Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:12, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение банковской системы, изучение этапов её становления, а также оценка деятельности и выявление перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Общая характеристика банковской системы…………………………………....6
1.1 Понятие банковской системы………………………………………………….6
1.2 Виды и функции банков………………………………………………………...8
1.3 Эволюция банковской системы……………………………………………....10
2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь…………………12
2.1 Организация и структура банковской системы……………………………...12
2.2 Специфика функционирования банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………13
3. Проблемы и пути совершенствования современной банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………….17
3.1 Проблемы развития банковской системы……………………………………17
3.2 Направление развития банковской системы…………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Специфика функционирования банковской системы Республики Беларусь формируется за счет огромного количества факторов, влияющих на экономическую ситуацию в стране, в зависимости от структуры банковской системы и прочих особенностей.
Особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь строятся на следующих принципах:
Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами.
На сегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет
промышленность; экономика
республики имеет ограниченную внутреннюю
сырьевую и топливно-энергетическую
базу, тесно связана торгово-
3. Проблемы и
пути совершенствования
3.1. Проблемы развития банковской системы Республики Беларусь
Исходя из текущей непростой макроэкономической ситуации в Республике Беларусь, а также в связи со сложными условиями развития экономики можно выделить ряд проблем, с которыми сталкивается банковская система нашей страны:
1. Дефицит ликвидности.
Сохраняется высокая зависимость банков от краткосрочных ресурсов Национального банка. Это создает дополнительный источник эмиссии, что представляет угрозу для устойчивости национальной валюты.
Национальный банк в целях обеспечения устойчивости белорусского рубля должен ужесточить подходы к оказанию ресурсной поддержки банков. Объем рефинансирования до конца должен быть жестко ограничен и постепенно снижен. В этих условиях банкам придется самостоятельно решать проблемы с собственной ликвидностью. Необходимо выстраивать кредитную политику (в том числе при кредитовании государственных программ) с учетом своих возможностей по формированию ресурсной базы за счет неэмиссионных источников.
2. Необходимость обеспечения выполнения нормативов безопасного
функционирования.
С учетом выхода на единый курс и девальвации официального курса белорусского рубля возникают временные нарушения нормативов безопасного функционирования банков. Это связано с сокращением объема нормативного капитала в эквиваленте евро, а также с переоценкой активов в иностранной валюте.
Национальный банк предоставит банкам время для урегулирования данной ситуации. Банкам, в свою очередь, необходимо с участием своих собственников разработать и реализовать комплекс мер по устранению нарушений и увеличению капитала банка.
3. Рост проблемных активов и проблемной задолженности клиентов.
Сложные экономические условия оказали негативное воздействие на качество банковских активов. Это также вызывает рост расходов на формирование специальных резервов, снижая тем самым объем прибыли и замедляя рост нормативного капитала. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, по банковскому сектору за девять месяцев увеличилась на 0,61 процентного пункта, до 4,16% на 1 октября 2011 г.
Для преодоления кризисной ситуации Национальный банк осуществляет плавное повышение процентных ставок. Это позволяет учитывать интересы кредитных заемщиков, предоставляя время для адаптации к новым экономическим условиям. В то же время курс на ужесточение денежно-кредитной политики будет продолжен.
Банкам при проведении кредитной политики необходимо учитывать вероятное дальнейшее повышение процентных ставок, снижение экономической активности, ограниченный рост денежных доходов населения.
В части ранее выданных кредитов необходимо провести анализ последствий, связанных с динамикой проблемных активов, определить и обеспечить выполнение комплекса мер по их нейтрализации.
При выдаче новых кредитов следует обеспечить повышение требований к заемщикам.
Первоочередную кредитную поддержку должны получить валютоокупаемые и импортозамещающие проекты. Именно экспортно-ориентированные сектора экономики могут демонстрировать наибольший рост и наибольшую доходность.
4. Пересмотр кредитных отношений с физическими лицами.
Недопустим чрезмерный рост кредитной нагрузки на население.
Национальный банк в письме от 2 сентября 2011 г. № 04-17/205 рекомендовал банкам пересмотреть процентную политику на кредитном рынке и разработать комплекс мер по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению кредитной задолженности. При этом необходимо использовать индивидуальный подход в зависимости от цели кредита и личных обстоятельств заемщика.
Банкам необходимо постоянно держать этот вопрос на контроле и продолжить реализацию соответствующих мер.
5. Рост наличных денег в обращении.
За январь — сентябрь 2011 г. удельный вес наличных денег в рублевой денежной массе увеличился на 3 процентных пункта, до 20% на 1 октября 2011 г. в абсолютном выражении объем наличных денег в обороте увеличился на 3,2 трлн. руб., до 7,7 трлн. руб.
В связи с этим Национальный банк должен принять меры по минимизации роста эмиссии наличных денег путем:
● стабилизации экономической ситуации и стимулирования срочных банковских вкладов в национальной валюте;
● совершенствования нормативно-
● развития системы безналичных расчетов.
Банкам в условиях ужесточения подходов к оказанию ресурсной поддержки Национального банка следует активно работать с клиентами над снижением использования наличных денег. Прирост наличных денег в обороте на 3,2 трлн. руб. — это упущенные ресурсы банков. Необходимо активно предлагать клиентам соответствующие банковские продукты и услуги, стимулировать развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.
6. Высокая внешняя дебиторская задолженность предприятий-экспортеров.
По данным платежного баланса, внешняя дебиторская задолженность на 1 сентября 2011 г. составила 5,3 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2011 г. на 1,4 млрд. долл. США.
Принимаемые действенные меры по возврату в страну валютной выручки в установленные сроки призваны снизить внешнюю дебиторскую задолженность к концу 2011 г.
Национальным банком приняты меры по ужесточению условий выдачи субъектам хозяйствования разрешений на продление сроков поступления экспортной выручки от внешнеторговой деятельности. При рассмотрении вопроса о продлении сроков Национальный банк принимает во внимание: наличие ходатайства Совета Министров либо министерства, решение судебных органов о взыскании задолженности с контрагента-нерезидента, форс-мажорные обстоятельства.
В сентябре по сравнению с августом выдача разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций сократилась на 92%. На 15 октября объем продленной дебиторской задолженности сократился по сравнению с 1 сентября в 2,5 раза.
Национальный банк продолжит мониторинг предприятий, имеющих наибольший объем задолженности по экспортной выручке.
Банки со своей стороны должны оказать содействие клиентам по снижению дебиторской задолженности предприятий-экспортеров и возврату валютной выручки. Следует оказывать всю необходимую консультативную, организационную и иную поддержку. Следует также работать с банками предприятий-контрагентов по урегулированию данного вопроса.
С учетом отмеченных проблем банкам можно рекомендовать:
1. Проанализировать негативные последствия, вызываемые выходом на единый курс белорусского рубля, в том числе связанные с соблюдением нормативов безопасного функционирования, состоянием текущей ликвидности, динамикой проблемных активов. Необходимо определить и обеспечить выполнение комплекса мер по их ликвидации.
2. Оказывать содействие клиентам по снижению дебиторской задолженности предприятий-экспортеров и возврату экспортной выручки.
3. Продолжить реализацию мер по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности.
4. При осуществлении
Выполняя данные рекомендации, банки внесут существенный вклад в повышение устойчивости банковской системы и обеспечение сбалансированного развития экономики.
3.2. Направление развития банковской системы Республики Беларусь.
Стратегия и основные задачи развития экономики страны на ближайшие 5 лет были одобрены на IV Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы (далее — Программа на 2011—2015 гг.), которая предусматривает три взаимоувязанных направления развития:
● рост благосостояния и улучшение условий жизни населения;
● создание благоприятных условий ведения бизнеса;
● инновационное развитие
и повышение
Важное значение имеет рост благосостояния населения на основе увеличения доходов. В связи с этим Программой на 2011—2015 гг. предусматривается:
● рост реальных располагаемых доходов на 70—76%;
● рост реального ВВП на 62—68%.
Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору. Важно обеспечить его развитие темпами, опережающими темпы развития экономики. Решение этой задачи требует системного видения целей, задач и перспектив развития банков. В этой связи был подготовлен проект Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.
Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами. Национальный банк будет и в дальнейшем обеспечивать устойчивость национальной валюты как важнейшее условие эффективного функционирования банковской системы и стабильного роста экономики в целом. В 2011—2015 гг. сохранится режим привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках горизонтального коридора.
По мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики предполагается повышение гибкости обменного курса в рамках коридора, что может потребовать развития финансовых инструментов хеджирования валютного риска.
В дальнейшем по мере создания условий в качестве цели денежно-кредитной политики может быть установлена “ценовая стабильность”.
Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики.
Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однодневного рублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования. С этой целью Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности: операции на открытом рынке (как основной инструмент регулирования текущей ликвидности банков), постоянно доступные и двусторонние операции, механизм усреднения резервных требований. Для повышения их эффективности планируется: