данные из «Журнал для акционеров» и действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Глава I. Ценные бумаги как экономическая категория 5
1.1. Причины и история происхождения ценных бумаг 5
1.2. Сущность и виды ценных бумаг 7
2.Глава II. Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумаг 19
2.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков. 19
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг. 24
2.3. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. 26
2.4. Понятие фондовой биржи. 29
3.Глава III. Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ 31
3.1. Состояние и проблемы российского рынка ценных бумаг 31
3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 37
Заключение 44
Список Литературы 46

Файлы: 6 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 16.43 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 28.44 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.docx

— 33.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава III.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

    г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;

    д) создания системы экспертной поддержки  и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

    3.2. Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг

    Рынок ценных бумаг как составная часть  финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования. Целью государственного регулирования  рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку  инвестиций в экономику, создавать  равные возможности для реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов  одних участников рынка за счет других.

    Система государственного регулирования оказывает  непосредственное влияние на развитие отдельных сегментов финансового рынка. Так, если «американская» система регулирования нацеливает на привлечение капитала путем выпуска ценных бумаг, то «немецкая» модель, напротив, отдает предпочтение развитию кредитных отношений.

    Государственное регулирование фондового рынка  осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми актами, в которых определены основные направления и рычаги регулирования.

    Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг складывается из трех уровней:

  • верхний уровень — это законодательные акты, принимаемые высшим законодательным органом страны. В законах, как правило, прописываются основные принципы регулирования без подробной детализации;
  • второй уровень образуют нормативные акты, которые принимаются органами исполнительной власти — правительством, министерствами и ведомствами;
  • третий уровень — это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.

    Если  требования законодательных и нормативных  актов являются обязательными для всех участников фондового рынка, то правила третьего уровня предназначены для членов и участников соответствующих организаций.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. Так например, выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг на территорий Российской Федерации должен осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и «Стандартами эмиссии», утвержденными Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс, а выпуск векселей — в соответствии с Федеральным законом «О переводном и простом векселе»;
  • определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников;
  • разработка системы квалифицированных требований к руководителям и специалистам организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положению руководители, контролеры и специалисты организаций - профессиональных участников фондового рынка должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    С конца 2000 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг установила, что за рассмотрение документов на получение лицензии соискателю нужно уплатить сбор в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В случае положительного решения за получение лицензии взимается сбор в размере 10 МРОТ.

    Для получения лицензии компания-соискатель должна иметь минимальный собственный  капитал. Его размер зависит от видов  деятельности. Минимальный собственный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг должен составлять (млн руб.):

  • брокерская деятельность - 0,42;
  • дилерская деятельность - 0,67;
  • брокерская лицензия для работы с физическими лицами -1,68;
  • деятельность по управлению ценными бумагами-2,92;
  • депозитарная деятельность - 6,26;
  • клиринговая деятельность - 835;
  • деятельность по организации торговли ценными бумагами (некоммерческие организации) - 83;
  • деятельность по организации торговли ценными бумагами (коммерческие организации) -16,7.

    Система органов государственного регулирования  рынка ценных бумаг во многом определяется тем, какова модель организации финансового рынка страны. В странах, где преобладающей является банковская («немецкая») модель организации финансового рынка, функция регулирования фондового рынка возлагается на органы банковского надзора и центральный банк. В странах с небанковской моделью организации финансового рынка («американской») обычно создаются специальные органы — комиссии по ценным бумагам. В некоторых странах со «смешанной» моделью организации финансовой системы функции координирующего органа по регулированию фондового рынка возлагаются на министерство финансов или другие органы.

    Органом государственного регулирования рынка  ценных бумаг в США является Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая была создана в 1934 г. на основании принятого в том же году Закона о ценных бумагах (Securities Exchange Act), в котором были установлены основные правила торговли ценными бумагами. Первоначально Комиссия регулировала деятельность фондовых бирж, инвестиционных компаний, инвестиционных консультантов, брокеров и дилеров, а с 1939 г. — и деятельность трастовых компаний. В 1975 г. в связи с принятием дополнения к закону 1934 г. в ведение Комиссии была отнесена деятельность клиринговых организаций и небанковских трансфер-агентов. Что касается банков, выступающих трансфер-агентами на рынке ценных бумаг, то их деятельность также регулируется Комиссией по ценным бумагам и биржам, но совместно с органами регулирования банковской деятельности.

    В России складывается модель регулирования  фондового рынка, которая тяготеет к американской модели. Так, распоряжением Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте Российской Федерации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

    В дальнейшем Указом Президента РФ от 4 ноября 19! эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций.

    В тексте Федерального закона «О рынке  ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено - она стала именоваться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В декабре 2002 г. в связи с принятием поправок к указанному Закону Федеральная комиссия получила новое название - Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной  власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам. В   Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам):

  • осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра;
  • осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет их аттестацию.

    Система регулирования фондового рынка  со стороны государства дополняется  регулированием со стороны саморегулируемых организаций. Соотношение этих двух способов регулирования во многом зависит от того, какая концепция положена в основу регулирования рынка. В некоторых странах (примером которых может служить Франция) регулирование в основном осуществляется органами государственной власти, лишь некоторая часть функций передается саморегулируемым организациям. В ряде других стран функции по регулированию рынка в большей степени могут осуществляться саморегулируемыми организациями.

    Саморегулируемой  организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг в России согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

    Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

    Саморегулируемая  организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

    Организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными  Участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявление о приобретении ею статуса Саморегулируемой организации и приобретает такой статус на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Для получения разрешения в федеральный  орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:

  • заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
  • правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

    В настоящее время в России действуют  такие саморегулируемые организации, как: Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая насчитывает около 1000 членов, и Национальная фондовая ассоциация (НФА), объединяющая в своих рядах около 200 членов.[3 с. 143.]

      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак, рассмотрев все вышеуказанные проблемы, возникшие у меня в процессе работы, я могу сделать ряд выводов.

      Во-первых, появление рынка ценных бумаг явилось позже, нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.

      Во-вторых, на современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае, это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.

      В-третьих, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.

      В-четвертых, рынок ценных бумаг занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, на нем можно, и заработать капитал и его туда вложить.

      В пятых, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.

      В-шестых, на рынке ценных бумаг действуют экономические законы, такие как: закон спроса и предложения, закон денежного обращения и закон конкуренции, которые, хоть и с некоторыми особенностями, но выполняют свои функции.

      В-седьмых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      В-восьмых, биржа является источником реализации рынка ценных бумаг на практике, где сталкиваются продавцы (эмитенты) и (инвесторы), которые совершают взаимовыгодные сделки при помощи профессиональных участников рынка и оперируя различными специфическими функциями рынка, например хеджирование.

     В-последних, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержани1.docx

— 14.05 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 12.55 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ