Сравнение фондовых бирж России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – сравнить биржевые фондовые рынки России и США и определить перспективы развития российского фондового рынка, опираясь на опыт США.
Задачи работы:
• Определить сущность фондовых бирж и их роль в экономике;
• Рассмотреть организацию биржевых фондовых рынков РФ и США;
• Определить направления развития российских фондовых бирж, опираясь на опыт США.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность фондовой биржи 4
1.1 Понятие фондовой биржи и её роль в экономике 4
1.2 Организационно-правовая форма и структура фондовой биржи 7
1.3 Участники фондовой биржи и механизм её деятельности 9
2 Особенности фондовых рынков России и США 12
2.1 Биржевая система США 12
2.2 Крупнейшие фондовые биржи США 18
2.3 Внебиржевой фондовый рынок США 20
2.4 Регулирование фондового рынка США 23
2.5 Российский фондовый рынок 25
3 Сравнительный анализ фондовых бирж России и США. Перспективы развития российского фондового рынка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

FIN.docx

— 107.92 Кб (Скачать)

 

Финансовые требования к листингу Московской биржи значительно ниже, чем NYSE, что закономерно, поскольку американские корпорации в среднем имеют гораздо более высокие финансовые показатели, чем российские. Российская фондовая биржа, в отличие от американской, не предъявляет требований независимости членов совета директоров и аудиторского комитета. Это заметно снижает степень доверия к котирующимся на ней акциям.

Также на фондовых рынках России и США имеется разница в вопросе о сдаче мест членов фондовой биржи в аренду (в США это разрешено). Разрешение аренды места участника фондовой биржи могло бы расширить круг потенциальных инвесторов. Различаются и биржевые системы России (моноцентрическая биржевая система) и США (смешанный тип). Фондовые биржи этих стран схожи тем, что они создаются в форме некоммерческих организаций.

В таблице 2 приведены некоторые характеристики двух крупнейших бирж России и США - Московской биржи и Нью-Йоркской фондовой биржи соответственно. Очевидно, что современный российский рынок ценных бумаг по своим масштабам не сопоставим с американским: в листинг NYSE по данным 2013-го года входит 2371 компания (из низ 519 зарубежных), тогда как на Московской бирже котируются ценные бумаги всего 262 компаний, только одна из которых зарубежная. Причем за год количество компаний в листинге Московской биржи снизилось на 10,6%, тогда как NYSE привлекла новые организации.

 

Таб. 2. Сравнение показателей Московской биржи и NYSE [15]

Показатель (2013 год)

NYSE

Московская биржа

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

Рыночная капитализация листин-гованных компаний, млн. дол.

14 085 944

17 949 884

825 340

770 656

Число листингованных компаний

2339

2371

293

262


 

Следовательно, одной из важнейших задач развития российского фондового рынка является задача расширения его масштабов и повышение привлекательности для иностранных эмитентов и инвесторов.

Совершенствование технологии организации и механизма проведения торгов должны быть направлены на достижение прозрачности рынка и сокращение степени риска проводимых на нем операций.

Отсутствие достаточной государственной законодательной и нормативной базы на начальном этапе формирования рынка стимулировало его расширение и развитие и было привлекательно для участников фондового рынка высокой доходностью и практически полным отсутствием контроля со стороны финансовых и налоговых органов. Развитие и расширение деятельности на фондовом рынке приводит к необходимости формирования процесса саморегулирования рыночной деятельности.

Сейчас законодательная база более развита, однако всё ещё не достаточна. Кроме того, российский фондовый рынок регулируется только на государственном уровне, причём не существует постоянного органа, занимающегося контролем фондового рынка, как Комиссия по ценным бумагам (SEC) в США.

Перспективным направлением является создание эффективной системы саморегулирования, однако для этого необходимы время и соответствующая нормативно-правовая база (так, в США переход к саморегулированию фондовых бирж происходил постепенно и длился более полувека), поэтому в краткосрочном периоде должна развиваться система государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг. 

Также для повышения доверия со стороны инвесторов и, соответственно, конкурентоспособности российских бирж необходимо принять меры по обеспечению прозрачности их деятельности и доступности информации об эмитентах, которые могут быть следующими:

- совершенствование корпоративного  управления биржами;

- контроль за раскрытием информации эмитентами и своевременном предоставлении ими финансовой отчетности по международным стандартам;

- ведение централизованной открытой статистики по всем компаниям, акции и облигации которых торгуются на рынке

Созданные в ходе приватизации российские акционерные общества имеют короткую историю, у подавляющего большинства предприятий не выработана последовательная дивидендная политика. Многие эмитенты либо не выплачивают, либо выплачивают крайне низкие дивиденды, поэтому акции теряют свою привлекательность для рядовых инвесторов и приобретаются в расчете на рост их курсовой стоимости, а не на получение дивидендов. Следовательно, сделки с акциями носят скорее спекулятивный, а не инвестиционный характер. Регулярная выплата дивидендов могла бы повысить привлекательность акций и увеличить возможности привлечения капитала за счет новых выпусков акций.

Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга.

Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета. В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами и облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг.

Следующим шагом должно стать отделение клиринговой деятельности от биржевой, создание на этой базе технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации

Создание центрального депозитария является кратчайшим путем к решению таких важнейших проблем, как повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги и создание условий для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе клиринга, осуществляемого в клиринговых организациях.

Осуществление учета сделок с ценными бумагами в рамках центрального депозитария обеспечит уникальную возможность для организации централизованного клиринга при расчетах по сделкам с ценными бумагами, что позволит более эффективно использовать средства участников финансового рынка и существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Наличие центрального депозитария и централизованного клиринга позволит реализовать прозрачную и недорогую систему заключения сделок на российских биржевых площадках.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фондовая биржа играет ключевую роль в развитии фондового рынка и экономики в целом, она придает необходимый динамизм и гибкость инвестиционному процессу. Она содействует аккумуляции временно свободных денежных средств, обеспечивает максимальную надежность и высокую ликвидность котируемых на ней ценных бумаг, способствует снижению рисков при осуществлении сделок с ценными бумагами, гарантирует доступность всем участникам рынка любой необходимой информацией о ситуации на рынке, а современные технологии, используемые на биржах сводят трансакционные издержки при заключении сделок к минимуму.

Российский фондовый рынок функционирует с 1990-х  годов и ещё очень молод по сравнению с ведущими мировыми фондовыми рынками, однако экономические и организационные основы для его дальнейшего развития заложены, и необходимо их правильное развитие с учётом мирового опыта.

Основными целями в развитии биржевого рынка ценных бумаг в России являются:

- повышение привлекательности российских  фондовых бирж для эмитентов  и инвесторов;

- обеспечение прозрачности и безопасности  рынка;

- создание эффективной системы саморегулирования фондового рынка через государственный контроль;

- создание централизованной депозитарно-клиринговой системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Воронцова А.О. Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2013.- № 12 (32).- с. 34.
  2. Ефимов А.М., Рыжкова Ю.А. Тенденции развития российских фондовых бирж // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012.- № 2(3).- с. 31-36.
  3. Игнатов Я.Н. Правовое регулирование фондового рынка в условиях финансового кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2012.- № 2.- с. 64-83.
  4. Ильин Е.А. Современная фондовая биржа: организационно-управленческие и экономические особенности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010.- № 3.- с. 145-153.
  5. Кленина В.И., Софинская Е.Н. Предмет деятельности и задачи фондовой биржи // Человеческий капитал. 2013.- № 11 (59).- с. 86-90.
  6. Круглянский Я.С. Ведущие мировые фондовые биржи // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012.- № 9-1.- с. 25-29.
  7. Круглянский Я.С. Фондовая биржа как индикатор развития финансового рынка в Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 10-1.- с. 242-245.
  8. Лубочкин М.М. Актуальные вопросы регулирования и саморегулирования фондовых рынков в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2013.- № 2.- с. 285-287.
  9. Соколова М.А. Сравнение основных площадок мировых фондовых бирж // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2011.- № 1.- с. 122-128.
  10. Товмасян А.А. Основные тенденции эволюции фондовых бирж на мировом финансовом рынке // Международная экономика. 2011. № 2. с. 17-20.
  11. Чудаков И.И. Фондовая биржа как институт регулирования рынка ценных бумаг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011.- № 11-2.- с. 97-100.
  12. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
  13. Официальный сайт Нью-Йоркской фондовой биржи [Электронный ресурс] - http://www.nyse.com
  14. Официальный сайт Московской биржи [Электронный ресурс] - http://www.moex.com
  15. Официальный сайт Всемирной федерации бирж [Электронный ресурс] - http://www.world-exchanges.org
  16. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://www.cbr.ru

 

 


Информация о работе Сравнение фондовых бирж России и США