Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа
Проблема частичного и макроэкономического равновесия и способов и средств его обеспечения - центральная проблема курса экономической теории, определяющая его внутреннее содержание. Это ключевая категория экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.
Макроэкономическая теория – это особый взгляд на регулирование экономики, при котором она предстает не «системой народного хозяйства» или «совокупностью отраслей», а огромным, гигантским рынком («макрорынком»).
Введение………………………………………………………………………..3
1 макроэкономическое равновесие: понятие, виды………………………….4
1.1 макроэкономическое равновесие на товарном рынке………….6
1.2 макроэкономическое равновесие на денежном рынке…………9
2 Основные переменные и уравнение модели IS-LM……………………….12
3 Построение кривых IS и LM …………………………………………….....14
4 Фискальная и монетарная политика в рамках модели IS-LM……………19
5 Построение кривой совокупного спроса. Экономическая политика в модели IS-LM при изменение уровня цен…………………………………25
6 Возможности достижения экономического равновесия в РБ……………30
Заключение……………………………………………………………………33
Список используемой литературы………………
В
дальнейшем инфляция издержек приводит
к спаду совокупного
При
однократном и неожиданном
6.
Возможности достижения
макроэкономического
равновесия в РБ
Рассмотрим на примере страны с переходной экономикой - Республики Беларусь.
Если макроэкономическое равновесие нарушается ускоренным ростом совокупного спроса (обгоняющим возможности совокупного предложения), то такой рост следует притормозить. Для этого необходимо увеличить государственные доходы (за счет роста налогов) и уменьшить государственные расходы (за счет сокращения социальных трансфертов). Подобные изменения прямо уменьшают совокупный спрос. И хотя правительству, всегда желающему хорошо выглядеть в глазах избирателей, такое уменьшение крайне неприятно, оно вынуждено идти на это, ибо в противном случае рыночная экономика займется «самолечением», т.е. прибегнет к саморегулированию посредством инфляции, а это ввергнет в хаос уже не только «макрорынок», но и всю макроэкономику, ибо ударит не только по населению (которое правительство рассматривает преимущественно как электорат), но и по производителям.
Одновременно необходимо «подстегнуть» и другую, отстающую в данной ситуации, сторону макрорынка — совокупное предложение. Для этого необходимо увеличить объем государственных закупок, что обеспечит прирост совокупного предложения.
Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постоциалистической трансформации.
В условиях развития РБ как суверенного государства существенно трансформировались функции и структура государственного бюджета. Значительно расширилась его доходная база за счет включения налогов, ранее служивших общегосударственными доходами Советского Союза. В 1991 году при значительном увеличении доходов бюджета расходы были переориентированы на новые приоритеты, обусловленные необходимостью самостоятельного финансирования потребностей экономики, государственного управления и обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Существенно увеличились потребности в финансировании АПК, обслуживание государственного долга, ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что обусловило снижение доли расходов на социально-культурные мероприятия.
С 1 января 1992 года в Беларуси введена новая налоговая система, в основу которой приняты стандарты, близкие к действующим в странах ЕС как по объектам обложения, так и по перечню налогов.
С принятием в 1998 году Закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» введена в действие новая бюджетная классификация РБ.
Государственная
политика в 2011 — 2015 годах будет направлена
на решение следующих вопросов: устранение
недостаточно эффективной структуры
экономики, выражающаяся в высоких
импортоёмкости, материалоемкости и
энергоемкости выпускаемой
Для её реализация предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20% — 21% в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.[10]
В
предстоящей пятилетке
Заключение
Макроэкономическое
равновесие означает такой вариант
выбора в экономике, который бы устраивал
всех субъектов экономической
Линия IS отражает всевозможные комбинации процентной ставки (i) и дохода (у), при которых сбережения (S) равны инвестициям (I), т. е. комбинации, которые соответствуют равновесным значениям на рынке благ.
Линия LM отражает всевозможные комбинации ставки процента (i) и дохода (у), при которых общий спрос на деньги (L) равен общему предложению денег (М). Таким образом, эти комбинации соответствуют равновесию на рынке денег.
Ликвидная ловушка является следствием трансформации отрезка на кривой спекулятивного спроса на деньги. Низкая ставка процента вызывает стремление перевода ценных бумаг в наличные деньги. Это находит свое отражение на виде кривой LM: кривая приобретает практически плоский и протяженный отрезок при минимальной процентной ставке.
Фискальная и монетарная политики являются двумя главными инструментами осуществления экономической стабилизации на макроуровне. Экстремальный кейнсианский случай этой альтернативы экономической политики даст высокую оценку фискальной политике и низкую или даже нулевую оценку монетарной политике.
Монетаристы отвергают фискальную политику с прямо противоположных позиций, отводя главную роль денежно-кредитной или монетарной политике. Ортодоксальные неоклассики и монетаристы не признают поэтому такие категории, как ликвидная и инвестиционная ловушки, мультипликатор — со всеми его составляющими (предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению и т. д.).
Промежуточная ситуация (между крайним кейнсианством и крайним монетаризмом) отражает случай, при котором и фискальная, и монетарная политики могут быть достаточно эффективными.
Итак, мы выяснили, что состояние экономической конъюнктуры зависит от большого количества факторов. Более того, теперь можно судить о правомерности выбора государством методов фискальной или монетарной политики. Это имеет принципиальное значение и при оценке нынешней экономической ситуации в Беларуси.
Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
Основной недостаток нашей налогово-бюджетной системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис, поэтому для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой у нас еще нет.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Беларуси, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Список
литературы
М.Н.Базылева – Минск: Современная школа,2010
10. Официальный сайт Республики Беларусь- http://www. belarus.by
11. Министерство
экономики Республики Беларусь- http://www.economy.gov.by
Информация о работе Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке в рамках модели IS-LM