Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа
Задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы производства.
Введение……………………………………………………………..…………............. 4
Совокупный спрос…………………………………………………………………..7
1.1 Кривая совокупного спроса и факторы его определяющие……………………...7
1.2 Смещение кривой совокупного спроса………………………………………….. 13
Совокупное предложение………………………………………………………….17
2.1 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы…………..............17
2.2 Смещение кривой совокупного предложения……………....................................25
2.3 Макроэкономическое равновесие…………………………..………………..……26
Заключение……………………………………………………………………………...29
Глоссарий………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение А…………………………………………………………………………..33
Приложение В……………………………………………………………...…………...34
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в приложение А такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. [1, С. 23]
В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. В обратном случае, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы на данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.
Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся. Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Это произойдет, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен.
Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, может заставить его сократить расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.[1, С. 23]
Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С дугой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. [1, С. 23]
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево.
И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменять характер инвестиционных расходов, перечислены в приложении А.. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций и наоборот.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли.
И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей корпораций от капиталовложений, а следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы.
И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо. [1, С. 24]
Государственные расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить российский морской флот.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая российского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках российских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране.
Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, имеются в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова.
Во-первых, более высокий уровень российского экспорта создает более высокий спрос на российские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.
Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на российские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в России. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и российского производства.
Валютные
курсы. Изменение курса рубля по отношению
к другим валютам является вторым фактором,
который оказывает влияние на чистый экспорт,
а следовательно, на совокупный спрос.
1.2
Смещение кривой
совокупного спроса
Предположим,
что домохозяйства и
Как показано на рисунке 6, определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.
На кейнсианском отрезке (рис. 3а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от P5 до P6) и занятости без повышения уровня цен (P1).
На классическом отрезке (рис.
3б) рабочая сила и капитал
используется полностью, и
Рисунок 3. Последствия увеличения совокупного спроса
а) увеличение спроса на кейнсианском отрезке;
б) увеличение спроса на классическом отрезке;
в)
увеличение спроса на промежуточном
отрезке.
На промежуточном отрезке (рис. 3в) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровня цен (от P3 до P1). Повышения уровня цен, связанная с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса повышают уровень цен.
Эффект храповика. Эта модель указывает на то, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.
Но есть один важный фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса – от AD6 до AD5 на рисунке 3б и AD4 к AD3 на рисунке 3в – может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени.
Сложность
состоит в том, что цены, как
на товары, так и на ресурсы становятся
«нерешительными», или негибкими, и
не проявляют тенденции к
Рисунок
4. Эффект храповика
Действия эффекта храпового механизма показаны на рисунке 4. Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика двигается от равновесия P1Q1 в точке е1 на кейнсианском отрезке по направлению к новому равновесию P2Qf в точке е2 на классическом отрезке. Но цены не снижаются так же легко, как повышаются, по крайней мере, в течение короткого периода времени.
Поэтому, если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшаться от AD2 до AD1, экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точке е1., и поэтому сокращение совокупного спроса сдвигает экономику к состоянию равновесия в точке е2. уровень цен останется в точке P2, а реальный объем национального производства снизится до Q2.
Почему цены не имеют тенденцию к понижению? Трудно ответить на этот вопрос. Во- первых, заработная плата, которая обычно составляет до 75% из более общих расходов фирмы, не имеет тенденции к понижению, по крайней мере в течение какого-то периода. При такой неэластичности фирмам чрезвычайно трудно снизить цены и остаться рентабельными.
Но почему зарплата неэластична? Во-первых, часть рабочих работает по договорам, по которым сокращение зарплаты до истечения срока договора запрещается. Кстати, нередко коллективные договоры в основных отраслях промышленности заключаются на три года. А зарплата рабочих, работающих не по договору, обычно изменяется раз в год, а не поквартально или помесячно.
Неэластичность заработной платы увеличивается из-за того, что предприниматели могут не захотеть снижать ставки. На это есть, по крайней мере, две причины. С одной стороны, более низкая заработная плата вполне может оказать негативное влияние на моральное состояние рабочего, а следовательно, и на производительность труда (выработка на одного рабочего).
Другое
объяснение неэластичности цен в
сторону понижения заключается
в том, что многие промышленные фирмы
обладают достаточной монопольной
властью, чтобы противостоять снижению
цен в период снижения спроса.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение