Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью данной работы и является исследование классической и кейнсианской макроэкономических школ и их сравнительный анализ.
При разработке данной работы был использован метод структурного анализа и синтеза, использована учебная и монографическая литература.
Задачами работы является рассмотрение основных положений классической и кейнсианской теории. Особое значение уделено изучению сбережений, потреблений, инвестиций макроэкономических школ.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
4
1.1 Основные положения классической теории
4
1.2 Сбережения, инвестиции и норма процента в классической теории
7
1.3 Эластичность соотношения цен и заработной платы
11
1.4 Классическая теория макроэкономического равновесия
14
Глава 2 ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ
17
2.1 Основные положения кейнсианской экономической теории
17
2.2 Эффект мультипликатора
19
Глава 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ
И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
Классическая школа не является целостной концепцией макроэкономики, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков по проблемам, имеющих макроэкономический характер.
Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов. Таких, как Ф.Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др. Однако и по подходам, и по методологии. И по выводам их взгляды зачастую существенным образом различаются. Тем не менее, можно утверждать, что существует определенное направление в экономике, которое принято обозначать классическим.
Определим, какой представляется экономика в классической и кейнсианской школах. В классической теории экономика по своей природе является экономикой совершенной концепции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы.
В Кейнсианском учении
экономика, наоборот, не является
экономикой совершенной
Цены в макроэкономических школах. Цены в кейнсианской экономике абсолютно гибкие. Гибкость цен означает, что они могут меняться в коротком периоде, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Причем это касается цен, как на блага, так и на факторы производства. Кроме того, цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагируют на взаимные колебания. Последователи Кейнса считают, что цены не являются гибкими в силу институциональных факторов ( долгосрочные контракты) и особенностей поведения экономических субъектов ( денежных иллюзий).
Экономические субъекты, считают экономисты-классики, действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды. Например, фирмы максимизируют свою прибыль, домашние хозяйства – долгосрочное потребление. Поэтому на принятие решений субъектами огромное влияние оказывают текущие параметры экономической конъектуры. В Кейнсианской теории считается, что экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь руководствуясь субъективными факторами, такими, как
традиции, требования среды, психология поведение и т.п.
Классики разделяют экономику на два автономных сектора: денежный и реальный ( классическая дихотомия). При этом все рынки реального сектора являются равновесными. деньги же не имеют самостоятельной ценности и служат лишь счетной единицей и средством обращения. В кейнсианской теории деньги являются богатство и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.
Ведущая роль в классической модели «совокупный спрос – совокупное предложение» отводится совокупному предложению, в кейнсианской ведущая роль совокупного спроса модели «совокупный спрос-совокупное предложение» .
Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми, в кейнсианской - факторы невзаимозаменяемые.
Для кейнсианской модели, в отличие от классической, ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда ( жесткость номинальной зарплаты).
В Кейнсианской модели экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимое активное государственное вмешательство.
В результате можно сделать вывод, что классические макроэкономические модели четко формализованы, а в качестве параметров в них выступают наблюдаемые и четко специфицируемые переменные, что делает классический подход объективным, т.е. лишенным субъективных оценок и суждений.
Появление кейнсианства существенно
поколебало позиции классической школы.
Тем не менее, данное направление
постоянно развивалось. Постепенно
трансформируясь в
Развитие неоклассической школы связано с именами таких известных
экономистов, как Р. Солоу. Т. Саржент. Р. Лукас, Н. Уолнес и другие. Основное методологическое отличие неоклассики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.
Кейнс является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику, как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов Классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстрактная, «идеальная» экономика, не отражающая реальных процессов.
Кейнсианские модели в больше степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены основные современные направления макроэкономики на примерах классической и кейнсианской школ, их характеристики и особенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что классическая модель основана на таких исходных предпосылках, как изменение заработной платы и цен в процессе установления рыночного равновесия, а также отсутствие воздействия денежной политики на реальные величины.
В то же время кейнсианская теория макроэкономического равновесия предполагает то, что экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения полной их занятости можно применить фискальную политику.
На смену классической и кейнсианской теории приходит «неоклассическая контрреволюция», основными направлениями, которой являются монетаризм, теория «экономики предложений» и теория рациональных ожиданий.
Кейнсианские методы регулирования экономики путем воздействия на совокупный спрос, высокая степень государственного вмешательства в экономику были характерны для развитых стран в период после II мировой войны. Однако усиление инфляционных процессов в экономике выдвинули на первый план и поставили особенно остро проблему совокупного предложения.
Отличие взглядов представителей неоклассического направления от идей представителей идей представителей «классической школы» состоит в том, что они используют основные положения классической модели применительно к современным экономическим условиям, анализируя экономику со стороны совокупного предложения, но в краткосрочном периоде. Представители неокейнсианского направления в своих концепциях также учитывают инфляционный характер современной экономики.
Кейнсианство, так же как и классическое направление, не стоит на месте, а находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства, как Р. Клауэр, Р. Барроу и другие. Оно сложилось из экономистов, которые придерживались разных методологических и идеологических подходов, и объединило ученых Англии и США. Современное посткейнсианство продолжает поиски мер, позволяющих осуществлять эффективную стабилизационную политику. Среди проблем, которыми они занимаются: ценообразование, денежный спрос и предложение, финансовые рынки и их воздействие на экономическую нестабильность и инфляцию.
В работе я постаралась последить логику эволюции научных положений, их идеологию, особенности, характерные черты идей и уяснить их связи с происходящими в жизни изменениями. Ведь современные представления не принадлежат исключительно истории, а несут элементы сегодняшних и будущих взглядов и их тщательное изучение может помочь в разработке новых теорий и концепций, которые возьмут в себя все положительные стороны макроэкономических учений прошлого и предостерегут от пройденных ранее ошибок.
Современная макроэкономическая теория не должна стоять на месте, а её следует динамично развиваться. В данный момент должна идти разработка такой теоретической концепции, которая бы наиболее точно и объективно отражала и теоретически объясняла экономические процессы, происходящие сегодня в мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ