Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния растениеводства в Чувашской Республике (ЧР).
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1)рассмотрение теоретических аспектов растениеводства;
2)изучение специфики растениеводства
3) анализ современного состояния растениеводства в ЧР и выявление основных проблем
4) рассмотрение возможных путей решения выявленных проблем
Введение…………………………………………………………………….….....3
Глава 1. Теоретические аспекты растениеводства………..................................5
1.1. Место и роль растениеводства в АПК……………. …………………….…5
1.2. Государственное регулировании АПК……………………………….….…7
Глава 2. Современное состояние растениеводства в Чувашской республике.14
2.1. Аспекты развития АПК в республике …………………………….............14
2.2. Территориальное размещение плодородных почв на территории ЧР… 19
2.3. Анализ состояния растениеводства в Чувашской Республике…………..22
Глава 3. Возможные пути решения проблем растениеводства и АПК ЧР в целом ……………..……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………33
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Чувашский
государственный университет
Финансово-экономический институт
Кафедра
макроэкономического
Курсовая
По дисциплине: Экономика Чувашской Республики
Тема: Современное состояние растениеводства
в Чувашской
Республике
Чебоксары 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические
аспекты растениеводства………............
1.1. Место и роль растениеводства в АПК……………. …………………….…5
1.2. Государственное регулировании АПК……………………………….….…7
Глава 2. Современное состояние растениеводства в Чувашской республике.14
2.1. Аспекты развития АПК в республике …………………………….............14
2.2. Территориальное размещение плодородных почв на территории ЧР… 19
2.3. Анализ состояния растениеводства в Чувашской Республике…………..22
Глава
3. Возможные пути решения проблем растениеводства
и АПК ЧР в целом ……………..……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………33
Приложения
Введение
Растениеводство - одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства, включающая ряд таких подотраслей как зерновое производство, льноводство, свекловодство, картофелеводство, овощеводство, садоводство, виноградарство, производство масличных и ряда других культур.
В России возделывается более 400 разных видов растений, имеющих определенное хозяйственное значение. Наибольшие площади засеваются зерновыми культурами – яровой и озимой пшеницей, ячменем, овсом, рожью, кукурузой, зернобобовыми и крупяными культурами. Из других продовольственных культур значительные площади занимают картофель, овощные, сахарная свекла.
Растениеводство в значительной мере определяет благосостояние населения страны. Характерная особенность растениеводства – сезонность, зависящая от погодных и природно-климатических условий. Главными орудиями и средствами труда в растениеводстве являются земля и растение.
Народнохозяйственное значение растениеводства огромно и в первую очередь определяется тем, что оно обеспечивает человека практически всей продукцией растительного происхождения. Растениеводство является источником сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Под системой растениеводства подразумевают комплекс организационных мероприятий, технологических и технических средств по рациональному ведению полеводства, садоводства, виноградарства, лугопастбищного кормопроизводства и других отраслей растениеводства. Основой растениеводства является система земледелия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий. Эти мероприятия направлены на эффективное использование земли, получение устойчивой и высокой урожайности сельскохозяйственных культур. Отрасли растениеводства производят более 40% всей сельскохозяйственной продукции страны. Растениеводство - основа сельского хозяйства. От его уровня развития зависит и уровень животноводства России.
Целью работы является изучение современного состояния растениеводства в Чувашской Республике (ЧР).
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1)рассмотрение
теоретических аспектов
2)изучение специфики растениеводства
3) анализ современного состояния растениеводства в ЧР и выявление основных проблем
4)
рассмотрение возможных путей
решения выявленных проблем
Глава 1 . Теоретические аспекты растениеводства
1.1.Место и роль растениеводства в АПК
Общая
площадь сельскохозяйственных угодий
России 91,7 млн. га. В структуре
За годы советской власти, вплоть до 1975 г., в России имел место рост посевных площадей в значительной мере за счет освоения целинных и залежных земель в восточных районах Северного Кавказа, Заволжье, на Южном Урале и в Западной Сибири. К 1975 г. посевные площади России возросли по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 2 раза и достигли 126,5 млн. га, а затем началось их сокращение, продолжающееся и в настоящее время Более половины всех посевных площадей России (53%) занято зерновыми и зернобобовыми культурами (2/3 - под яровыми и 1/3 - под озимыми). Однако в связи с более чем двукратным превышением средней урожайности озимых хлебов по сравнению с яровыми в общем объеме производства зерна России преобладают озимые посевы.
Хлеб и хлебопродукты всегда занимали главенствующее положение в рационе питания жителей России благодаря своей высокой питательности, отличным вкусовым свойствам, неприедаемости, хорошей усвояемости и насыщаемости, простоте приготовления, сравнительной устойчивости в хранении и дешевизне. По биологическим нормам питания в среднем на душу населения в год в наших условиях необходимо 120-140 кг хлебопродуктов. Но, кроме хлебопродуктов, человеку требуется мясо, молоко и другие продукты.
Растениеводство дает 40% всей продукции сельского хозяйства России: 43% - в 1980 г., 42% - в 1990 г., 37% - в 2000 г., 55% -в 2009 г. От его развития всегда зависело и животноводство, поскольку его кормовую базу в значительной степени обеспечивает именно растениеводство.
Особенно
напряженное положение в
В
последние десятилетия особенно
быстро возрастали площади под ячменем
и увеличивался валовой сбор этой
культуры, в результате чего сегодня
он прочно занял второе место среди
зерновых культур страны после пшеницы.
Далее по суммарному сбору следуют
овес и рожь. Все остальные зерновые культуры
(кукуруза, просяные, гречиха, зернобобовые
и рис) не играют существенной роли ни
в посевных площадях, ни в общем урожае
зерновых в стране. Из технических культур
большое народнохозяйственное значение
имеют лен-долгунец и конопля. Их волокно
используется в текстильной и пеньковой
промышленности для выделки полотна, канатов
и других изделий. Из семян этих растений
вырабатывается льняное и конопляное
масла, употребляемые в пищу, а также используемые
в различных отраслях промышленного производства.
Отходы переработки семян льна-долгунца
и конопли идут на корм скоту. Технические
культуры - волокнистые, масличные, сахароносные
растения -- обеспечивают производство
сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности:
текстильной, маслоэкстракционной, сахарной
и др. Технические культуры занимают лишь
5% всей посевной площади (6 млн га), но они
более дорогие и их удельный вес в валовой
продукции сельского хозяйства гораздо
выше.
2.1. Государственное регулирование АПК
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях. Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора--сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д. Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации. В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой. В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли. Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства. Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона--потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил. В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы. Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме промышленности по производству средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хранением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях. В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства--падением производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения--требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны. Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и сокращение сроков выхода из аграрного кризиса. Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции. В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям специализацию производства, найти более квалифицированных руководителей и т. п.
Информация о работе Современное состояние растениеводства в Чувашской Республике