Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью данной работы и является исследование классической и кейнсианской макроэкономических школ и их сравнительный анализ.
При разработке данной работы был использован метод структурного анализа и синтеза, использована учебная и монографическая литература.
Задачами работы является рассмотрение основных положений классической и кейнсианской теории. Особое значение уделено изучению сбережений, потреблений, инвестиций макроэкономических школ.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
4
1.1 Основные положения классической теории
4
1.2 Сбережения, инвестиции и норма процента в классической теории
7
1.3 Эластичность соотношения цен и заработной платы
11
1.4 Классическая теория макроэкономического равновесия
14
Глава 2 ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ
17
2.1 Основные положения кейнсианской экономической теории
17
2.2 Эффект мультипликатора
19
Глава 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ
И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
S’ к кривой S. Хотя сбережения моментально превысят инвестиции и, возможно, вызовут временную безработицу, излишек сбережений приведет
к понижению ставки процента до нового и более низкого уровня равновесия А эта более низкая ставка процента будет приводить к увеличению расходов на инвестиции до тех пор, пока они не будут равны сбережениям в точке q, сохраняя тем самым и полную занятость.
Таким образом, изменение ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями.
1.3 Эластичность соотношения цен и заработной платы
Экономисты-классики дополнительно
обосновали свой вывод о том, что
полная занятость является нормой для
капитализма еще и другим основным
аргументом. Они утверждали, что
уровень производства продукции, которую
могут реализовать
Другими словами, если первоначально на 40 дол. Можно было купить 4 рубашки по 10 долл., после снижения цены на них до 5 дол. на 20 дол. купят столько же рубашек, сколько и раньше. Таким образом, если домохозяйства временно сберегли больше, чем предприниматели намерены инвестировать, то вызванное этим снижение общих расходов не приведет к длительному сокращению реального объема производства, дохода и уровня занятости, при условии, что цены на продукцию снижались пропорционально снижению расходов.
По мнению экономистов-классиков, так и должно происходить. Конкуренция между продавцами обеспечивает эластичность цен. Поскольку снижение спроса на продукцию становится общим, конкурирующие производители снижают цены, чтобы избавиться от накапливающихся излишков продукции. Другими словами, появление «излишних» сбере жений приводит к снижению цен, а более низкие цены, увеличивая реальную стоимость, или покупательскую способность, доллара, позволяют лицам , не имеющим сбережений, приобретать больше товаров и услуг на их текущие денежные доходы. Поэтому сбережения приводят к снижению цен, а не уменьшению объема производства продукции и занятости.
Но не будет ли игнорироваться
при этом рынок ресурсов? Хотя предприниматели
и могут сохранить объем
Экономисты-классики на поставленные вопросы отвечали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее умение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приводит к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд, другими словами. Медленно падает; те рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам заработной платы, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам.
Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ценам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки (издержки нанимателей на заработную плату) не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Это произойдет при новой, более низкой равновесной ставке. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу.
Классическая
теория и государственное
1.4 Классическая теория макроэкономического равновесия
Экономисты-классики утверждают,
что кривая совокупного спроса представляет
собой вертикальную линию и определяет
только уровень реального объема
производства. С другой стороны, нисходящая
кривая совокупного спроса стремится
быть стабильной и определяет лишь
уровень цен. Эти два обобщающих
положения заслуживают
Вертикальная кривая совокупного предложения. По мнению экономистов-классиков, кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную линию, как изображено на рисунке 1.3[4, c.27].
Рисунок 1.3 – Классическая трактовка макроэкономики
Именно поэтому мы называем
вертикальную часть кривой совокупного
предложения «классическим
закона Сэя, гибких ставок процента, эластичных цен и заработной платы.
Важно подчеркнуть, что экономисты классики полагают, что Q изменяется адекватно изменениям уровня цен. Т.е., например, если уровень цен падает с уровня P1 до уровня P2 , как показано на рисунке 1.3, реальный объем производства остается неизменным на уровне Q.
Но такого рода стабильность
уровня производства на первый же взгляд
не соответствует плавно восходящим
кривым предложения отдельных
В соответствии с классической теорией, совокупное предложение определяет уровень реального объема производства при полной занятости, а совокупный спрос – уровень цен. Совокупный спрос обычно стабилен, но если бы он, скажем, упал, как показано на рисунке, с AD до AdI , то уровень цен быстро бы снизился с P1 до P2 , в результате чего временное превышение предложения AB устраняется и восстанавливается полная занятость в точке С.
Экономисты-классики считают, что в основе совокупного спроса лежат деньги, а именно: реализация реального объема производства зависит от количества денег, имеющихся у предпринимателей и домохозяйств, и от покупательской способности, или реальной стоимости, этих денег, которая определяется уровнем цен.
Вспомним, что покупательская способность доллара означает, какое количество товаров и услуг реально можно купить на доллар. Соответственно, как видно из рисунка, если мы перемещаемся вниз по вертикальной оси, то уровень цен падает. Это означает, что покупательская способность каждого доллара увеличивается, а поэтому на данное количество денег можно было бы купить фактически в два раза больше продукции. При данном фиксированном предложении денег уровень цен и реальный объем производства обратно пропорционален.
А каково положение кривой совокупного спроса? Согласно экономистам- классикам, государственные финансовые органы поддерживают предложение денег на постоянном уровне, повышение кривой совокупного спроса стабильно. При данном уровне совокупного предложения увеличение предложения денег приведет к перемещению кривой совокупного спроса вправо и вызовет инфляцию спроса; уменьшение предложения денег приведет к смещению кривой влево и спровоцирует инфляцию. Поэтому основой для стабилизации цен, с точки зрения экономистов-классиков, является контроль над предложением денег в стране, с тем, чтобы предотвратить недопустимые сдвиги в совокупном спросе. Раньше экономисты-классики утверждали, что увязывание предложения денег с предложением золота не вызывало бы чрезмерного расширения совокупного спроса. Теория современного монетаризма своими корнями уходит в экономическую теорию классиков.
ГЛАВА 2
ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ
2.1Кейнсианская школа и ее основные положения
Кейнсианская экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, когда он опубликовал свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». Джон Мейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки прошлого века.
Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида Рикардо на экономическую мысль XIX века, был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создал принципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике, являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории. Выдающийся ученный полвека назад дал ответ на то, является ли экономика наукой практической: “Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого”.
Проблема остановки спада достигла своего апогея, когда в конце 20-х - начале 20-х гг. США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир переживали «Великую депрессию» . Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Падение производства составило десятки процентов. Официальные показатели безработицы в Великобритании не опускались ниже 20% и более.
Экономисты не были едины
в поисках причин спада. Предлагались
различные рецепты выхода из экономического
кризиса. Одни искали объяснение в перенасыщенности
спроса, другие, напротив, считали, что
спрос упал до чрезмерно низкого
уровня. Кто-то видел причину в
падении капиталовложений. А кто-то
в просчетах системы
Необходимым условием достижения равновесия в экономике, является
равенство совокупного спроса
и совокупного предложения AD=
Графически это можно изобразить так[4, c.30]:
Рисунок 2.1 - Равновесные точки
2.2Эффект мультипликатора
Рассмотрим пример. Государство оплатило строителям работы по возведению гостиницы в размере 100 рублей. Получив доходов в 100 рублей строители распределили его в соответствии со своей предельной склонностью к потреблению, т.е. 40 сберегли, а на 60 сделали покупок в магазине аудио- видео техники. Владелец магазина, в свою очередь, из полученных 60 р. сберег 24, а на 36 пошил одежды ( МРС также равна 0,6 ). портной из своих 36 р. сберег 14, а 22 потратил … .
Данную цепочку можно представить в виде таблицы[4, c.34]:
Таблица 1.1 – Эффект мультипликатора
Таким образом, первоначальные инъекции в 100 рублей привели к увеличению совокупного спроса на 250 рублей. Заметим, что мультипликационный эффект зависит от предельной склонности к потреблению МРС: чем больше МРС, тем в большей степени растет совокупный спрос.
Мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз прирост дохода выше, чем вызвавший его прирост государственных расходов.
Главным фактором стимулирования совокупного спроса Кейнс считал инвестиции. Они должны компенсировать недостаточность потребительского спроса. Рост инвестиций призван стимулировать рост спроса, а рост платежеспособного спроса приведёт повышению занятости и увеличению национального дохода. Объем инвестиций также наталкивается на определенные препятствия. То, что с ростом дохода растут и сбережения. отнюдь не означает, что вслед за этим в той же пропорции увеличивается
инвестиции. Прирост сбережений не обязательно трансформируется в прирост инвестиций. Равенство, согласно которому сбережения должны быть равны инвестициям (S=I), нарушается.
Основные положения, на которые опирается в анализе Кейнс: совокупный спрос не равен совокупным доходам, так как часть дохода идет на сбережения; сбережения не обязательно равны инвестициям– они в силу ряда причин «отстают » и не превращаются в инвестиции; при анализе возникающего неравновесия на макроуровне следует идти не от производства, а от спроса; функциональные связи между важнейшими категориями следует вести на макроуровне, что позволит выявить факторы, влияющие на экономический рост и равновесность. Увеличение уровня совокупного спроса можно добиться через рост инвестиций и госрасходов.
Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ