Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………............. 4

Совокупный спрос…………………………………………………………………..7
1.1 Кривая совокупного спроса и факторы его определяющие……………………...7

1.2 Смещение кривой совокупного спроса………………………………………….. 13

Совокупное предложение………………………………………………………….17
2.1 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы…………..............17

2.2 Смещение кривой совокупного предложения……………....................................25

2.3 Макроэкономическое равновесие…………………………..………………..……26

Заключение……………………………………………………………………………...29

Глоссарий………………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………………..32

Приложение А…………………………………………………………………………..33

Приложение В……………………………………………………………...…………...34

Файлы: 1 файл

Шаповалова Е. М. КР Совокупный спрос и совокупное предложение.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Рисунок 8. равновесный уровень цен и  равновесный реальный объем национального  производства.

     а) равновесие на промежуточном отрезке  кривой совокупного предложения;

     б) равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

       Кривая совокупного предложения  показывает, что при уровне цен  P1 предприятия не повысят реальный объем национального продукта равный Q1. Какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при P1? Кривая совокупного спроса отвечает – Q2.

       Конкуренция среди покупателей  имеющегося реального объема  национального продукта взвинтит  уровень цен до Pe. Повышение уровня цен с P1 до Pe заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Все реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие (рисунок 8а).

     На  рисунке 8б кривая совокупного спроса сдвигает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в общем изменении равновесного реального объема национального производства.

     Чтобы понять, почему так происходит, сначала  отметим, что на рисунке 8б равновесная  цена и равновесный реальный объем  национального производства обозначены Pe и Qe. Если бы промышленный сектор произвел реальный объем национального продукта, Q2, его можно было бы продать. Совокупного спроса и не было бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт.

     Предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qе, и рынок опустел бы. И наоборот, если бы фирмы производили объем национального производства, обозначенный Q1, их  запасы быстро уменьшились, потому что объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Для исследования  полезно необходимо объединить — или агрегировать- огромное количество отдельных товарных рынков в «составной» рынок, на котором основными переменными являются уровень цен и реальный объем национального производства. Это можно сделать с помощью экономической модели «совокупный спрос - совокупное предложение».

     Кривая  совокупного спроса указывает на реальный объем национального производства, который экономика готова приобрести при различных уровнях цен. Нисходящая траектория кривой совокупного спроса обусловлена эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок.

     Существует  несколько неценовых факторов, оказывающих  влияние на реальный объем продукта, который готовы купить потребители  предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Увеличение расходов, вызванное изменениями в одном или нескольких факторах совокупного спроса, смещает кривую совокупного спроса вправо; и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к смещению этой кривой влево.

     Эти сдвиги кривой совокупного спроса следует отличать от изменений в реальном объеме национального производства, возникающих в результате изменений в уровне цен. Изменения в уровне цен приводят к эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок, которыми объясняются падающие траектории кривой совокупного спроса. Изменения в неценовых факторах совокупного спроса вызывают смещения самой кривой совокупного спроса.

       Подводя итоги анализа совокупного  предложения можно сделать следующие  выводы. Форма кривой совокупного  предложения зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции — а потому и с ценами, которые должны позволить предприятиям покрыть расходы и получить прибыль, - при увеличении реального объема национального производства.

     Кривая  совокупного предложения состоит из трех ярко выраженных отрезков: кейнсианского (горизонтального), промежуточного (восходящего) и классического (вертикального). Кейнсианский отрезок кривой горизонтален, потому что при    значительной безработице можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен.

     На  промежуточном отрезке, когда в  производстве появляются узкие места  и используются менее эффективное  оборудование и менее квалифицированные  рабочие, издержки на единицу продукции  увеличиваются. Поэтому на этом отрезке при расширении реального объема национального производства должны повышаться цены.

     Классический  отрезок соответствует состоянию  полной занятости; реальный объем национального  производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса уровень цен поднимается. Но есть и другие факторы, не связанные с увеличением реального объема производства, которые влияют на издержки на единицу продукции.

     К этим факторам относятся цены на ресурсы, производительность и установленные правовые нормы, то есть не ценовые факторы совокупного предложения, перечисленные в приложение В. При прочих равных условия, изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения.

       Смещение кривой совокупного  предложения вправо свидетельствует  о более низких издержках на  единицу продукции и увеличении  совокупного предложения. С другой стороны, смещение кривой совокупного предложения влево означает более высокие издержки на единицу продукции и уменьшение совокупного предложения.

     Основная  модель совокупного спроса и совокупного  предложения является трамплином для  более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем. 
 
 
 

     Глоссарий  

п/п

     Новое понятие Содержание
1      2      3
1 Агрегирование Соединение  отдельных частей показателей в  единый общий показатель
2 Денежная масса Совокупность  наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, предприятия и государство
3 Закон предложения  и предложения Приспособление  производства и предложения по объему и структуре к совокупному  спросу  в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами
4 Неценовые факторы  совокупного предложения Наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, господство на рынке, изменения в  производительности, налоги с предприятии  и субсидии, государственное регулирование
5 Неценовые факторы  совокупного спроса Благосостояние  потребителя, ожидания потребителя, его  задолженность, налоги, процентные ставки, ожидание прибыли от инвестиции, налоги с предприятий, технология, валютные курсы, избыточные мощности
6 Равновесная цена Цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны, при  которой нет ни дефицита, ни избытка  товаров и услуг, которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению
7 Совокупное  предложение Показатель  предложения на макроуровне, отображает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен
8 Совокупные  расходы Общая сумма  расходов в экономике на готовые  изделия и услуги
9 Совокупный  спрос Показатель  спроса на макроуровне, используемый для определения и объяснения уровня цен и реального чистого национального продукта, общего объема товаров и услуг, на который может быть спрос при данных ценах.
10 Эффект храповика Тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания  совокупного спроса, тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева  М.Н.  Макроэкономика: Учебное пособие  – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 112

     2. Экономика : Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/Под ред. А.С Булатова. М.: БЕК, 1997.С. 214-221

     3. Борисов Е.Ф.  Основы экономической  теории М.: Высш. шк., 1999. С. 137-142

     4. макроэкономика: Учебник/Под ред.  К.И. Бобкова, М., 2005, С.10-34

           5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т 1. М., 1992. С. 175-191

     6. Макроэкономика (пер. с англ.) В.  Лукашевича и др. под общ. ред.  Б. Лисовика и др. СПб., 1994. С. 159-164

     7. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики, Учеб. пособие, М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 26-31

     8. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г.  Основы  экономической теории. М.: Экономика, 1995. С. 72-75

     9. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  Курс  экономической теории. Киров: Изд-во  «АСА»,1997, Глава 13 §6

     10.Борисов  Е.Ф.Основы экономической теории. М.:Высш. шк., 1999 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

     Неценовые факторы совокупного спроса 
 

     1. Изменения в  потребительских расходах      а) Благосостояние потребителя

     б) Ожидания потребителя

     в) Задолженность потребителя

     г) Налоги

     2. Изменения в инвестиционных расходах      а) Процентные ставки

     б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

     в) Налоги с предприятий

     г) Технология

     д) Избыточные мощности

     3. Изменения в  государственных расходах  
                               ________________
     4. Изменения в  расходах на чистый объем экспорта      а) Национальный доход в зарубежных странах

     б) Валютные курсы

 

     Приложение 2 
 

     Неценовые факторы совокупного предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного  предложения  
 

     1. Изменения цен  на ресурсы      а) Наличие внутренних ресурсов

        1) земля

        2) трудовые ресурсы

        3) капитал

        4) предпринимательские способности

     б) Цены на импортные ресурсы

     в) Господство на рынке

     2.Изменение производительности      _____________________
     3.Изменения правовых  норм      а) Налоги с предприятий и субсидии

     б) государственное регулирование

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение