Стратегическое планирование деятельности банка. Основные виды банковских стратегий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Стратегическое планирование в банке". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Стратегическое планирование деятельности в банке".
Содержание второй и третьей глав имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Сущность, принципы и функции планирования деятельности банка…………………
1.2 Уровни стратегического планирования………………………………………………….
1.3 Этапы стратегического планирования…………………………………………………..
1.4 Аналитические методы стратегического планирования деятельности банка………..
1.5 Внешний и внутренний стратегический анализ……………………………………….
1.6 Виды банковских стратегий………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация стратегического планирования в банке (стратегия развития коммерческого банка)………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…..……………………………………………...…38
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.

Файлы: 1 файл

_-_.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

- стратегия – основной критерий  принятия инвестиционных и иных долгосрочных решений,

- каждый сотрудник знает меру  своего вклада в достижение  банком стратегических целевых  показателей (финансовых и нефинансовых),

- внедрена система сбалансированных  показателей,

- система сбалансированных показателей ресурсов обоснована и дополнена системой мотивации сотрудников.

Примерами таких банков, деятельность которых явно указывает на наличие  у них стратегии, являются Сбербанк, Никойл, МДМ, Раффайзенбанк и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организация стратегического планирования в банке.

Стратегия развития коммерческого  банка.

1. Банк должен начинаться со  стратегии его развития (возникновения,  становления, функционирования, выживания)  — продуманной, качественной (адекватной  условиям его деятельности), индивидуальной, гибкой.

Разработка качественной стратегии  и ее последовательная реализация —  центральная проблема становления  и устойчивого развития (выживания) каждого коммерческого банка. 
 
Отсутствие у банка собственной стратегии развития или ее формальное наличие означает отсутствие в нем планирования (имея в виду, что управление банком должно включать следующие последовательные звенья: анализ —» планирование —> оперативное управление —» контроль) и, следовательно, полноценного даже по формальным признакам управления. 
 
2. Наличие даже качественной стратегии развития само по себе не гарантирует банку успеха. В то же время ее отсутствие обрекает банк на неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. 
 
3. Качественная стратегия развития банка, если она реально им используется:

• способствует строгой, осмысленной координации его усилий;

• обеспечивает единство общих приоритетов  банка и средств их достижения, оснащает деятельность банка необходимым «стержнем»;

• значительно уменьшает риск принятия руководством банка неверных либо несогласованных между собой управленческих решений;

• служит четкой базой отсчета  для последующих процессов принятия решений, контроля и оценки успешного  хода деятельности организации;

• представляет собой критерий качества постановки менеджмента в банке и конечных результатов его деятельности.

4. Следует избегать тех грубых  недостатков в отношении к  проблеме стратегии развития  и к ее разработке, которые  уже обнаружились в практике  отечественных банков. Основные 
из этих недостатков следующие:

1) отсутствие стратегии как таковой,  в том числе из-за игнорирования  необходимости ее разрабатывать;

2) фрагментарный, не комплексный  характер объявляемой стратегии;

3) отсутствие должной увязки, внутренней  согласованности между различными  составными элементами стратегии;

4) включение в единый документ, претендующий на статус стратегии  развития банка, на равных правах  самых разнообразных, разнокачественных  и логически разноуровневых  элементов.

5. Потребность в выработке собственной  качественной стратегии развития (выживания) банка тем выше, чем хуже у него дела (пока сохраняются шансы выжить, остаться функционировать в качестве самостоятельного банка).

6. Собственная стратегия (содержательно  другая) нужна и устойчиво развивающемуся, крепкому банку.

Определение четкой стратегии (ее уточнение) особенно важно, если банк:

• растет, расширяется;

• проникает в новые для себя сферы деятельности;

• испытывает воздействие усиливающейся конкуренции.

7. Стратегия развития банка должна  учитывать и быть внутренне  согласованной со стратеги ей развития экономики страны и/или стратегией развития экономики региона, если таковые имеются, а если нет, то банк все равно должен иметь собственную стратегию.

8. Для каждого планового периода  банк может иметь только одну  стратегию. На начальном этапе формирования стратегии возможно рассмотрение нескольких альтернативных вариантов проекта стратегии, которые, однако, должны базироваться на одних и тех же ключевых идеях. 
 
9. Инициировать разработку (уточнение, обновление) стратегии развития банка должно обязательно высшее руководство банка в лице (варианты): председателя правления; правления; совета; совета и правления.

Такая инициатива должна включать в себя:

1) формулирование ключевых идей  стратегии (ее обновленного варианта);

2) организацию работы по разработке стратегии (ее обновленного варианта).

10. Формирование стратегии развития  банка занимает в общем процессе  его управления (т.е. в цепочке  анализ — планирование — оперативное  управление — контроль) определен 
ное место: начинается на этапе анализа, базируясь на его результатах, и непосредственно составляет сердцевину планирования.

11. Разработка стратегии развития  банка целесообразна в отношении  всех объектов банковского управления (всех процессов, характеризующих  деятельность банка, или их составных частей, всех его внутренних и внешних отношений) в целом или в различных комбинациях. 
 
Каждый банк, учитывая собственные оценки ситуации, в том числе внутри банка, свои сильные и слабые стороны, интересы и возможности, может выделить из всего многообразия объектов банковского управления те из них, в отношении которых разработка (уточнение) стратегии в данный момент времени представляется его руководству и специалистам более актуальной. Необходимо также иметь в виду финансовые и иные издержки, связанные с намечаемыми преобразованиями. 
 
12. Стратегии развития отечественных коммерческих банков с учетом российских реалий могут разрабатываться на разные сроки, но не менее чем на полгода (т.е. стратегия может и не быть долгосрочной по мировым стандартам).

Продолжительность периода времени, на который банк формулирует свою стратегию, зависит от доступного его  аналитикам и руководителям горизонта  обоснованного прогнозирования  ситуации в экономике страны и/или  региона, на рынках банковских услуг и положения самого банка.

13. Проект стратегии развития  банка на основе ключевых идей, сформулированных руководством  банка, должен готовиться (варианты  в порядке нарастания предпочтительности):

• приглашенной со стороны группой  независимых экспертов (при отсутствии у банка собственных специалистов нужного профиля и уровня);

• специалистами банка совместно  с приглашенными со стороны экспертами;

• специалистами банка в составе  специального структурного подразделения  банка (возможные названия подразделения: управление/отдел развития; управление/отдел  планирования; управление/отдел стратегии  развития; управление/отдел стратегического/перспективного планирования и т.п.).

14. Подготовка проекта стратегии  развития банка должна состоять  в последовательном (при необходимости  — итеративном) обогащении и  уточнении ключевых идей, сформулированных  руководством банка, их детализации  в плане возможностей и механизмов реализации, внутреннего согласования. При этом весьма желательно максимально полно учесть все мнения и предложения структурных подразделений банка и его сотрудников. Это предполагает ознакомление персонала банка с первоначальным вариантом стратегии, подготовленным приглашенными со стороны специалистами или собственным Управлением/отделом развития. 
 
15. Стратегия развития банка должна быть оформлена в виде единого документа и утверждена в соответствии с особым регламентом решением (варианты): правления; совета; совета и правления. 
 
Ответственность за содержание и реализацию стратегии развития несет утвердивший ее орган управления банком.

16.1. Полная стратегия развития  как единый завершенный и рабочий  документ банка должен содержать  следующие разделы или части:

I. Концепция развития (миссия) банка.

II. Система целей банка.

III. Стратегия управления банком: политика (политики) банка и система  практических мер.

16.2. На первом этапе необходимо  определить и сформулировать  концепцию развития (миссию) банка.

Концепция банка — это исповедуемая банком общая философия или идеология, то, чем он хочет стать в будущем, к чему стремится в конечном счете (поэтому конкретные сроки здесь  можно при желании указать, но их можно и не указывать), т.е. модель его перспективного состояния и места в экономике страны (региона) и обществе, как это видится руководству и сотрудникам банка.

Для банков, переживающих значительные трудности, проблема определения своей  концепции развития сводится к проблеме выявления возможностей выживания, существования в дальнейшем в качестве банка.

16.3. На втором этапе следует  определить и четко сформулировать  прежде всего качественные (количественно  пока не измеренные), а также  важнейшие количественные целевые  ориентиры деятельности банка  на конкретный плановый период (на полгода, год и т.д.) применительно к укрупненным объектам банковского управления

 
Указанные цели должны соответствовать  концепции банка и быть конкретными, реальными (достижимыми) и взаимно  поддерживающими.

16.4. Концепция развития банка и качественные цели его деятельности — это те рамки, в которых должны приниматься все последующие управленческие решения.

16.5. «Концепция (миссия)» и «Цели  деятельности» могут быть объединены  в один раздел документа.

16.6. На третьем этапе необходимо сформулировать политику банка на конкретный плановый период (тот же, что и в п.

16.7. Применительно к разным объектам  банковского управления.

Политика банка — это цели его деятельности, получившие уточненное качественное и количественное выражение (измеренные цели) и ставшие планами и критериями успешности деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.

Политика банка всегда существует как целая система политик (планов, программ, проектов).

К планам банка предъявляются те же требования, что и к целям его деятельности. Кроме того, они должны:

• соответствовать целям и концепции (миссии) банка;

• быть увязаны с имеющимися возможностями  и подкреплены ресурсами и  конкретными практическими мероприятиями;

• включать определение типов и  степени допустимых рисков;

• содержать описание ожидаемых  результатов.

Планы банка должны раскладываться на планы его подразделений (а  не складываться из последних).

16.8. На последнем, четвертом этапе  необходимо определить комплексы  практических мероприятий (экономических, финансовых, юридических, организационных, технических, технологических, кадровых и др.), способных в необходимые сроки реализовать каждую из политик (каждый план) банка.

16.9. На каждом из четырех этапов  возможно использование метода  итеративного приближения к окончательным формулировкам и объемам.

17. Утвержденная стратегия развития  банка должна быть сообщена (полностью  или частично) всем сотрудникам  функциональных подразделений банка:  в виде письменного документа;  через программы повышения квалификации сотрудников.

18. Банку целесообразно в форме  изложения в СМИ и/или иными  способами проинформировать о  своей новой (уточненной) стратегии  развития общественность, участников  и клиентов банка. Возможна  подготовка двух вариантов документа  — для служебного использования и для внешних пользователей.

19. Работа над утвержденной стратегией  развития банка должна вестись  постоянно с целью: 
 
1) поддержания ее в актуальном состоянии;

2) отслеживания хода ее реализации, в том числе в части соответствия  принципиальным положениям принятой стратегии: 
 
• конкретных планов (программ) банка;

• вновь принимаемых руководством банка документов нормативного характера; 
 
• управленческих решений оперативного характера.

20. Банку целесообразно периодически  возвращаться к своей стратегии развития, имея ввиду анализ хода ее реализации и, возможно, внесение в нее необходимых коррективов. 
 
О необходимости пересмотра (уточнения) стратегии развития банка или отдельных ее элементов могут свидетельствовать: 
 
• существенные затруднения и задержки в реализации планов (программ) банка; 
 
• многочисленные исключения и поправки, потребность внесения которых в документ становится очевидной; 
 
• изменение параметров внешней среды, в которой приходится действовать банку. 
 
20. Как подготовку проекта стратегии развития банка, так и всю последующую текущую работу над ней целесообразно поручить одному специальному подразделению, действующему в качестве рабочего органа при (варианты): председателей правления; правлении; совете банка; совете и правлении банка.

Функции данного подразделения (у  него не должно быть распорядительных полномочий) могут и должны распространяться на:

 
1) анализ:

• проведение системного анализа (исследование глубинных факторов, которые в  обозримой перспективе будут  определять будущее банка), результаты которого в виде прогнозов должны лечь в основу проекта стратегии развития банка; 
 
• анализ и оценка хода реализации стратегии банка;

• информационно-аналитическое обеспечение  руководства банка и функциональных подразделений надежными сведениями и выводами; 
 
2) планирование:

• подготовка проекта стратегии  развития банка;

• поддержание стратегии развития банка в актуальном состоянии (подготовка предложений о внесении в нее  изменений и дополнений);

Информация о работе Стратегическое планирование деятельности банка. Основные виды банковских стратегий