Стратегия и тактика осуществление государственной политики занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть политику занятости в России, выявить особенности, ее основные направления, меры и объекты ее реализации. Также цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть профессионально-квалификационный состав кадров предприятий, вопросы управления кадрами предприятий.

Оглавление

Введение
1Государственная политика занятости: понятие и особенности
1.2Политика занятости и ее правовое регулирование
1.3Содержание и уровни политики занятости
1.4Обьекты реализации политики занятости РФ
1.5Основные тенденции занятости и политики занятости РФ
2Проблемы обеспечение предприятий и организаций рабочий
силой
2.1Сущность и значения фактора рабочий силы
2.2Состав кадров предприятия
2.3Обеспечение предприятия рабочий силой
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

наташа.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Основная задача политики государства по экономике и поддержке  занятости – сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости  федерального уровня предусматривает  создание системы правового регулирования  и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и  местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности  демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно региональные программы занятости населения  делятся на три уровня:

  1. республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
  2. областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;
  3. районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

На наш взгляд, политика занятости разработана с учетом всех важных элементов обеспечения  занятости населения, кроме того, реализация политики занятости является приоритетным направлением как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

1.4 Объекты реализации политики занятости в РФ

 

Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения  занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений, такие как: Российскую трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, аналогичные региональные комиссии, а также профсоюзы и отдельные представители.

Важным составным направлением обеспечения занятости населения  является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий. Кроме государственных  органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости и защиты интересов работников принимают активное участие представители профессиональных союзов.

Федеральная служба по труду и занятости населения РФ

Формирование отечественного рынка труда предопределило острую необходимость создания государственного органа, ведающего вопросами занятости населения. В апреле 1991 года на базе ранее функционировавших бюро по трудоустройству населения была создана Федеральная служба занятости населения России. Организационная структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни – федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вертикальная система  органов государственной службы занятости позволила полностью  охватить все население Российской Федерации, обеспечить обслуживание населения по единой методике практически в каждом городе и районе Российской Федерации.

К основным функциям службы занятости населения Российской Федерации можно отнести следующие:

  • изучение и анализ состояния, а также прогноз развития занятости населения, информирование его о положении на рынке труда;
  • разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
  • помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе работников;
  • организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения, а также оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам семей;
  • участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по регулированию занятости населения на соответствующих уровнях;
  • осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Все услуги, связанные  с содействием занятости граждан, предоставляются органами системы  службы занятости бесплатно.

Государственный фонд занятости РФ

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Формирование и использование  средств этого фонда осуществляется в соответствии с Федеральным  законом о бюджете фонда на соответствующий календарный год. Этим законом устанавливается тариф отчислений средств в Государственный Фонд занятости населения.

Основными источниками  формирования фонда занятости являются:

  • обязательные страховые взносы работодателей, взносы с заработка работающих
  • ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
  • добровольные взносы юридических и физических лиц,
  • другие поступления, включая штрафные санкции.

Средства фонда занятости  направляются на:

  • оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
  • организацию общественных работ;
  • выплату пособий по безработице и материальной помощи;
  • возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
  • расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно – исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

 

1.5 Основные тенденции занятости и политики занятости в РФ

 

В целях непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовых процессов и устранения негативных тенденций в этой сфере распоряжением Правительства Российской Федерации от. 22 марта 1995 г. введен порядок осуществления Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы является составной его частью. Во исполнение этого распоряжения Госкомстат России 12 сентября 1995 года утвердил единую систему статистических показателей и краткие методологические пояснения к ним.

Органы государственной службы занятости проводят работу по учету обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлению статуса безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся, направлению на переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендаций по трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам Российской Федерации и в целом по России. Затем полученные статистические данные обобщаются, систематизируются и в дальнейшем используются при разработке программ занятости на различных уровнях реализации политики занятости.

Наряду с органами государственной  службы занятости функционируют  коммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством и профессиональной подготовкой безработных. Но по их деятельности отсутствует четкая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либо обзор и анализ статистических данных.

Положение на рынке труда обусловлено общим социально-экономическим фоном в стране, изменениями демографической структуры населения, а так же миграцией трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной рабочей силы из государств СНГ, отток специалистов из страны).

 

Таблица 1. Параметры предложения труда в динамике за 2003–2008 годы (млн. чел.)1.

Показатели

Годы

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Экономически активное население

72391,4

72949,6

73431,7

74166,9

75159,0

75 756,6

Занятое

66432,2

67274,7

68168,9

68854,9

70570,5

70965,1

Незанятое

5959,2

5674,9

5262,8

5312,0

4588,5

4791,5

зарегистрировано в службе занятости

21467

22689,1

24855,8

23716,2

21293,4

19355,9


 

Данные таблицы 1 наглядно подтверждают позитивную тенденцию  в обеспечении занятости населения: количество занятых среди экономически активного населения из года в год растет. При этом необходимо отметить неадекватную тенденцию изменения численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. Это объясняется низким уровнем величины пособия по безработице и тем, что многие безработные, отчаявшись найти хорошую работу через службу занятости, занимаются поисками самостоятельно.

Данные последних лет  и прогноз, составленный в институте  макроэкономических исследований Минэкономразвития  России, показывают, что численность населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы будет расти, а затем будет наблюдаться спад данной численности.

 

Таблица 2. Численность населения в трудоспособном возрасте в динамике за 2000–2015 годы (млн. чел.)2.

Годы

2000

2006

2015

Численность населения в трудоспособном возрасте

86,7

89,6

81,1


 

По прогнозам российских ученых в ближайшие годы предполагается некоторый рост численности экономически активного населения, а затем – резкий спад. Данный прогноз является результатом перепадов рождаемости прошлых лет. Он показывает, что в ближайшие годы в стране обостриться и будет требовать скорейшего разрешения проблема безработицы.

Мы хотим проанализировать показатели реализации государственной  политики занятости на региональном уровне, с целью выявления основных тенденций политики занятости в целом.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», предусмотрено направить в 2009 году 43,7 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Согласно данным таблицы1 «Основные показатели реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда» (см. Приложение 5) за 9 месяцев 2009 года субъекты Российской Федерации заключили договора на общую сумму 27,7 млрд. рублей или 79,8% от заявленных в Программах средств, что на 7,8% больше, чем за период январь-август 2009 года. Ими организована широкомасштабная работа по созданию условий для временной занятости и опережающего обучения (переобучения и повышения квалификации) лиц, находящихся под риском увольнения, а также развития предпринимательской инициативы безработных и оказания адресной поддержки при переезде на работу в другую местность.

Информация о работе Стратегия и тактика осуществление государственной политики занятости