Стратегическое планирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Япония уже давно и серьезно занимается развитием стратегического планирования и прогнозирования, и занималась этими вопросами как в период фантастического высокотехнологичного роста японской экономики, так и в недавний период серьезных кризисных проблем.

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование в Японии.docx

— 19.66 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование в Японии

Япония уже давно и  серьезно занимается развитием стратегического  планирования и прогнозирования, и  занималась этими вопросами как в период фантастического высокотехнологичного роста японской экономики, так и в недавний период серьезных кризисных проблем.

 

Новая стратегия роста

 

Сегодня Япония выступает  с новой стратегией экономического роста, учитывающей реалии современного состояния японской и мировой  экономики, перспективные угрозы и  вызовы развития мировой экономики  в будущем. В стратегии дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом в Японии.

 

В стратегии ставятся на перспективу  амбициозные задачи дальнейшего усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа — всемерного развития человеческого и социального капитала Японии.

Предполагается, что Япония в перспективе будет создавать  новые ценности, систему ценностей, привлекательную для всего мира. Таким образом, Япония предстает  не только как мощный экономический  центр, но и генератор новых социально-экономических  идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический  и политический статус в мире.

 

Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом показал  всему миру, что слабости можно  превращать в силу (весьма характерный  лозунг япон-

ской философии: «поддайся и победи») — именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму: «работай эффективно или погибнешь».

 

Сокращение трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное  развитие научно-технического прогресса  и внедрение его достижений, безлюдных  роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще — всемерных  вложений в человеческий капитал, повышение  его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного высокотехнологичного роста.

 

В японской стратегии развития анализируются новые формы экономического роста при сокращении и старении населения, различные инновационные  циклы и динамика спроса, большое  значение придается азиатской кооперации и специализации.

 

Анализ ситуации приводит к необходимости проведения в  перспективе ряда реформ, которые, по мнению экспертов, позволят сделать  японскую экономику в будущем  весьма успешной.

Какие же именно задачи ставятся Японией во главу угла?

 

Во главу угла

Япония предполагает стать  крупнейшим мировым инновационным  центром, обеспечивать рост экономической  эффективности на базе развития новейших технологий.

Достаточно интересна  аналогия с Россией — мы сейчас хотим стать мировым энергетическим центром... Но таким центром можно  быть по-разному, например, просто распродать все имеющиеся у нас природные  ресурсы лет за 50, а потом смотреть что будет дальше. Кроме большой  печали в этом случае, конечно, ничего не будет. Другой путь— стать именно инновационным энергетическим центром планеты, который благодаря поступающим сейчас сверхдоходам от продажи ресурсов широким фронтом будет осуществлять инновации в энергетике, разрабатывать новые технологии, активно внедрять их в отечественное производство, стать лидером в разработке и внедрении альтернативной энергетики. Тогда может быть и ресурсов хватит не на 50, а на 500 лет. Но организовывать и управлять этим процессом, поддерживать его должно именно государство. Только государство в целом заинтересовано в получении таких масштабных макроэкономических эффектов, никакая частная инициатива снизу и саморегулирующийся рынок такие макрозадачи автоматически не решат, как и не решат проблем организации современной научной базы, необходимой для достижения поставленных целей. Конечно, и в этой сфере необходимо обширное государственно-частное партнерство, но опять же, стратегически планировать его и управлять им может только государство.

 

Новая стратегия экономического роста Японии опирается на несколько  базовых блоков, таких как оживление  региональных экономик, среднего и  малого бизнеса, реформирование сектора  услуг. Все это, однако, сильно взаимоувязано  с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого также необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций.

 

Отдельно выделяется развитие экономики знаний, особенно знаний, важных для управленцев.

Для Росси может быть крайне интересен японский подход к развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, ведь в этой сфере, как известно, Япония уже давно достигла впечатляющих высот, но, тем не менее, это там считается далеко недостаточным для достижения новых поставленных целей перспективного развития.

 

Япония предполагает еще  больше активизировать фундаментальные  и прикладные научные исследования и содействовать еще более  быстрому внедрению достижений науки  в практику, причем достижение основного  эффекта видится именно на стыке  различных научных дисциплин  и сфер. Даже в своей развитой системе управления научными исследованиями и инновациями в Японии видят  серьезные проблемы и барьеры  на пути ее совершенствования.

 

Предполагаются систематические  реформы в индустрии, академической  сфере, государственном партнерстве, общественных институтах в целях  интерактивного содействия продвижению  новейших технологий на рынок— ускоренные инновации, планирование инновационного «суперхайвэя», ускорение, концентрация и интерактивная кооперация на стратегических направлениях исследований.

 

Новая стратегия экономического роста Японии не страдает излишней абстрактностью, новая поощрительная индустриальная политика ставит вполне конкретные практические цели, например, такие как создание новых энергоносителей, роботов, цифровой потребительской электроники, нового поколения электроавтомобилей, источников питания для них, авангардного медицинского оборудования и технологий для борьбы с раком, авиации нового поколения и др. Выделяются стадии индустриального развития, которые необходимо пройти для достижения поставленных целей.

 

Ученый капитал

Как мы видим, перенесенные Японией  кризисы только повысили качество ее стратегического планирования и  прогнозирования. Конечно кризисы  в России были более масштабными, глубинными и системными, если не сказать  архитектоническими, но все-таки столь  быстрое превращение из страны передовой  науки в страну передовой торговли ресурсами было явно чрезмерным и  во многом, особенно если говорить о  последних 10 годах, ситуация связана  с явным недосмотром со стороны  государства. Наличие огромных фондов, запасов и профицитов, безусловно, уже несколько лет потенциально позволяет подумать посерьезней об интеллекте нации, передовой науке и всей экономике знаний в России. Пока, прямо скажем, усилия и успехи здесь умеренные.

 

Это особенно досадно, ведь речь идет о поддержке очень  ограниченного научного контингента  в России. В тяжелые годы перестройки  этот контингент вымирал, приобретал челночную  квалификацию, вынужденно уезжал за границу (все, кто хотел сам, уехали уже  давно), эффективно торговал на морозе, терял квалификацию, исчезали целые  отечественные научные школы. При  этом науку постоянно лихорадили радикальные реформы, которые радикально выкашивали ее ряды. Самое страшное, что по многим направлениям была прервана преемственность, прервана подготовка научных кадров. Конечно, в России многие защищают диссертации, получают научные степени и звания, но если посчитать реальное количество ныне живущих кандидатов и докторов наук, профильно работающих именно в научно-исследовательских институтах и центрах, то мы увидим устрашающе малую популяцию научных работников, особенно если учесть их средний возраст. До сих пор ясно, что у молодежи нет пока почти никаких реальных стимулов идти в науку и серьезно заниматься наукой (любой продавец в средненьком магазине получает больше).

Хотелось бы закончить  на оптимистичной ноте. Может быть для того, чтобы мы уж совсем не отстали  от Японии в области науки и  техники, сделать простую вещь. Поскольку  реальных ученых у нас значительно  меньше, чем детей, может как-то и  на них распространить идею материнского капитала (ну хотя бы на каждого второго  ученого...). Как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Но уже не шуткой выглядит предположение, что  через несколько лет каждый реальный ученый-исследователь пофамильно будет получать отдельной строкой из федерального бюджета достойное содержание только для того, чтобы он был.

Особенности планирования в фирмах Японии. 

В японских фирмах широко распространены системы долгосрочного планирования (в 70% крупных компаний), причем в  разработке долгосрочных планов ведущую  роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб). 

Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции. 

В специализированных компаниях  с узким ассортиментом выпускаемой  продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы  и обоснование новых инвестиционных проектов. В системе долгосрочного  планирования у специализированных компаний придается наибольшее значение объему продаж, темпам роста, массе  прибыли, доле на рынке. Ключевыми проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в  таких компаниях обычно равен  пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу. Контроль за деятельностью специализированной компании обычно осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно  высшим руководством фирмы. 

В диверсифицированной компании основной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Стратегические идеи и планы  обычно поступают от средних уровней  управления или из отделений. В качестве целей для производственных отделений  диверсифицированные компании устанавливают: объем продаж, прибыль, прибыль на единицу объема продаж, доля на рынке. Важнейшей проблемой диверсифицированной  компании является разработка новых  продуктов и определение номенклатуры выпускаемой продукции. Диверсифицированные  компании обычно используют среднесрочное  планирование (на три года).


Информация о работе Стратегическое планирование в Японии