Современное состояние проблемы уровня жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:51, реферат

Краткое описание

Здесь мы рассмотрим понятие уровня жизни, связанную с ним систему показателей, необходимых для комплексного прогноза, а также проблемы, возникающие в нашей стране, опираясь на конкретные показатели.

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 69.12 Кб (Скачать)

Потребительская корзина – минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности;

Прожиточный минимум  – стоимостная оценка потребительской  корзины, а также обязательные платежи  и сборы.

Прожиточный минимум  имеет непосредственное отношение  к уровню жизни и суммирует  нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социально-демографическим группам  населения, природно-климатическим  зонам, национальным особенностям и  др. факторам.

Потребительская корзина и прожиточный минимум  позволяют полнее охарактеризовать жизнедеятельность людей и являются составными частями системы показателей  доходов и уровня жизни населения.

Уровень жизни  – это комплексная социально-экономическая  категория, которая отражает уровень  развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Подготовлен и  принят пакет законодательных и  нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую базу по исполнению закона.

В феврале 1999 г. Правительство Российской Федерации  приняло постановление № 192 “Об  утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской  корзины для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации”.

В ноябре 1999 г. принят Федеральный закон № 201 “О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации”. Законом установлена  потребительская корзина для  основных социально-демографических  групп, которая определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается  в натуральных показателях.

Законом регламентируется порядок определения продовольственных  наборов, наборов непродовольственных  товаров и услуг.

Методические  рекомендации по определению потребительской  корзины обеспечивают единый методический подход к определению потребительской  корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Министерство  здравоохранения разработало минимальный  набор продовольственных товаров, Госкомитет по ЖКХ - минимальный набор  платных жилищно-коммунальных услуг  и минимальный набор услуг  энергоснабжения, Министерство промышленности, энергетики и транспорта - минимальный  набор транспортных услуг, Министерство социальной защиты населения и труда  совместно с Советом профсоюзов разработали минимальный набор  предметов культурно-бытового и  хозяйственного назначения.

В результате внедрения  новой технологии расчета величина прожиточного минимума будет научно обоснованной, т.к. в потребительскую  корзину войдут натуральные показатели норм потребления не только продовольственного набора, но и минимального набора непродовольственных  товаров индивидуального и общесемейного  пользования, минимального набора платных  услуг, рассчитанных с учетом научных  рекомендаций по минимальным объемам  потребления и перечню товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум  действительно станет социальным стандартом, учитываемым при разработке и  реализации социальной политики, при  оценке уровня жизни населения, обосновании  устанавливаемых на федеральном  уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера  пенсий по старости, а также при  определении размеров стипендий, пособий  и других социальных выплат. В конечном итоге он станет одним из основных показателей при формировании федерального и региональных бюджетов.

Реализация Закона Российской Федерации “О прожиточном  минимуме в Российской Федерации” имеет первостепенное значение для  создания единого социального пространства на всей территории страны. Оно предполагает наличие такой системы, в которой  бы, с одной стороны, была четко  закреплена доля централизованных на федеральном уровне финансовых ресурсов, способных нивелировать чрезмерную региональную дифференциацию в доходах, а с другой – гарантировать  региональную финансовую децентрализацию.

С переходом  на новую методику расчетов и оценок прожиточного минимума у органов  государственного управления появится возможность реально оценивать  уровень жизни населения и  принимать эффективные меры по его  научно обоснованному регулированию.

5. Практическая часть

1. Первый расчет  должен показать, какой объём  и структура производства обеспечивает  заданную структуру и объём  потребления домашних хозяйств. Иными словами, какой объём  выпуска соответствует определенному  показателю уровня жизни населения.

Задача здесь  сводится к расчету следующей  цепочки:

ВВП – ДОХОДЫ - ПОТРЕБЛЕНИЕ  Д/Х – СРЕДНЕДУШЕВЫЕ

РАСХОДЫ - ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА.

Мы взяли данные 2002 года, на котором заканчивается  необходимая доступная для данного  исследования информация:

Структура потребительских  расходов домашних хозяйств

(по  материалам выборочного  обследования бюджетов  домашних хозяйств; в процентах к  итогу)

  1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Потребительские расходы - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
      в том числе:
                       
расходы на покупку продуктов для домашнего питания 36,1 35,0 31,5 49,0 47,2 43,0 51,3 52,0 47,6 45,9 41,7 37,7
      из них  на покупку:
                       
      хлеба и хлебных  продуктов
4,3 3,8 3,1 8,2 9,5 7,6 8,2 8,6 8,1 8,5 7,1 6,5
      картофеля
0,9 0,7 0,8 1,0 0,9 0,6 0,9 1,2 0,9 0,8 0,8 0,8
      овощей и  бахчевых
2,8 2,6 3,0 2,9 2,7 2,5 2,9 3,0 2,5 2,4 2,4 2,3
      фруктов и  ягод
2,8 3,2 3,4 2,8 2,7 2,4 2,5 2,3 2,4 2,3 2,3 2,2
      мяса и  мясных продуктов
9,3 9,5 8,6 13,2 12,2 12,0 14,2 13,6 13,1 13,3 12,5 10,9
      рыбы и  рыбных продуктов
1,7 1,5 1,3 2,2 2,2 2,4 2,9 2,7 2,5 2,6 2,4 2,1
      молока и  молочных продуктов
5,6 5,3 4,0 7,4 6,8 6,1 7,3 7,0 6,4 6,0 5,6 5,1
      сахара и  кондитерских изделий
5,1 4,8 3,8 6,0 5,1 4,9 6,0 6,6 5,9 4,4 3,5 3,1
      яиц
1,8 1,6 1,1 1,5 1,5 0,8 1,1 1,4 1,2 1,1 0,9 0,8
      масла растительного  и других жиров
0,8 0,8 0,6 1,5 1,2 1,2 2,1 2,3 1,5 1,3 1,3 1,0
      чая, кофе, безалкогольных напитков и др.
1,0 1,2 1,8 2,3 2,4 2,5 3,2 3,3 3,1 3,2 2,9 2,9
расходы на питание вне дома (общественное питание) 6,4 5,8 4,6 3,0 3,0 2,8 2,0 1,7 1,8 2,5 2,4 3,0
расходы на покупку алкогольных напитков 5,4 4,6 5,0 2,5 2,5 2,8 2,6 2,5 2,5 2,4 2,2 2,2
расходы на покупку непродовольственных  товаров 37,8 40,2 45,8 31,8 31,3 36,5 30,2 30,8 34,3 34,4 36,2 37,3
      в том числе  на покупку:
                       
      одежды, обуви, белья, тканей
21,0 21,6 23,6 14,6 14,0 14,8 12,9 13,5 15,5 13,4 13,3 12,4
      телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений
3,0 3,7 5,0 3,9 3,7 4,1 2,8 2,6 3,2 3,2 3,4 4,4
      транспортных  средств
2,1 2,4 2,3 2,0 2,0 5,6 2,3 3,1 2,8 3,6 4,6 4,3
      строительных  материалов
0,7 0,9 1,6 1,4 1,3 0,9 1,1 0,9 1,0 1,4 1,5 1,9
      топлива
0,4 0,3 0,2 1,1 1,1 1,1 1,0 1,3 1,5 1,3 1,6 1,7
      товаров и  принадлежностей по ведению хозяйства, мебели
5,0 5,4 5,7 3,6 3,5 4,9 4,2 3,8 4,5 5,2 5,7 6,4
      предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских  товаров и др.
1,8 1,9 2,7 2,9 3,4 3,4 3,8 3,8 3,9 3,9 3,9 4,0
      табачных  изделий
0,9 1,0 0,9 1,0 1,0 1,0 1,4 1,3 1,2 1,1 1,0 1,0
      других непродовольственных  товаров
2,9 3,0 3,8 1,3 1,3 0,7 0,7 0,5 0,7 1,3 1,2 1,2
расходы на оплату услуг 14,3 14,4 13,1 13,7 16,0 14,9 13,9 13,0 13,8 14,8 17,5 19,8
      в том числе  на оплату:
                       
      жилищно-коммунальных услуг
3,7 3,9 3,1 4,3 5,7 5,1 5,2 4,7 4,6 5,2 6,2 7,2
      из них:
                       
      жилья
1,2 1,2 1,0 1,3 1,7 1,6 1,5 1,6 1,2 1,0 1,2 1,3
      коммунальных  услуг
2,5 2,7 2,1 3,0 4,0 3,5 3,7 3,1 3,4 4,2 5,0 5,9
      услуг по ремонту (изготовлению)
1,2 1,2 1,3 1,4 1,3 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,5 2,1
      из них:
                       
      одежды и  обуви
0,7 0,7 0,5 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
      мебели, предметов  домашнего обихода, электротоваров и т.д.
0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
      транспортных  средств2)
... ... ... 0,2 0,2 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4
      квартир, домов  и других построек
0,3 0,3 0,5 0,6 0,5 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,8 1,4
      прочих бытовых  услуг
0,6 0,7 0,8 0,8 0,9 1,0 0,8 0,7 0,8 0,6 0,7 0,6
      услуг учреждений культуры
1,0 0,8 0,9 0,2 0,2 0,5 0,5 0,4 0,4 1,0 1,1 1,4
      услуг в системе  образования
2,3 2,4 2,2 1,2 1,3 1,0 1,0 1,5 1,2 1,4 1,7 1,6
      из них  дошкольного воспитания
2,3 2,4 2,2 0,7 0,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
      медицинских услуг 3)
... ... ... 0,4 0,5 0,7 0,6 0,6 1,0 0,6 0,9 0,7
      санаторно-оздоровительных  услуг
1,4 1,4 1,1 0,7 0,7 0,7 0,5 0,3 0,6 0,4 0,3 0,5
      услуг правового  характера 3)
... ... ... 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,1 0,0
      услуг пассажирского  транспорта
3,4 3,2 2,6 3,6 4,0 3,2 2,6 2,4 2,6 2,5 2,7 2,8
      услуг связи
0,4 0,5 0,5 1,0 1,3 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 1,5 1,9
      прочих услуг
0,3 0,3 0,6 0,0 0,0 0,3 0,4 0,2 0,3 0,9 0,8 1,0

Далее мы соотнесли  данную таблицу расходов с таблицей МОБ, действуя по принципу:

расходы на покупку  продуктов для домашнего питания + расходы на покупку алкогольных  напитков (кстати, удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни: чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества), например, относили к “доле потребительских расходов в пищевой промышленности”. Скомпоновав, таким образом, доли потребительских расходов в 22 отраслях, мы получили следующую картину:

Наименование  показателей Доля  потребительских расходов,%
  100
Электроэнергетика 0
Нефтегазовая 1,6
Угольная  промышленность 0
Горючие сланцы и торф 0
Черная  металлургия 0
Цветная металлургия 0
Химия и нефтехимия 3,9
Машиностроение  и металлобработка 4,6
Лесная  и деревообрабатывающая 0
Промышленность  строительных материалов 1,5
Легкая  промышленность 20
Пищевая промышленность 43,9
Прочие  отрасли промышленности 4,6
Строительство 0
Сельское  и лесное хозяйство 0
Транспорт и связь 4,2
Торговля, посредническая деятельность и общепит 2,4
Прочие  виды деятельносту по производству товаров  и услуг 1,6
ЖКХ и непроизводстенные виды бытового обслуживания 7,7
Здравоохранение, физю культура и социальное обеспечение 1,2
Наука 2,8
Управление 0

Далее за абсолютную величину расходов населения за 2002 год мы приняли взятое из официальных  источников сумму - 5000 млрд. рублей и  нашли абсолютную величину расходов домашних хозяйств для каждой отрасли. Затем из официального источника  мы вынесли численность населения  за 2002 год и, с помощью этих данных, нашли среднедушевой конечный спрос, выраженный в рублях.

На последней  стадии наша задача сводилась к отысканию  выпуска каждой отрасли, т.е. вектора  Х, при заданном конечном спросе. Все  расчеты произведены в EXCEL.

Абсолютная величина расходов, млрд.руб Среднедушевые

расходы , руб

∑5000 ∑5000000000000,00
0 0
80 551724,1379
0 0
0 0
0 0
0 0
195 1344827,586
230 1586206,897
0 0
75 517241,3793
1000 6896551,724
2195 15137931,03
230 1586206,897
0 0
0 0
210 1448275,862
120 827586,2069
80 551724,1379
385 2655172,414
60 413793,1034
140 965517,2414
0 0
5000 34482758,62

Информация о работе Современное состояние проблемы уровня жизни