Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:17, курсовая работа
Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.
Введение
1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности……….стр.4
2. Оценка конкурентоспособности национальной экономики…………….стр.6
3. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов
3.1. Детерминанты национальных конкурентных преимуществ…………стр.9
3.2. Региональные детерминанты конкурентных преимуществ………….стр.13
4. Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации……………………………………………………...стр.17
Заключение…………………………………………………………………..стр.23
Список использованных источников………………………………………
Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.
Родственные отрасли могут сами выступать в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.
Роль случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это — изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках. Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые «случайности» могут быть до некоторой степени детерминированы. Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то «случайных» технических или технологических прорывов не произойдет.
Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм.
Роль правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.
Эти и другие детерминанты влияют на решения законодательной и исполнительной власти либо лоббированием интересов экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций.
Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» (по терминологии М. Портера) создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.
Наличие или отсутствие тех или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке ни отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.
3.2 Региональные детерминанты конкурентных преимуществ
В такой стране как Россия, расположенной на громадной территории, региональные факторы конкурентных преимуществ отдельных экономических единиц приобретают особое значение[1. с,121].
К первой группе следует отнести факторы исторической обусловленности геополитической роли, которую тот или иной регион играет в общественном разделении труда. Так, например, Ленинградская область Российской Федерации исторически играла роль важнейшей транспортной артерии, соединяющей Россию с Европой. По ее территории проходил большой торговый путь, начинавшийся в Китае и Индии, шедший через Багдад, Киев и Новгород, достигавший Любека и направлявшийся оттуда к Западной Европе. До сих пор в некоторых районах Ленинградской области, в частности в окрестностях г. Луги, сохранились древние названия деревень, через которые проходил этот путь. Это такие деревни, как Наволок (на берегу Череменецкого озера). Брод (на берегу озера Врево) и др. И в наше время Ленинградская область как связующее звено восточных районов России с Европой не только не утратила, но, наоборот, усилила свою стратегическую значимость для Российской Федерации. Поэтому наиболее региональным стратегическим направлением достижения и поддержания конкурентных преимуществ отраслей и предприятий, расположенных на территории этой области, является их ориентация на обслуживание различного рода транспортных коммуникаций. Развитие в последние годы портовых сооружений, железнодорожных и автомобильных магистралей стало важнейшей стратегической целью Ленинградской области. Поэтому те предприятия и фирмы, которые наилучшим образом будут способствовать выполнению этой стратегической цели, смогут выиграть в конкурентной борьбе с предприятиями других субъектов Федерации, а также стран Прибалтики и Скандинавии.
Сказанное отнюдь не означает, что каждый регион или субъект Федерации должен стремиться к автаркии, оправдывая это своим «историческим предназначением». Это также не означает, что необходимо развивать только те отрасли, которые непосредственно «работают» на достижение глобальной стратегической цели. То или иное геополитическое значение региона делает более целенаправленной стратегию его экономического развития, реализуемую соответствующими властными структурами как регионального, так и федерального уровней.
Вторая группа факторов связана с характером и территориальным размещением ресурсов, которыми располагает тот или иной регион. Наличие или отсутствие необходимых для поддержания конкурентных преимуществ ресурсов сказывается на величине издержек предприятий, расположенных на территории данного региона. Эти издержки могут быть настолько высоки, что не позволят предприятиям региона добиться на одних и тех же рынках конкурентоспособности по сравнению с предприятиями других регионов. Наличие или отсутствие подобных ресурсов оказывает также влияние и на экономическую безопасность предприятий региона.
Возникновение форс-мажорных обстоятельств в каком-либо регионе, на территории которого расположена интересующая нас зона стратегических ресурсов, может способствовать утрате предприятиями нашего региона экономической безопасности. Поэтому необходима «сеть» резервных зон стратегических ресурсов, расположенных на территории страны или за ее пределами. Такая сеть формируется на основе заключения взаимовыгодных контрактов.
Третья группа факторов — это факторы, характеризующие уровень развития производственной и социальной инфраструктур региона, в котором базируется фирма.
В регионах с развитой инфраструктурой достичь высокого уровня конкурентных преимуществ фирмы значительно проще и дешевле. В регионах, не располагающих базовыми элементами производственной и социальной инфраструктур или имеющих не соответствуюп1ие характеру миссии экономического агента те или иные элементы этих структур, сделать это гораздо сложнее.
Известно, например, что в конкурентной борьбе на международном рынке выигрывают фирмы, предприятия которых расположены в пределах 100 миль от границы. Такое расположение позволяет этим фирмам экономить значительные средства на перевозку готовой продукции, доставку сырья и комплектующих изделий.
Значительно увеличивает издержки экономических агентов необходимость поддерживать достаточно высокий уровень элементов «индивидуальной» социальной инфраструктуры в условиях ее общей неразвитости в регионе базирования экономической единицы. Игнорирование же данного обстоятельства может привести к отрицательным социальным последствиям: оттоку рабочей силы, конфликтам между персоналом фирмы и ее руководством, увеличению компенсационных выплат и т. п.
Четвертая группа факторов — это факторы, характеризующие принципы регулирования экономической деятельности властными региональными структурами, в частности структурами субъектов Федерации. В условиях конкурентного порядка, как об этом говорилось выше, одним из возможных принципов подобного регулирования может быть применение системы индикативного планирования.
Указанные факторы регионального
характера, определяя условия
Совокупность региональных детерминант формирует на территории того или иного субъекта Федерации определенный предпринимательский климат, который оказывает существенное влияние на конкурентоспособность экономических агентов, создавая благоприятные или неблагоприятные условия для формирования высокого уровня конкурентных преимуществ.
Рис. 2. Детерминанты, формирующие те или иные условия для конкурентоспособности всех отраслей, базирующихся в регионе
Поскольку агент не может
активно влиять на региональную политику
властных структур, его внимание должно
быть сосредоточено главным образом
на поиске наиболее рациональных приемов
и методов использования
В каждом отдельном случае необходим тщательный анализ преимуществ того или иного рынка для успешного выполнения экономической единицей своей миссии.
4. Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации
Потенциал конкурентоспособности, то есть возможности конкурировать с другими странами на внешнем и внутреннем рынках, характеризуется прежде всего доминированием отечественной продукции (товаров и услуг) на соответствующих отраслевых рынках.
Рассмотрим потенциал
конкурентоспособности в
Металлургический комплекс. Черную металлургию можно отнести к ограниченному числу отраслей российской экономики, успешно адаптировавшихся к рыночным условиям, и сохранивших свои производственный и кадровый потенциалы. По объемам экспорта стали и проката Россия вышла в 2000 г. на первое место в мире. Однако вследствие доминирования в структуре российского экспорта дешевых полуфабрикатов и другой относительно дешевой продукции, по стоимости экспорта черных металлов Россия существенно уступает двум лидерам — Японии и Германии. Поскольку существуют ограничения доступа российской продукции на наиболее емкие западно-европейский и североамериканский рынки установлением квот по важнейшим видам экспортной металлопродукции, возможности расширения экспорта металлопродукции весьма ограничены.
Цветная металлургия обладает более благоприятным потенциалом конкурентоспособности. За рубеж поставляется более 80% основных цветных металлов. Из них наибольшая доля экспорта в общем объеме принадлежит первичному алюминию, рафинированной меди и никелю. В начале XXI в. Россия производит около 15% мирового объема меди. Ее экспорт составляет около 11% мирового медного экспорта. Доля России в мировом экспорте никеля достигает 30-35%, а доля необработанного алюминия — 81%. Повышение эффективности экспорта цветных металлов связано с последовательным переходом на поставку продукции с высокой добавленной стоимостью.
Продукция химической и нефтехимической промышленностей занимает устойчивые позиции в товарной структуре российского экспорта. Ее доля в общем объеме экспорта составляет около 7-8%. Основную часть экспорта химической продукции составляют минеральные удобрения (30-35% общего объеме экспорта химической продукции), синтетические смолы и пластмассы (10-12%), продукты нефтехимии (8-9%), синтетические каучуки (7%).
Продукция машиностроения. Россия является одним из мировых лидеров в создании оборудования для атомных электростанций (АЭС). Современные ядерные технологии конкурентоспособны на мировом рынке энергетического оборудования.
Наибольшей
Достаточно высок уровень
конкурентоспособности в гражда
На долю экспорта электронной промышленности приходится около 20% общего объема продукции. Основу экспорта составляют интегральные микросхемы, электровакуумные приборы, полупроводники, СВЧ-аппаратура и др. В перспективе конкурентоспособность по техническим параметрам этой продукции может быть утеряна. Несмотря на то что экспортный потенциал и конкурентоспособность станкостроительной продукции серьезно ограничены принципиальным отставанием производственной и технологической базы, экспорт металлорежущих станков растет. Следует, однако, отметить, что часть этого экспорта представлена бывшими в употреблении станками, произведенными в 60-70 гг. XX в., или сложными станками с ЧПУ западного производства, которые были завезены на территорию России в 1980-е гг., но не нашли применения на российских предприятиях.
Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности национальной экономики