Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью данной работы и является исследование классической и кейнсианской макроэкономических школ и их сравнительный анализ.
При разработке данной работы был использован метод структурного анализа и синтеза, использована учебная и монографическая литература.
Задачами работы является рассмотрение основных положений классической и кейнсианской теории. Особое значение уделено изучению сбережений, потреблений, инвестиций макроэкономических школ.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
4
1.1 Основные положения классической теории
4
1.2 Сбережения, инвестиции и норма процента в классической теории
7
1.3 Эластичность соотношения цен и заработной платы
11
1.4 Классическая теория макроэкономического равновесия
14
Глава 2 ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ
17
2.1 Основные положения кейнсианской экономической теории
17
2.2 Эффект мультипликатора
19
Глава 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ
И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра экономики и управления бизнесом
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
Студентки группы 1011з,
специальности
«Менеджмент»
Научный руководитель
старший преподаватель
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1 ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ |
4 |
1.1 Основные положения классической теории |
4 |
1.2 Сбережения, инвестиции и норма процента в классической теории |
7 |
1.3 Эластичность соотношения цен и заработной платы |
11 |
1.4 Классическая теория
макроэкономического |
14 |
Глава 2 ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ |
17 |
2.1 Основные положения кейнсианской экономической теории |
17 |
2.2 Эффект мультипликатора |
19 |
Глава 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ |
21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
При всем разнообразии концепций
в политической экономике их можно
сгруппировать в несколько
Целью данной работы и является исследование классической и кейнсианской макроэкономических школ и их сравнительный анализ.
При разработке данной работы
был использован метод
Задачами работы является рассмотрение основных положений классической и кейнсианской теории. Особое значение уделено изучению сбережений, потреблений, инвестиций макроэкономических школ.
Экономика – наука динамическая, в ней необходим поиск новых теорий, концепций и положений. Актуальность работы состоит в том, что изучая и анализируя прошлый опыт, мы можем проследить эволюцию макроэкономических школ и выдвинуть предположения, что же необходимо вобрать в современную теорию, с учетом преимуществ и недостатков прошлого.
ГЛАВА 1
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Термин «экономисты-классики» в научный оборот впервые ввёл К. Маркс, имея в виду главным образом научные изыскания А. Смита и Д. Рикардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А.Маршалла, Ф. Эджуорта, А.Пигу.
Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждено. что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции [2, с.157].
Таким образом, классики предполагали. Что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы.
В высшей точке делового
цикла экономика могла
Многие видные экономисты ХIХ и начала ХХ века, ныне называемые классиками, полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Признавалось, что иногда могут возникать такие обстоятельства, как войны, политические перевороты, засухи. Биржевые крахи, золотая лихорадка и т.п., которые уводят экономику с пути полной занятости.
Некоторые современные экономисты
переформулировали и обновили классическую
теорию занятости и обновили теоретические
положения названных
В основе классической теории – два главных понятия. Во-первых, утверждалось, что ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости, врятли возможна. Во-вторых, даже если бы уровень общих расходов и оказался недостаточным, довольно быстро включается такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата. В результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства. Занятости и реальных доходов.
Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. Закон Сэя – исключительная идея о том, что сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке.
Предложение порождает свой собственный спрос. Суть закона Сэя можно проще представить на примере меновой торговли. Обувщик, к примеру, производит , или предлагает, обувь, как объект покупки или спроса на рубашки или чулки, произведенные другими ремесленниками. Предложение обуви обувщиком есть его спрос на другие товары. Так якобы для всех товаропроизводителей и для всей экономике в целом: спрос должен быть таким же, как и предложение.
Действительно, как модель экономики с замкнутым потоком, так и метод измерения национального дохода предполагает что-то в этом роде. Доход, полученный от производства любого общего объема продукции, будучи израсходованным, должен быть вполне достаточным для обеспечения адекватного общего спроса.
При соответствии структуры рынка запросам потребителя все рынки очищаются от продукции. Может показаться, что все, что требуется делать собственникам предприятий для продажи продукции при полной занятости, - это производить данную продукцию; закон Стэя гарантирует, что расходы на потребление будут достаточными для успешной ее реализации.
Сбережения – усложняющий фактор. Однако в таком простом понимании закона Сэя есть явный изъян. Хотя факт, что производство продукции обеспечивает соответствующую сумму денежного дохода и общепризнан, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Какую-то часть дохода можно сберечь ( не израсходовать), и поэтому она не найдет отражения в спросе.
Сбережения вызывают утечку в потоках доходов -расходов и соответственно подрывают эффективное действие закона Сэя. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока доходов, что приводит к тому, что расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производственной продукции. Если домохозяйства сберегают какую-то часть своих доходов, то предложение не создает своего собственного спроса. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате – непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.
1.2 Сбережения, инвестиции и норма процента в классической теории
Экономисты-классики утверждают, что на самом деле сбережения не приводят к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестироваться. Инвестирование якобы и происходит, чтобы компенсировать любую недостаточность потребительских расходов; инвестиции заполняют любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережением. В конце концов, фирмы не намерены продавать всю продукцию потребителям, а склонны производить значительную долю продукции в виде средств производства для реализации друг другу.
Инвестиционные расходы предпринимателей являются дополнением или добавлением к потоку доходы-расходы, что может заполнить любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережением. Итак, если предприниматели намереваются инвестировать столько же, сколько домохозяйства рассчитывают сберечь, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет ли экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств.
Рисунок 1.1 – Равновесие процентной ставки. Сбережений и инвестиций
Экономисты-классики полагали, что на денежном рынке сбережения домохозяйств будут отражаться на кривой предложения долларов S, а инвестиционные планы предпринимателей – на кривой спроса на доллары.
На рисунке 1.1 [4, c.21]равновесная ставка процента r – цена, уплачиваемая за пол пользование деньгами, - будет уравнивать величины, которые домохозяйства намеревались сберегать, а предприниматели – инвестировать, что гарантирует уровень расходов при полной занятости.
Рисунок 1.2 – Новое состояние равновесия процентной ставки, сбережений и инвестиций
На рисунке 1.2 [4, c.21]прирост сбережений при любой ставке процента приводит к смещению вправо, к S, кривую предложения долларов. Соответственно равновесная ставка процента понижается до r’, а новая равновесная величина сбережений и инвестиций вновь равны. И снова достигается уровень расходов при полной занятости.
Экономисты-классики утверждали, что при капитализме существует весьма специфический рынок – денежный рынок, который гарантирует равенство сбережений и инвестиций, а отсюда и полную занятость. Это означает, что денежный рынок ( а более определенно: ставка процента - цена, уплаченная за использование денег) будет следить за тем, чтобы доллары, которые вышли из потока доходы-расходы как сбережения, автоматически вновь появились как доллары, затраченные на инвестиционные товары.
Обоснование саморегулирования сбережений и инвестиций с помощью ставки процента было простым и правдоподобным. Экономисты-классики заявляли, что, при прочих равных условиях, домохозяйства обычно предпочитают потреблять, а не сберегать.
Потребление товаров и
услуг удовлетворяет
неиспользованные доллары – нет. Отсюда делался вывод о том, что потребители будут сберегать только в том случае, если кто-то будет платить им ставку процента в качестве вознаграждения за их бережливость. Чем выше ставка процента, тем больше долларов будет сберегаться и кривая Сбережений (кривая S на рисунке 1.1).
А кто будет платить за использование сбережений? Не кто иной, как инвесторы – собственники предприятий, которые стремятся найти (предъявляют спрос на) денежный капитал, чтобы обновить или расширить свое предприятие или парк производственного оборудования. Поскольку ставка процента оказывает влияние на издержки предпринимателей-заемщиков. Последние более охотно будут занимать и инвестировать при низкой, а не высокой ставке. Это означает, что кривая инвестиций ( спрос на доллары) предпринимателей будет нисходящей ( кривая I на рисунке 1.1).
Экономисты-классики пришли к выводу, что денежный рынок, на котором владельцы сбережений предлагают доллары, а инвесторы предъявляют спрос на доллары, устанавливает равновесную цену на использование денег – равновесную ставку процента, при которой количество сбережений (предложенных долларов )равно количеству инвестированных долларов ( на которые был предъявлен спрос).
Как показано на рисунке 1.1, ставка процента равна r, а величина сбережений и инвестиций q. Сбережения, говорили классики, фактически не вызывают нарушений в потоке доходы-расходы ( по закону Сэя – в неизбежном потоке), ибо денежный рынок, или, вернее, ставка процента, способствует тому, чтобы каждый сбереженный доллар попал в руки инвесторов и был бы затрачен на производственное оборудование. Поэтому усиление бережливости не является поводом для социальной озабоченности. поскольку это сместит кривую предложения сбережений вправо от кривой
Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ