Стратегия повышения конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Оглавление

Введение
1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности……….стр.4
2. Оценка конкурентоспособности национальной экономики…………….стр.6
3. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов
3.1. Детерминанты национальных конкурентных преимуществ…………стр.9
3.2. Региональные детерминанты конкурентных преимуществ………….стр.13
4. Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации……………………………………………………...стр.17
Заключение…………………………………………………………………..стр.23
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 82.93 Кб (Скачать)

                        Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Российский  государственный профессионально -                 педагогический университет»

Институт менеджмента  и экономической безопасности

                     

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конкурентоспособность предприятия»

по теме: «Стратегия повышения  конкурентоспособности национальной экономики»

 

 

 

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1. Понятие конкурентоспособности  экономической деятельности……….стр.4

2. Оценка конкурентоспособности  национальной экономики…………….стр.6

3. Предпосылки конкурентоспособности  национальной экономики, ее отраслей  и отдельных экономических агентов

3.1. Детерминанты национальных  конкурентных преимуществ…………стр.9

3.2. Региональные детерминанты  конкурентных преимуществ………….стр.13

4. Потенциал конкурентоспособности  в отраслях национальной экономики Российской Федерации……………………………………………………...стр.17

Заключение…………………………………………………………………..стр.23

Список использованных источников………………………………………стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком  смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Однако эта простота всего лишь кажущаяся. Возникает множество вопросов: что значит лучше других? Насколько лучше? Каких других: прогрессивных или отсталых? Какой спрос: стабильный или динамичный, требовательный или любой? Что такое процветание и насколько длительным оно должно быть? Каким образом это процветание можно оценить? Наконец, какие факторы определяют конкурентоспособность?

Ответы на все эти вопросы  являются предметом общей теории конкурентных преимуществ, которая вырабатывает критерии оценки конкурентоспособности экономических агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности

Обратимся к истории возникновения  понятия «конкурентное преимущество».

В своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг  критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит  от владения сокровищами. Он заявил, что  реальное богатство страны состоит  из товаров и услуг, доступных  ее гражданам. Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая  утверждает, что одни страны могут  производить товары более эффективно, чем другие. Он говорил: «Зачем граждане страны должны приобретать отечественные  товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?» И далее: «Правило всякого  умного отца семейства заключается  в том, чтобы не изготовлять дома того, что изготовить стоит дороже, чем купить... То, что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для целого королевства[1,с.112].

Какое безумие изготовлять вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда дешевле привезти его из Франции или Португалии? Все согласны с этим, — говорит Смит, — но эту глупость проделывают повсюду там, где тарифными ставками мешают нам пользоваться естественными преимуществами, имеющимися у чужестранных наций».

Изложенная точка зрения не учитывает различий между странами по их размерам. Крупные страны, обладая разнообразными природно-климатическими условиями, обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую долю потребляемых товаров. Они, как правило, обладают более разнообразными ресурсами, однако несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле. Наконец, крупные страны могут вести производство в больших масштабах, чем мелкие страны (в отдельных случаях, когда мелкие страны выполняют функцию обеспечения других стран комплектующими изделиями, масштаб производства этих изделий может быть большим).

Давид Рикардо, развивая идеи Смита, в 1817 г. предложил теорию относительного преимущества, существо которой сводится к следующему тезису: от торговли все равно может быть выигрыш, поскольку та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, однако она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных товаров. Это означает, что страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем другие продукты без учета абсолютного преимущества. Иначе говоря, каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, и импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны.

Модификация теорий абсолютного  и относительного преимуществ нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекшера и Бертила Олина (1919 и 1935 гг.). Их теория получила название теории соотношения факторов производства. Они предположили, что если трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к земле и капиталу, то затраты на труд будут низкими, а капитальные затраты и стоимость земли будут высокими. Если трудовые ресурсы ограничены, их стоимость по отношению к цене земли и капитала будет высокой. Теорема Хекшера-Олина гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства.

Лауреат Нобелевской премии американский ученый российского происхождения  В. В. Леонтьев подверг критике теорию соотношения факторов производства. Его выводы, получившие название «парадокса Леонтьева», были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина. Леонтьев показал, что, несмотря на избыточность капитала, в экспорте США преобладали трудоемкие товары.

В 90-е гг. XX в. появилась  теория конкурентных преимуществ, разработанная  М. Портером, суть которой в том, что  конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип  справедлив как на уровне фирмы, так  и на уровне национальной экономики  в целом.

 

2.Оценка конкурентоспособности национальной экономики

Эта оценка может быть прямой или косвенной. Прямая оценка предложена в предыдущей главе на основе определения степени использования национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства. Косвенная оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).

Как прямая, так и косвенная  оценка конкурентоспособности получает свое реальное значение лишь в сравнении с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения. Для решения этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности.

В международных рейтингах  конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.

Так, в рейтинге, построенном Международным институтом развития менеджмента в апреле 2001 г. (Швейцария), в который вошли 49 стран, России присвоено 45 место. В рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, в России 2001 г. было отведено 58 место из числа 75 обследованных стран.

Сравнительные позиции России в рейтингах конкурентоспособности этого института (пять первых и пять последних стран) выглядят следующим образом (табл.1):

 

2000

2001

США

1

1

Сингапур

2

2

Финляндия

4

3

Люксембург

6

4

Нидерланды

3

5

Россия

47

45

Колумбия

45

46

Польша

38

47

Венесуэла

46

48

Индонезия

44

49

Всего стран

47

49


 

Положение России в приведенном рейтинге позволяет ответить на вопрос, поставленный в начале главы о том, что (или кто) является базой для сравнения при оценке конкурентоспособности.

Если судить по данным 2000 г., то выбирать объект сравнения нет  необходимости, ибо Россия была на последнем месте. В 2001 г. положение России улучшилось: она стала первой среди последних пяти стран. Такое положение, естественно, не может устраивать Россию, тем более что Россия обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в 30 трлн. долл. США. Значителен экологический потенциал России. Россия располагает квалифицированной и сравнительно недорогой рабочей силой. Высок инновационно-технологический потенциал. В последние годы Россия выдвинулась в число наиболее динамичных и успешно развивающихся экономик, заняв ведущие места в соответствующих международных рейтингах[1, с.115]:

  • 7-е место по темпам роста ВВП и 4-е место по темпам роста ВВП на душу населения;
  • 4-е место по темпам роста валовых внутренних инвестиций и расходов на конечное потребление домашних хозяйств;
  • 6-е место по темпам роста промышленного производства и 7-е место по темпам роста сельскохозяйственного производства;
  • 1-е место по темпам общественной производительности (прирост реального ВВП в расчете на одного занятого в экономике);
  • 1-е место по темпам снижения задолженности федерального правительства и одно из первых мест по размеру бюджетного профицита;
  • 2-е место среди 30 крупнейших экспортеров по темпам роста стоимости объемов экспорта;
  • 2-е место по размерам положительного сальдо текущих операций и торгового баланса, одно из первых мест по темпам прироста золотовалютных резервов;
  • повысился кредитный рейтинг России.

Однако если проанализировать эти данные, то по крайней мере половина из них связана с конъюнктурой на мировых рынках первичных энергоносителей и сырьевых ресурсов, то есть с сырьевой ориентацией национальной экономики.

 

 

3. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов

3.1 Детерминанты национальных конкурентных преимуществ

Для ответа на вопросы, поставленные в начале главы, следует также рассмотреть факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны. В теории М. Портера эти факторы представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, в состав которых входят (рис. 1):











 



 

 

 

Рис. 1. Общая система детерминант конкурентных преимуществ с учетом  социально-экономической концепции развития национальной экономики

  • параметры факторов производства;
  • параметры спроса на товары и услуги;
  • стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество;
  • характер родственных и поддерживающих отраслей, которыми располагает страна.

В эту систему включаются также «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.

Рассмотрим эти детерминанты[1. с,118].

Параметры факторов. Факторы производства — это материальные (вещественные) и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.

В зависимости от конкретных значений (параметров) факторов определенная фирма (либо иной агент), функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.

Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.

Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности национальной экономики