Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг как элемента финансового рынка.
Теоретическую основу данной курсовой работы составили труды: Маркс К., Алехин Б.И., Каратуев А.Г.. Практическую основу курсовой работы составили данные из «Журнал для акционеров» и действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Глава I. Ценные бумаги как экономическая категория 5
1.1. Причины и история происхождения ценных бумаг 5
1.2. Сущность и виды ценных бумаг 7
2.Глава II. Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумаг 19
2.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков. 19
2.2. Регулирование рынка ценных бумаг. 24
2.3. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. 26
2.4. Понятие фондовой биржи. 29
3.Глава III. Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ 31
3.1. Состояние и проблемы российского рынка ценных бумаг 31
3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 37
Заключение 44
Список Литературы 46

Файлы: 6 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 16.43 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 28.44 Кб (Открыть, Скачать)

Глава I.docx

— 33.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава III.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

    Глава III.Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ

    3.1.Состояние и проблемы российского рынка ценных бумаг

    В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все  права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

    Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более  изощренными финансовыми инструментами  и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

    Современный российский фондовый рынок можно  охарактеризовать по следующим параметрам:

    Участники рынка

  • 2400 коммерческих банков,
  • Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),
  • Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),
  • 60 фондовых бирж,
  • 660 институциональных фондов
  • более 550 негосударственных пенсионных фондов
  • более 3000 страховых компаний
  • саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

         Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления отношений собственности, а главные участники этого рынка - коммерческие банки.

         Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу-получение прибыли. Именно под воздействием источников и условий, при которых она образуется, и складывается структура отечественного фондового рынка, одной из отличительных черт которой стало существенное преобладание государственных ценных бумаг. Кроме того, весьма характерно для отечественного фондового рынка и то, что основная часть ценных бумаг проходит только стадию первичного размещения, почти не обращаясь на вторичном рынке.

         Ценные бумаги составляют в среднем 15% от активов банковской системы. Можно выделить пять больших групп ценных бумаг: госбумаги, облигации (корпоративные, субъектов федерации и муниципальные), акции, векселя банков и прочие векселя. Облигации субъектов федерации и муниципальные нет смысла выделять в отдельную группу, так как их объем относительно не велик (менее 15% от всех облигаций купленных банками), а по обращению, доходности и риску они сходны с корпоративными облигациями. Банковские векселя, напротив, целесообразно выделять в отдельную группу по причине преобладания их в структуре ценных бумаг, большей ликвидности и меньшего риска.

    Таблица 1. - Структура и динамика портфеля ценных бумаг банковской системы и РФ.

Вид бумаг Портфель  ценных бумаг, млн.руб. Прирост за 8 мес. Структура по видам бумаг
01.01.06 01.09.06* млн.руб. в %% 01.01.06 01.09.06
Госбумаги 492 047 537 777 45 731 9% 33% 30%
Облигации 544 556 766 911 222 355 41% 37% 42%
Акции 227 923 283 511 55 588 24% 15% 16%
Векселя банков 142 574 162 710 20 136 14% 10% 9%
Прочие  векселя 66 243 55 290 -10 953 -17% 4% 3%
Всего ценные бумаги 1473 343 1 806 200 332 857 23% 100% 100%

    Из  данной таблицы видно, что облигации  занимают наибольший  удельный вес, в портфеле ценных бумаг ценные бумаги среди активов банковской системы, он составил на 1.09.06  42 %. Второе место  заняли госбумаги – 30 %. Третье и  четвёртое место – акции и  векселя банков по 16 и 9 % соответственно. Общий прирост ценных бумаг в  активах банковской с 1.01.06 по 1.09.06 составил 23 %.

 

        Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:

  • долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);
  • государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
  • долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.(с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);
  • внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);
  • казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).

Рынок частных  ценных бумаг:

  • эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);
  • эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);
  • эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);
  • эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);
  • облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

Качественные  характеристики.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

  • небольшими объемами и неликвидностью;
  • "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
  • неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
  • раздробленной системой государственного регулирования;
  • отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
  • высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
  • значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
  • крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
  • отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
  • инвестиционным кризисом;
  • отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
  • агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
  • высокой долей спекулятивного оборота;
  • расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

    Несмотря  на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся  на основе: масштабной приватизации и  связанного с ней массового выпуска  ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

    Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

    В данном разрезе возможно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения.

    1. Преодоление негативно влияющих  внешних факторов, т.е. хозяйственного  кризиса, политической и социальной  нестабильности.

    2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития  производства в России.

    3. Улучшение качественных характеристик  рынка:

  • наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
  • пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации).

    4. Повышение роли государства на  фондовом рынке, для чего необходимо:

    1) создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и его текущего  регулирования (окончательный выбор  модели фондового рынка (в настоящее  время преобладает ориентация  на фондовый рынок США),а также  определение доли источников  финансирования хозяйства и бюджета  за счет выпуска ценных бумаг);

    2) формирование согласованной системы  государственного регулирования  фондового рынка для преодоления  раздробленности и пересечения  функций многих государственных  органов;

    3) формирование сильной Комиссии  по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить  ресурсы государства и частного  сектора на цели создания рынка  ценных бумаг;

    4) ускоренное создание жесткой  регулятивной инфраструктуры рынка  и ее правовой базы для ограничения  рисков инвесторов;

    5) создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг;

    6) формирование активно действующей  системы контроля за небанковскими  инвестиционными институтами;

    7) государственная поддержка образования  в области фондового рынка;

    8) преодоление опережающего развития  рынка государственных ценных  бумаг, которое переключает большую  часть денежных ресурсов на  обслуживание непроизводительных  расходов государства, сокращая  поступление средств в производство.

    5. Проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь.

    6. Опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов.

    7. Реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

    8. Реализация принципа представительства  и консолидации регионов посредством:

    а) создания консультативного органа, объединяющего  представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

    б) передачи части прав по регулированию  рынка регионам;

    в) введения представителей публики в  состав директоратов регулятивных органов  государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

Содержани1.docx

— 14.05 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 12.55 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ