Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:49, контрольная работа
Когда в экономической теории говорят о спросе, то имеют ввиду, не спрос отдельного человека, а учитывают рыночный спрос множества людей. Даже если спрос индивидуума будет удовлетворен, то это не окажет какого-либо заметного влияния на суммарный спрос совокупности людей, которые будут делать покупки, и тем самым общая сумма покупок будет увеличиваться. На свободном рынке, где действует множество людей, продажа и покупка не должны заметно сказываться на поведении других людей.
Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
1. Спрос…………………………………………………………………………………………………………. 4
1.1 Кривая спроса …………………………………………………………………………….….… .8
1.2 Факторы спроса ………………………………………………………………………....…… 10
2. Закон спроса…………………………………………………………………………………………….. 12
2.1 Эффект Гиффена…………………………………………………………………………………. 14
3. Эластичность спроса……………………………………………………………………..…………. 15
3.1 Факторы влияющие на эластичность спроса ..…………..……………………. 19
3.2 Эластичность спроса по доходам. .…………………………………………………… 20
Вывод ………………………………………………………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………………………………………………. 22
1.2. Факторы изменения спроса.
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при не изменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и не экономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнения к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай или кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых,
на покупательский спрос способны влиять
и такие неценовые факторы, как субъективные
предпочтения и вкусы потребителей, их
отношение к моде, дизайну товаров. Существенную
роль может сыграть конкуренция покупателей,
а также специфика покупательской психологии
(например, эффект толпы: многие устремятся
покупать тот товар, который почему-то
покупают все и т.д.)
3. Закон спроса
И шкала спроса, и кривая спроса дают возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость - обратная. Она формулируется в виде закона спроса. [5]
Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса снижается по мере увеличения цены товара. [3]
Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара:
Qd = f (P).
Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.
1. В подавляющем
большинстве случаев
2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.
3. Рост объема
спроса при снижении цены
4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат купить бутылку «Фанты». Удовольствие, или полезность, полученное от первой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет меньшее удовольствие, т.е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство согласится купить только при условии, если ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной.
Рассмотренные аргументы дают возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т.е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.
Но есть исключение
из этого правила!
2.1 Эффект Гиффена
Английский
экономист и статистик Роберт
Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда
повышение цены ведет к повышению
величины спроса. Эта ситуация названа
эффектом Гиффена. Он наблюдал, как
бедные рабочие семьи расширяют
потребление картофеля, несмотря на
его подорожание. Объяснение сводится
к тому, что картофель занимал большую
долю расходов на еду в бедных семьях.
Другую пищу, они могли себе позволить
нечасто. И если происходил рост цен на
картофель, бедная семья вынуждена была
отказываться от покупки мяса и других
полноценных продуктов и тратить весь
свой небольшой доход на покупку такого
товара, как картофель. Кривая спроса в
этом случае имела бы положительный наклон.
[5]
Эластичность - -это реакция спроса на изменение цены или мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. [7,1]
Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
Ер=5Q : 5P = 5Q . P
Q P 5P Q
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса , но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Пример:. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной иене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна.. Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.
Таблица 9.1. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов, шт. | Цена, руб. | Выручка, руб | Коэффициент эластичности |
500 | 3,5 | 1750 | - |
1000 | 3,0 | 3000 | 4,3 |
1500 | 2,5 | 3750 | 2,2 |
2000 | 2,0 | 4000 | 1,3 |
2500 | 1,5 | 3750 | 0,8 |
Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это ( 1000+1500) :2= 1250 батонов.
Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса sQ будет выглядеть:
где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения
где P0 и P1— соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как
отношение прироста величины спроса к
приросту цены:
Рассчитав коэффициенты эластичности , получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы. [ 6,4]
Суть концепции ценовой эластичности спроса заключается в следующем:
Таким образом, различают:
Информация о работе Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса