Спорт и рыночная экономика, реальный прогноз

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнастикой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Спорт как отрасль экономика и бизнеса……..………………………………..4

1.1. Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и
общества……………………………………………………………………………4

1.2. Экономика физической культуры и спорта как наука……………………..5

1.3. Экономические отношения в области спорта………………………………8

2. Финансирование физической культуры и спорта……………………………12

2.1. Общие принципы финансирования физической культуры и спорта…….12

2.2. Государственное финансирование физической культуры и спорта……...14

3. Ценообразование на спортивные товары и спортсменов……………………19

3.1. Ценообразование на спортивные товары и услуги…………………………19

3.2. Ценообразование на спортсменов……………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Наряду с  другими методами в экономике  физкультуры и спорта используется метод научной абстракции, когда объект исследования освобождается от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и находится в нем существенное, постоянное, типичное. Например, если цены на футболки возрастают, то их начинают меньше покупать. То же самое можно сказать о кроссовках, лимонаде или бутербродах. Абстрагируясь от вида товара можно сделать вывод, что данное явление носит характер закономерности, т.е. действительно для всех товаров. Таким образом, с помощью метода научной абстракции выводится закон спроса.

В экономике  физкультуры и спорта для иллюстрации тенденций и закономерностей часто используются такие способы представления данных, как графики, таблицы и диаграммы. С их помощью удобно проводить экономический анализ тех или иных  процессов, устанавливать взаимосвязи между явлениями, использовать инструментарий математики и информационно-компьютерных технологий.

 

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТА

Представление экономики физической культуры и  спорта было бы неполным без анализа  категорий потребностей и экономического интереса. Потребности можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы, то есть реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом (см. рис.1).

Рис.1 Взаимосвязь  индивидуальных и общественных потребностей с физкультурой и спортом.

Потребности людей, в конечном счете, преобразуются  в спрос, то есть желание и способность  покупать товары и услуги. Спрос  на спортивные товары и услуги в  рыночной системе порождает ответную реакцию со стороны производителей данной продукции – они разраба-тывают и поставляют на рынок все более качественные и совершенные товары спортивного назначения, стараются наиболее полно удовлет-ворить новые потребности общества.

Удовлетворяя  спрос, производители спортивных товаров  и услуг создают предложение, то есть то количество продукции, которое они намерены продать потребителям при сложившейся рыночной цене. Объемы спроса и предложения товаров на рынках определяются в соответствии с законами спроса и предложения, а также их взаимо-действием.

Как следует  из рис.1, спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды – профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия физкультурой и спортом позволяют людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст, делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом – категория не только медицинская, но и экономическая.

Немаловажное  место в иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт помогает многим людям реализовать  эту потребность, дает возможность  достичь вершин мастерства и славы  за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными видами деятельности, в том числе криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо общества, а направляются в деструктивное русло, нанося материальный и моральный ущерб экономике и обществу.

Рассматривая  потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности к отдыху и развлечениям. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать с трех точек зрения:

  • Во-первых, проводя свободное время на спортплощадках и стадио-нах, люди активно отдыхают от повседневного труда, наиболее полно восстанавливая свои физические и интеллектуальные ресурсы;
  • Во-вторых, активный отдых с элементами физической культуры и спорта являются альтернативой пассивному малоподвижному отдыху с поглощением чрезмерного количества пищи и алкогольных напитков;
  • В-третьих, проводя свой досуг на стадионах, спортивных трассах и в спорткомплексах в качестве болельщиков, люди получают необходимый заряд эмоций и переживаний, своеобразный катарсис.1 Кроме того, посещая спортивно-массовые мероприятия, болельщики расходуют на них денежные средства, создавая в сфере физкультуры и спорта новые рабочие места.

На макроуровне  спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни  и многогранны. Они включают в  себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения.

В современной  российской практике экономические  отношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления  находится индустрия спорта, спортивного  предпринимательства, туризма и  их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная система фирм, специализирующихся на:

  • Поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;
  • Предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;
  • Пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;
  • Страховании спортсменов;
  • Юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;
  • Трудоустройстве спортсменов и тренеров.

Например, российское спортивное агентство «Арена» предостав-ляет своим клиентам услуги по спортивному  маркетингу, поиску спонсоров и рекламодателей, в подготовке вещательных контрактов, в вопросах допинг-контроля и многом другом.

Конечно, при  становлении новой спортивной индустрии  и формировании рынков спортивных услуг  в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. И все-таки наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

2.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Способы и источники  финансирования спортивных организаций в нашей стране и за рубежом весьма разнообразны и неоднородны: финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются государственными органами, профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципалитетами и образовательными структурами. Кроме того, средства на физическую культуру и спорт поступают по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также от отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные клубы и организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность – издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на телевизионную и радиотрансляцию соревнований и интервью, осуществляют трансферты1 или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности (см. схему на рис.2).

 

 

 

 

Рис.2 Структура источников финансирования

спортивных  клубов и организаций.

 

Как видно из представленной структуры источников финанси-рования, они складываются из пяти основных групп:

  1. Государственного финансирования, осуществляемого из феде-рального и местного бюджетов;
  2. Самофинансирования, осуществляемого спортивными организа-циями за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства;
  3. Финансирования по линии внебюджетных фондов, образова-тельных учреждений и профессиональных союзов;
  4. Финансирования, осуществляемого по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций;
  5. Поступлений от благотворительной деятельности (меценат-ства) отдельных граждан и организаций.

Очевидно, что  все отмеченные группы источников финансирования значительно различаются по своей  экономической природе, а также  формам и способам получения денежных средств. Более того, даже внутри одной группы инструменты финансирования могут весьма существенно дифференцироваться.

Так, например, государственное финансирование может  осущест-вляться в виде налоговых  льгот (когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие), субсидий (денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам) или субвенций (целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы). То же самое можно сказать и о предпринимательской деятельности в физкультуре и спорте, которая затрагивает самые разнообразные направления привле-чения финансовых ресурсов.

Рассмотрим  более детально основные принципы финансирования физической культуры и спорта из бюджетных и внебюджетных источников.

 

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Значение физической культуры и спорта для экономики  и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные  органы в России и за рубежом активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта в своих странах и на межгосударственном уровне. Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений. В частности, поддержка оказывается:

  • На законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта;
  • В части прямого финансирования физкультуры и спорта. Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия;
  • В виде косвенного финансирования. Например, если государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, то это, в сущности, эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях;
  • В виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, государство берет на себя расходы по строительству Олимпийской деревни). В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти – они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным  направлениям не хаотично и бессистемно, а на основе специально разработанных перспективных планов. Планы развития физической культуры и спорта формируются на федеральном, республиканском, областном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных районов и спортивных организаций. Все эти планы взаимоувязываются и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план государственного развития физической культуры и спорта с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия.

Планирование  обеспечивает целенаправленное и согласованное  общественное воздействие на развитие физкультуры и спорта на основе единого плана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и каждой отдельной личности в физическом совершен-ствовании.

С помощью планирования физической культуры и спорта решаются следующие задачи:

  • Определяются общие направления и выделяются приоритеты развития физкультуры и спорта в стране в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
  • Устанавливается численность аппарата управления физической культурой и спортом;
  • Устанавливается количество научно-исследовательских органи-заций в области спорта, а также вырабатываются перспективные направления научно-технического прогресса в сфере физкультуры и спорта;
  • Устанавливаются конкретные задания по развитию массового и профессионального спорта;
  • Устанавливается оптимальная численность занятых в сфере физической культуры и спорта кадров;
  • Обеспечивается комплексное развитие всех элементов единой системы физкультуры и спорта;
  • Устанавливаются ориентиры по дальнейшему повышению уровня мастерства всех участников спортивных отношений;
  • Приводятся в соответствие с финансовыми и материальными ресурсами все запланированные мероприятия.

           На основе составленных и утвержденных  правительственными органами планов  развития физической культуры  и спорта формируются бюджеты соответствующих уровней по статьям расходов на спортивные мероприятия. Таким образом, налоговые платежи от физических и юридических лиц государственные и муниципальные органы направляют на развитие физкультуры и спорта в стране. Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, – осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования.

Информация о работе Спорт и рыночная экономика, реальный прогноз