Современное состояние проблемы уровня жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:51, реферат

Краткое описание

Здесь мы рассмотрим понятие уровня жизни, связанную с ним систему показателей, необходимых для комплексного прогноза, а также проблемы, возникающие в нашей стране, опираясь на конкретные показатели.

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 69.12 Кб (Скачать)

2. Основные направления  государственного  регулирования

На современном  этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения  и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения  во многом зависит направленность и  темпы дальнейших преобразований в  стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая  стабильность в обществе. Решение  этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был  бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому  все преобразования, которые, так  или иначе, могут повлечь изменение  уровня жизни, вызывают большой интерес  у самых разнообразных слоев  населения.

Наиболее существенными  факторами, которые могут кардинально  влиять на изменение уровня жизни  населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных  ветвей власти, наличие оппозиции, различных  партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему  экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые  условия для повышения уровня жизни в стране.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения  страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что  привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного  меньшинства. Наиболее подготовленными  к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной  номенклатуры и лидеры ''теневой  экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение  пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В  результате чего было коренным образом  подорвано доверие к новому строю  и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные  компоненты уровня жизни.

Итак, существует три основных направления регулирования  уровня жизни:

1. С помощью государственных  минимальных социальных  стандартов. Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

2. С помощью регулирования  оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

3. С помощью регулирования  социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых  установок связаны преимущественно  с обоснованием показателей народного  благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой  будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым  ориентирам, станет определяться возможностями  повышения жизненного уровня населения  на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс  роста жизненного уровня населения  сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения  сбалансированности экономики и  повышения ее эффективности.

3. Основные нормативно-правовые  документы, регулирующие  уровень жизни

1. Конвенции  Международной организации труда  (МОТ)

2. Концепции  ООН

3. Методика расчета  минимального потребительского  бюджета (1991г., министерство труда)

4. Методические  рекомендации по расчетам прожиточного  минимума по регионам (1992г., министерство  труда)

5. Указ Президента  России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских  бюджетов населения Российской  Федерации”.

6. Федеральный  Закон “О прожиточном минимуме  в Российской Федерации” (24 октября  1997 г.)

7. Постановление  № 192 “Об утверждении Методических  рекомендаций по определению  потребительской корзины для  основных социально-демографических  групп населения в целом по  Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации” (февраль  1999 г.)

8. Федеральный  закон № 201 “О потребительской  корзине в целом по Российской  Федерации” (ноябрь 1999 г.)

Далее будет  подробнее рассказано о каждом из этих документов.

4. Историческое развитие  регулирования уровня  жизни

В качестве интегрального  показателя в социальной практике до 90-х годов использовался показатель среднедушевого реального дохода. Основные формы его повышения: рост реальной заработной платы и увеличение выплат из общественных фондов потребления. В показателе “реальные доходы” кроме денежных доходов учитывались натуральные доходы в стоимостной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы, вклады населения в ценные бумаги, сбережения.

С 1992 г. используется новый показатель – “реально располагаемые  доходы” (денежные доходы за минусом  налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции).

Различие между  двумя показателями заключается  не только в том, что реально располагаемые  доходы – это объемный показатель, а среднедушевой реальный доход  – это средний размер дохода на душу населения, но и в методологии  расчета.

Как наиболее информативные  в отечественной и зарубежной практике используются показатели бедности: абсолютной и относительной. Абсолютная бедность – это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (семьи).

Исходя из положений  этих теоретических разработок и  учитывая сложившуюся международную  практику, в Российской Федерации  была предпринята попытка в нормативном  порядке установить показатель уровня жизни.

В 1991 г. Министерством  труда РФ была утверждена Методика расчета минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский  бюджет – это наименьший доход, который  обеспечивает нормальное воспроизводство  рабочей силы. Он учитывает не только расходы на питание, но и потребности  человека в вещах, услугах, отдыхе. Говоря проще, это минимальный уровень  нормальной жизни, в котором учитывается  более 300 позиций.

Однако в первом полугодии 1993 г. в России имели доходы ниже минимального потребительского бюджета 81 % населения. По меркам развитых стран, данный показатель и есть уровень  бедности. Например, в США ниже этой черты проживает всего около 15 % граждан.

Стало ясно, что  данный показатель не может применяться, поскольку возможности экономики  страны не обеспечивают минимального потребительского бюджета для подавляющего большинства населения.

Поскольку существовала острая необходимость в каком-то расчетном показателе, который бы применялся при определении минимальных  потребностей населения, пенсий, социальных пособий и других нужд, в качестве вынужденной меры в оборот был  введен показатель “прожиточный минимум”.

В ноябре 1992 г. Министерство труда Российской Федерации направило  в регионы Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам, разработанные в соответствии с Указом Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных  потребительских бюджетов населения  Российской Федерации”.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную  оценку натурального продовольственного набора прожиточного минимума, а также  включает в себя расходы на непродовольственные  товары, на налоги и другие обязательные платежи. На основе методических рекомендаций можно рассчитать не только величину среднедушевого прожиточного минимума, но и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров.

Такие расчеты  позволяют формировать прожиточный  минимум практически для любых  типов семей: супружеская пара с  детьми и без детей, матери-одиночки и т.п. При формировании бюджета  прожиточного минимума семьи необходимо учитывать объективные факторы, формирующие различия в уровне потребительских  расходов одиночек и семей.

Прожиточный минимум, рассчитанный по методике 1992 г., существенно  отличается от минимального потребительского бюджета, т.к. содержит весьма ограниченный минимальный набор продовольственных  товаров, расходы на непродовольственные  товары, услуги. Налоги и обязательные платежи даны не в натуральных  показателях, а в процентном отношении  к стоимости продовольственного набора. По сути, это сумма потребления  товаров и услуг, способная поддержать существование людей на короткий кризисный период экономики (один –  два года).

Тем не менее, такая  методика применяется до сих пор, что влечет за собой ряд негативных последствий. Главным из них является расширение маргинальных слоев населения  и потеря веры среди людей, входящих в эти слои, в поддержку государства, а это, в свою очередь, не позволяет  создать условия для укрепления социальной стабильности

Кроме того, что  введение в социальную практику нормативного показателя, не обеспечивающего устойчивое развитие общества, само по себе является опасным, при подготовке методики были допущены серьезные просчеты. Например, проведенное зонирование территории России не в полной мере учитывало  различие природно-климатических условий, национальных традиций, характера расселения и т.д., что привело к необоснованному  отнесению ряда регионов с суровыми природно-климатическими условиями  к регионам, имеющим более благоприятные  условия.

Чрезвычайно важным становится введение в научный оборот и в практику социального управления не суррогатных расчетных и оценочных  показателей уровня жизни, как это  было до сих пор, а показателей, которые  позволяют производить расчеты, оценку и регулирование уровня жизни населения России в рамках практики, общепринятой в мировом сообществе.

Необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится  гарантировать всем гражданам. Наличие  реально функционирующего механизма  обеспечения минимальных социальных стандартов – условие и признак  общей управляемости в стране, потеря которой не только деморализует общество, но и лишает его надежды  на исправление положения в будущем.

Царящий в экономике  и социальной сфере управленческий хаос грозит существованию самого федеративного  государства. Начинать его преодоление  следовало бы с наведения порядка  в законодательстве, в том числе  социальном. В специальных изданиях идет заинтересованный разговор о необходимости  принятия кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и  внутренне согласованную систему  гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении  и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии средств, в  частности, путем ограничения количества льгот для одного пользователя.

Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально  новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения  на их основе.

В Российской Федерации  в этом направлении предприняты  реальные шаги, прежде всего, упорядочивающие  определения понятий.

Так, 24 октября 1997 г. был принят Федеральный Закон  “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. В статье 1 закона даны определения понятия “потребительская корзина” и “прожиточный минимум”:

Информация о работе Современное состояние проблемы уровня жизни