Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 09:57, курсовая работа
Цель данной работы – сравнить биржевые фондовые рынки России и США и определить перспективы развития российского фондового рынка, опираясь на опыт США.
Задачи работы:
• Определить сущность фондовых бирж и их роль в экономике;
• Рассмотреть организацию биржевых фондовых рынков РФ и США;
• Определить направления развития российских фондовых бирж, опираясь на опыт США.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность фондовой биржи 4
1.1 Понятие фондовой биржи и её роль в экономике 4
1.2 Организационно-правовая форма и структура фондовой биржи 7
1.3 Участники фондовой биржи и механизм её деятельности 9
2 Особенности фондовых рынков России и США 12
2.1 Биржевая система США 12
2.2 Крупнейшие фондовые биржи США 18
2.3 Внебиржевой фондовый рынок США 20
2.4 Регулирование фондового рынка США 23
2.5 Российский фондовый рынок 25
3 Сравнительный анализ фондовых бирж России и США. Перспективы развития российского фондового рынка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Финансовые требования к листингу Московской биржи значительно ниже, чем NYSE, что закономерно, поскольку американские корпорации в среднем имеют гораздо более высокие финансовые показатели, чем российские. Российская фондовая биржа, в отличие от американской, не предъявляет требований независимости членов совета директоров и аудиторского комитета. Это заметно снижает степень доверия к котирующимся на ней акциям.
Также на фондовых рынках России и США имеется разница в вопросе о сдаче мест членов фондовой биржи в аренду (в США это разрешено). Разрешение аренды места участника фондовой биржи могло бы расширить круг потенциальных инвесторов. Различаются и биржевые системы России (моноцентрическая биржевая система) и США (смешанный тип). Фондовые биржи этих стран схожи тем, что они создаются в форме некоммерческих организаций.
Таб. 2. Сравнение показателей Московской биржи и NYSE [15]
Показатель (2013 год) |
NYSE |
Московская биржа | ||
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
Рыночная капитализация листин-гованных компаний, млн. дол. |
14 085 944 |
17 949 884 |
825 340 |
770 656 |
Число листингованных компаний |
2339 |
2371 |
293 |
262 |
Следовательно, одной из важнейших задач развития российского фондового рынка является задача расширения его масштабов и повышение привлекательности для иностранных эмитентов и инвесторов.
Совершенствование технологии организации и механизма проведения торгов должны быть направлены на достижение прозрачности рынка и сокращение степени риска проводимых на нем операций.
Отсутствие достаточной государственной законодательной и нормативной базы на начальном этапе формирования рынка стимулировало его расширение и развитие и было привлекательно для участников фондового рынка высокой доходностью и практически полным отсутствием контроля со стороны финансовых и налоговых органов. Развитие и расширение деятельности на фондовом рынке приводит к необходимости формирования процесса саморегулирования рыночной деятельности.
Сейчас законодательная база более развита, однако всё ещё не достаточна. Кроме того, российский фондовый рынок регулируется только на государственном уровне, причём не существует постоянного органа, занимающегося контролем фондового рынка, как Комиссия по ценным бумагам (SEC) в США.
Перспективным направлением является создание эффективной системы саморегулирования, однако для этого необходимы время и соответствующая нормативно-правовая база (так, в США переход к саморегулированию фондовых бирж происходил постепенно и длился более полувека), поэтому в краткосрочном периоде должна развиваться система государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг.
Также для повышения доверия со стороны инвесторов и, соответственно, конкурентоспособности российских бирж необходимо принять меры по обеспечению прозрачности их деятельности и доступности информации об эмитентах, которые могут быть следующими:
-
совершенствование
- контроль за раскрытием информации эмитентами и своевременном предоставлении ими финансовой отчетности по международным стандартам;
- ведение централизованной открытой статистики по всем компаниям, акции и облигации которых торгуются на рынке
Созданные в ходе приватизации российские акционерные общества имеют короткую историю, у подавляющего большинства предприятий не выработана последовательная дивидендная политика. Многие эмитенты либо не выплачивают, либо выплачивают крайне низкие дивиденды, поэтому акции теряют свою привлекательность для рядовых инвесторов и приобретаются в расчете на рост их курсовой стоимости, а не на получение дивидендов. Следовательно, сделки с акциями носят скорее спекулятивный, а не инвестиционный характер. Регулярная выплата дивидендов могла бы повысить привлекательность акций и увеличить возможности привлечения капитала за счет новых выпусков акций.
Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга.
Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета. В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами и облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг.
Следующим шагом должно стать отделение клиринговой деятельности от биржевой, создание на этой базе технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации
Создание центрального депозитария является кратчайшим путем к решению таких важнейших проблем, как повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги и создание условий для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе клиринга, осуществляемого в клиринговых организациях.
Осуществление учета сделок с ценными бумагами в рамках центрального депозитария обеспечит уникальную возможность для организации централизованного клиринга при расчетах по сделкам с ценными бумагами, что позволит более эффективно использовать средства участников финансового рынка и существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Наличие центрального депозитария и централизованного клиринга позволит реализовать прозрачную и недорогую систему заключения сделок на российских биржевых площадках.
Фондовая биржа играет ключевую роль в развитии фондового рынка и экономики в целом, она придает необходимый динамизм и гибкость инвестиционному процессу. Она содействует аккумуляции временно свободных денежных средств, обеспечивает максимальную надежность и высокую ликвидность котируемых на ней ценных бумаг, способствует снижению рисков при осуществлении сделок с ценными бумагами, гарантирует доступность всем участникам рынка любой необходимой информацией о ситуации на рынке, а современные технологии, используемые на биржах сводят трансакционные издержки при заключении сделок к минимуму.
Российский фондовый рынок функционирует с 1990-х годов и ещё очень молод по сравнению с ведущими мировыми фондовыми рынками, однако экономические и организационные основы для его дальнейшего развития заложены, и необходимо их правильное развитие с учётом мирового опыта.
Основными целями в развитии биржевого рынка ценных бумаг в России являются:
-
повышение привлекательности
-
обеспечение прозрачности и
- создание эффективной системы саморегулирования фондового рынка через государственный контроль;
-
создание централизованной