Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Когда в экономической теории говорят о спросе, то имеют ввиду, не спрос отдельного человека, а учитывают рыночный спрос множества людей. Даже если спрос индивидуума будет удовлетворен, то это не окажет какого-либо заметного влияния на суммарный спрос совокупности людей, которые будут делать покупки, и тем самым общая сумма покупок будет увеличиваться. На свободном рынке, где действует множество людей, продажа и покупка не должны заметно сказываться на поведении других людей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
1. Спрос…………………………………………………………………………………………………………. 4
1.1 Кривая спроса …………………………………………………………………………….….… .8
1.2 Факторы спроса ………………………………………………………………………....…… 10
2. Закон спроса…………………………………………………………………………………………….. 12
2.1 Эффект Гиффена…………………………………………………………………………………. 14
3. Эластичность спроса……………………………………………………………………..…………. 15
3.1 Факторы влияющие на эластичность спроса ..…………..……………………. 19
3.2 Эластичность спроса по доходам. .…………………………………………………… 20
Вывод ………………………………………………………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………………………………………………. 22

Файлы: 1 файл

Экономика контрольная.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 На товары первой необходимости спрос неэластичный, на товары роскоши – спрос эластичный, именно на эти виды товаров  можно  резко увеличить спрос за счет снижения цены.

 Показатель  ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

  Существует два крайних случая:

  1. существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится).,
  2. либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

 Есть еще  одно обстоятельство, которое следует  учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой  уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

 Пример.. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной иене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна. Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.

 3.1 Факторы влияющие на эластичность спроса.

 Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие т о в а р о в – з а м е н и т е л е й.  Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

 Например, спрос  на хлеб относительно неэластичен. В  то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

 Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым  отдельной фирмой. Если на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или  близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы  будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

 Другим   важным    обстоятельством,   влияющим   на  ценовую  эластичность,  является   ф а к т о р   в р е м е н и.  В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

    Такая  тенденция изменения эластичности  во времени объясняется тем,  что с течением времени каждый  потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

 Различия  в эластичности спроса объясняются  также з н а ч и м о  с т ь ю  того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

 3.2 Эластичность спроса по доходу

 Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

 Основная  масса потребительских товаров  относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного  пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Литература:

 1. Баликоев  В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л. 2005. - 732 с.

 2. Ильенкова  Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие / Под ред. И.К.  Беляевского. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.

 3. Курс экономики:  учебник для вузов / Под ред.  Б.А. Райзберга. - 4-е изд., перераб.  и доп. - М.: 2003. - 672 с.

 4. А.С.Булатов Экономика: Изд. 3-е, перераб.  и дополн., учебник,под ред. доктора эконом.  наук проф. А. С.. Булатова- Москва «Ю Р ИСТЪ» 1999 г.

 5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005 - 672 с.

 6. А.Д.Шафронов Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд. пересм. и допол. – Брянск: РИО БГУ,  2011г.

Информация о работе Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса