Стратегия повышения конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Оглавление

Введение
1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности……….стр.4
2. Оценка конкурентоспособности национальной экономики…………….стр.6
3. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов
3.1. Детерминанты национальных конкурентных преимуществ…………стр.9
3.2. Региональные детерминанты конкурентных преимуществ………….стр.13
4. Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации……………………………………………………...стр.17
Заключение…………………………………………………………………..стр.23
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 82.93 Кб (Скачать)

Высоким экспортным потенциалом  обладают некоторые группы станков: тяжелое и уникальное оборудование, особо точные станки, высокопроизводительные станки нетрадиционной компоновки, комплекты высокоточного автоматизированного оборудования, гибкие автоматические линии.

Продукция автомобильной промышленности относится к категории ограниченно конкурентоспособной на отдельных рынках третьего мира и продается за счет низких цен. Перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с техническим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик продукции. Насыщенность мирового рынка легковых автомобилей, обострение конкуренции между ведущими автопроизводителями мира, несоответствие этой продукции по технико-экономическим параметрам, надежности и качеству международным стандартам привели к вытеснению российских легковых автомобилей с мирового рынка.

На долю отраслей лесопромышленного комплекса приходится около 4,5% общего объема экспорта России. Российская продукция отраслей этого комплекса конкурентоспособна по качеству и ценам, его ведущие предприятия имеют удовлетворительный запас ценовой конкурентоспособности. Однако значительную долю экспортной продукции лесного комплекса по-прежнему составляют деловая древесина и пиломатериалы, то есть продукция низкого передела с небольшой добавленной стоимостью. Перспективы дальнейшего наращивания экспортных поставок обусловлены сохранением потенциала ценовой конкурентоспособности.

Таким образом, можно сделать  вывод о необходимости существенной реконструкции основных отраслей национальной экономики России с целью увеличения потенциала ее конкурентоспособности.

Удельный вес России в  мировом товарном экспорте снизился с 2-2,5% в начале 90-х гг. до 1,4-1,7% в  конце XX в. При этом поддержание сравнительно высоких стоимостных объемов  национального экспорта обеспечивалось исключительно ценовыми факторами, тогда как в реальном выражении  динамика российского экспорта заметно  уступала среднемировой.

Традиционно более прочными и относительно стабильными являются позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. За исключением рынков сырья и материалов, имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика. В подавляющем большинстве случаев позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы. Удельный вес отечественных машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,3-0,4%, а его стоимостные показатели многократно уступают аналогичным величинам для новых индустриальных стран и практически несопоставимы с объемами поставок ведущих промышленно развитых государств (2% от уровня США, 3 — от уровня Японии и Германии, 7 — от уровня Франции и Великобритании, 9% от уровня Южной Кореи и Мексики). За вычетом поставок специальной техники, машин и оборудования в рамках технического содействия другим странам, а также кооперационных соглашений со странами СНГ, объем российской машинотехнической продукции, реально конкурентоспособной на внешнем рынке, оценивается примерно в 2-3 млрд. долл. США или около одной тысячной суммарного мирового экспорта соответствующих изделий.

Общий объем мирового рынка  продукции наукоемких отраслей оценивается  примерно в 2,5-3 трлн долл. США, однако присутствие России на нем заметно лишь в таких сегментах, как ядерные технологии, оружие и военная техника, космические запуски спутников, производство ракетных двигателей, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктур. Экспорт высокотехнологичных изделий составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукции. В стоимостном выражении страна вывозит в 5 раз меньше высокотехнологичных товаров, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай, и в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея.

Товарная структура экспорта в дальнее зарубежье в 2001 г. характеризуется  следующими данными:

  • металлы, драгоценные камни и изделия из них — 20,4%;
  • машины и оборудование — 8,6%;
  • химическая продукция — 6,8%;
  • лесобумажные товары — 5,0%;
  • прочие товары — 3%;
  • топливно-энергетические товары 56,2%.

 Топливно-сырьевая специализация  страны обеспечила рекордно высокие объемы поставок, но и одновременно продемонстрировала сильную зависимость России от колебаний мировой конъюнктуры, трудно прогнозируемых и находящихся под влиянием военно-политических факторов.

 

 

Заключение

В широком смысле слова  конкурентоспособность предполагает, что ею обладает тот или иной хозяйствующий  субъект, который лучше других удовлетворяет  спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности  всей национальной экономики.

Уровень конкурентоспособности  национальной экономики определяется отношением величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового на­ционального продукта. Он зависит от наличия в стране национальных и региональных конкурентных преимуществ.

Национальные детерминанты конкурентных преимуществ формируют  условия функционирования всех экономических  агентов страны, региональные детерминанты — специфические условия, присущие определенным регионам страны.

Потенциал конкурентоспособности, то есть возможности конкурировать  с другими странами на внешнем  и внутреннем рынках, характеризуется прежде всего доминированием отечественной продукции (товаров и услуг) на соответствующих отраслевых рынках. Этот потенциал различен для разных отраслей национальной экономики России.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Градов А. П.  Национальная экономика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с; ил. — (Серия «Учебное пособие»).

2. Иванова Е.А. Оценка  конкурентоспособности предприятия  [Текст]: Учебное Пособие / Е.А.Иванова.- Ростов н/Д: Феникс,2008.-298с. - (Высшее образование).

3. Национальная экономика:  Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН |В. А. Шульги:] — М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

4. Национальная экономика : учебник / под ред. П. В. Савченко. — М. : Экономисть, 2005. — 813 с. — (Homo faber).

5. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы [Текст]: учебник / Н.А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс , 2009. -382с.

6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]: Учебник  / Р.А. Фатхутдинов 3-е изд. перераб. допол. – М.: Изд. Маркет ДС. 2008.

 

 


Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности национальной экономики